Привет, друзья! Продолжаем подборку статей о прогулках по залам Зимнего дворца, принадлежащих личным покоям супруги императора Александра Второго. Итак, Было и стало: Зимний дворец, спальня и ванная комната Марии Александровны.
Напомню, что после кончины наследника престола, старшего сына Николая, императрица носила траурные платья. То есть, последние 15 лет своей жизни.
Это портрет написан с фотографии, которую сделал придворный фотограф Сергей Львович Левицкий. С середины XIX-го века началась эпоха фотографий.
Императрица в эти годы «потухла», не пользовалась драгоценностями. Слабое здоровье стало ухудшаться. Иногда она подолгу оставалась в своей спальне.
Вот и мы с вами последуем в следующую за Будуаром комнату, в её Спальню.
С правой стороны на фото видна дверь и красная обивка стен Будуара. Его мы посещали в предыдущей статье (она находится Здесь).
А это помещение сейчас оборудовано под выставку музейных экспонатов. И только наличие парных колонн сообщает нам о месте алькова с кроватью императрицы.
Теперь взглянем с этого же ракурса на старую акварель XIX-го века.
Ну, что за чудо эти акварели! Какие же мастера творили в те времена! Как скрупулёзно выписаны все детали интерьера. Великолепие! Как хочется рассмотреть все статуэтки на столе и камине, иконостас у кровати. Слева виден туалетный столик с женскими принадлежностями «по уходу за собой». Люстры, как всегда, неповторимы!
Как приятно заметить, что роспись потолка сохранилась (или восстановлена) на 100%. Но старые люстры с изящными плафонами, естественно, не сохранились.
Закрытая дверь в глубине спальной комнаты ведёт (по-видимому) в личную «солевую пещеру».
Там хворающая императрица дышала солевыми испарениями. Слабые лёгкие заставляли Марию Александровну уезжать лечиться на европейские курорты. Забегая вперёд добавлю, что больная Мария Александровна тихо скончается ночью, в этой спальне, на кровати, в полном одиночестве... Печально.
А мы продолжаем сравнения — «как было и как стало». На этом фото видны роскошные портьеры на окнах. Как на акварели, там они видны чуть слева. А вот на дверях синей драпировки уже нет.
Кстати, до Синей спальни здесь находилась Светло-голубая спальня, её же. И на радость нам, сохранилась старая акварель.
Луиджи Премацци написал эту акварель до 1850 года. Позже великая княгиня Мария Александровна, ставшая в 1855 году императрицей, пожелала сменить драпировку стен и мебели со светло-голубого цвета на ярко-синий. Но как же красиво на акварелях выглядят ковры. Огромные, на всю площадь помещений! Как здесь уютно, гармонично и тепло.
Однако, вернёмся в современность.
Дверь, на фото справа, ведёт в маленькую Ванную комнату императрицы. И мы сейчас туда последуем.
Проследовали и обернулись. Справа на фото осталась спальня императрицы. А ванная комната оказалась совершенно пустой.Но когда-то всё было по-другому. Давайте посмотрим на чудесную акварель Эдуарда Петровича Гау.
Малюсенькая комнатка, а как красиво её изобразил в перспективе художник. Мраморная ванна, кушетка, камин — всё так великолепно!
Дверь слева на акварели не видна (но чуть видна на моём фото, выше) ведёт в Гардеробную комнату императрицы.
О ней и о последнем (несчастном) периоде жизни императрицы Марии Александровны я поведаю в следующей статье.
А четыре предыдущие статьи, о покоях императрицы Марии Александровны в Зимнем дворце, представлены ниже. Жмите и читайте:
Спасибо за прочтение статьи! Берегите себя! До встречи!