Найти в Дзене
Мастер Творцов

Джованни-Лоренцо Бернини – «Давид» (1623-1624 годы)

Джованни-Лоренцо Бернини – «Давид»
Джованни-Лоренцо Бернини – «Давид»

Скульптура «Давида» работы Джованни-Лоренцо Бернини (годы жизни 1598-1680) изображает собой библейский момент прямо перед тем, как молодой человек бросает камень, который убивает великана Голиафа – действие, в итоге сделавшее Давида царём. Тело парня скрючено, а выражение лица буквально пронизано сосредоточенностью и напряжением. Его глаза устремлены на цель, а тело находится в позиции, готовой взмахнуть рукой и бросить камень – как пружина, которая вот-вот распрямится. У ног Давида лежат доспехи, что является отсылкой к библейскому тексту, в котором говорится, что Давид снял с себя доспехи, дабы позволить себе более свободно передвигаться, что и отражает его полнейшее доверие к помощи Бога.

Давид был весьма популярным персонажем в кругу художников и скульпторов эпохи Возрождения, таких как Донателло (годы жизни 1386-1466), Андреа дель Верроккьо (годы жизни 1435-1488) и Микеланджело (годы жизни 1475-1564). Но скульптура Бернини радикально отличалась от традиционных и уравновешенных, обращённых вперёд форм. Помимо всего прочего, вместо того, чтобы показывать момент, в конце которого Давид побеждает Голиафа, как это было принято повсеместно, Бернини показывает нам, как парень только лишь пытается бросить свой камень.

Данная скульптура демонстрирует характерное для Бернини изображение решающего момента (идея, придуманная знаменитым фотографом Анри Картье-Брессоном (годы жизни 1908-2004) и реализованная многими более поздними художниками). Он показывает фигуру как часть более широкой истории, при этом создавая иллюзию движения, отражающуюся в позе фигуры и выражении лица.

Историк искусства Эмма Баркер пишет следующее: «Извилистые фигуры и глубоко резные драпировки Бернини бросают вызов ограничениям ниш или же пьедесталов и никак не могут быть связаны или обрамлены лишь одним конкретным видом». Вместо этого зрителю предлагается прогуляться вокруг скульптуры, рассматривая её с разных сторон, дабы полностью оценить каждую деталь творения.

Сын Бернини – Доменико (годы жизни 1657-1723) – считал лицо Давида автопортретом своего отца, и, вполне возможно, именно поэтому он добился того самого выражения, которое хотел лично, что и даёт нам прекрасное представление о том, как же трудился Бернини. Сия скульптура показывает ключевое изменение между эпохой Возрождения и барокко. Художники эпохи Возрождения ранее работали лишь с древними скульптурами, тогда как Бернини творил непосредственно с натуры человеческого тела.

  • Художник – Джованни-Лоренцо Бернини
  • Название – «Давид»
  • Год создания – 1623-1624
  • Высота – 170 сантиметров
  • Материал – Мрамор
  • Место нахождения – Галерея Боргезе (Рим, Италия)