Найти тему

Как считать себестоимость: простая инструкция для ИП

На глазок определять продажную цену товара или услуги — не лучшее решение. Может оказаться, что она не покроет расходы, и вы будете торговать в убыток. Поэтому начинайте с подсчёта себестоимости. Кажется, что это сложно и нужно только большим предприятиям, но это не так. В статье простыми словами объясним, как считать себестоимость, установить корректную цену и узнать прибыльность каждого продукта.

Для чего считать себестоимость

Есть две главные причины.

Сформировать цену. Она складывается из себестоимости и наценки. В себестоимость попадают все траты на единицу продукта, а наценка — это сколько прибыли вы хотите получить сверху. Если проигнорировать себестоимость и взять цену с потолка или как у конкурента, можно скатиться в убыток.

К примеру, вы печёте торты и берёте за каждый по 2 500 руб., потому что это на 500 руб. ниже, чем у других продавцов за аналогичную кондитерку. Так вы думаете привлечь побольше клиентов и разбогатеть. Но если в себестоимости учитываете только траты на ингредиенты, то можете занизить цену и даже не знать об этом.

Посчитайте, сколько электричества, воды, расходников, часов вашей работы и налогов уходит на один торт. Если в сумме выйдет, к примеру, 2 700 руб., значит, при цене в 2 500 руб. вы остаётесь в накладе. Получаете с каждого торта 200 руб. убытка и чем больше их напечёте, тем в большем минусе окажетесь.

Подсчитать прибыль. Это разница между доходами и расходами.

Доходы или по-другому выручка — это цена единицы продукта, умноженная на количество продаж. К примеру, 10 проданных тортов по 3 000 руб. каждый дадут 30 000 руб. выручки.

Расходы — это себестоимость единицы продукта, умноженная на количество продаж. Допустим, изготовление одного торта обходится вам в 2 300 руб. Значит, расходы на 10 штук составят 23 000 руб.

Вычитаем 23 000 руб. из 30 000 руб. и узнаём, что прибыль составляет 7 000 руб. Если не знать, чему равна себестоимость, то посчитать это значение не получится. А ведь прибыль — это основная метрика, по которой определяют, выгодно вести бизнес или нет.

Именно поэтому некоторые предприниматели прогорают. Они не считают свои траты или считают их неправильно, поэтому ставят некорректные цены на то, что продают. Из-за этого скатываются в убытки, а убыточный бизнес долго не живёт.

Как рассчитать себестоимость: три этапа

Этап 1. Определите прямые траты на продукт

К прямым тратам относится то, без чего продукта не будет. К примеру, для того же кондитера это:

  • стоимость ингредиентов;
  • зарплата кондитера и страховые взносы с неё.

Сложив прямые затраты вы получите сокращённую себестоимость. Она так называется, потому что включает лишь часть от всех затрат бизнеса.

Пример

Кондитер выпек 48 кексов. По рецепту на восемь кексов уходит:

  • 240 г сливочного масла по 1 руб./г;
  • 4 яйца по 7 руб./шт.;
  • 250 г сахара по 0,07 руб./г;
  • 5 г разрыхлителя по 1,3 руб./г.

На выпечку 48 кексов кондитер потратил 2 часа. Оклад кондитера 50 000 руб. при 40-часовой рабочей неделе.

Посчитаем сокращённую себестоимость одного кекса. Начнём с того, что определим траты на ингредиенты.

-2

Теперь вычислим зарплату и страховые взносы кондитера, приходящиеся на один кекс. Для этого узнаем, сколько времени тратит работник на одно изделие, если на 48 штук у него уходит два часа:

2 часа / 48 кексов = 0,041666667 ч./шт.

Приплюсуем страховые взносы. Для малого бизнеса это 30% с зарплаты в пределах МРОТ, и 15% — со всего, что выше. Предположим, что ставка взносов от несчастных случаев — 0,4%. С 50 000 руб. взносы составят:

16 242 руб. × 30% + (50 000 руб. - 16 242 руб.) × 15% + 50 000 руб. × 0,4% = 10 136,3 руб.

Стоимость одного часа работы со взносами, если в месяце будет 160 рабочих часов:

(50 000 руб. + 10 136,3 руб.) / 160 часов = 375,85 руб./ч.

Выходит, на один кекс приходится трудозатрат в рублях:

0,041666667 ч./шт. × 375,85 руб./ч. = 15,66 руб./шт.

Складываем все составляющие сокращённой себестоимости и получаем:

36,50 руб. + 15,66 руб. = 52,16 руб.

Этап 2. Посчитайте косвенные траты на продукт

Косвенные траты — это те, что есть всегда, даже если кондитер из примера ничего не испёк. Например, плата за коммуналку, телефонную и интернет-связь, аренду помещения, рекламу, траты на кондитерское оборудование. Если в штате есть бухгалтер, юрист, уборщица, то их зарплата тоже попадёт в этот перечень. Главный признак косвенных затрат — они не зависят от количества произведённого и проданного, а потому возникнут при любом раскладе с выручкой.

Для начала посчитайте общую величину косвенных трат за месяц. В кондитерской из нашего примера они могут быть такими:

  • зарплата бухгалтера с отчислениями — 60 000 руб.;
  • зарплата продавца с отчислениями — 30 000 руб.;
  • зарплата уборщицы с отчислениями — 15 000 руб.;
  • зарплата smm-менеджера с отчислениями — 30 000 руб.;
  • аренда помещения, в том числе коммуналка — 50 000 руб.;
  • услуги курьер — 12 000 руб.;
  • связь — 1 500 руб.;
  • реклама — 7 000 руб.;
  • хозяйственный инвентарь — 5 000 руб.

Всего — 210 500 руб.

Частичка от этой суммы должна попасть во все продукты кондитерской — в каждый кекс, торт или пирожное. Чтобы посчитать, сколько и в какой, возьмите за основу выручку по каждому продукту. Если уже ведёте бизнес, тогда ориентируйтесь на цифры прошлого месяца. Если только начинаете — прикиньте, что и на сколько ожидаете продать.

Например, в кондитерской такие ожидания на месяц:

  • кексы — 1 800 шт. на 180 000 руб.;
  • торты — 450 шт. на 675 000 руб.;
  • пирожные — 1 500 шт. на 225 000 руб.

Для упрощения предположим, что кондитерская продаёт кексы, торты и пирожные одного вида. Но в жизни так не бывает, поэтому считайте выручку по изделиям каждого вида, например, отдельно по тортам «Прага» и «Птичье молоко».

Теперь посчитаем долю выручки по отдельным продуктам в суммарной выручке. Полученные доли умножим на косвенные траты — 210 500 руб. Так узнаем ту самую частичку косвенных затрат, которая осядет в каждом продукте. В таблице показали, как нужно считать.

-3

Этап 3. Вычислите полную себестоимость

Соберём полную себестоимость из прямых и косвенных трат. Для кексов получим такую величину:

52,16 руб. + 19,49 руб. = 71,65 руб.

Цена ниже этого значения сделает кексы убыточными. В примере ИП продает их по 100 руб. за штуку. Выходит, что с каждого проданного кекса получает 28,35 руб. прибыли.

По такому принципу можно определить себестоимость в производстве, в сфере услуг или в торговле. Везде есть траты, которые напрямую зависят от объёмов производства или продаж, и те, что на эти объёмы не завязаны. Считайте, сколько прямых и косвенных затрат приходится не единицу продукта, затем складывайте. Так узнаете себестоимость.