Добрый день! По понедельникам (правда, уже реже) я публикую статьи о моём посещении императорских залов в музее Эрмитаж. И сравнении их, сегодняшних, с обликом на старых акварелях. Предыдущие статьи были посвящены покоям императора Александра Второго (они Здесь1 и Здесь2). Сегодня же настала очередь взглянуть на территорию покоев его жены. Итак, Было и стало: Зимний дворец. Белый зал для Марии Александровны.
Вот как выглядела юная супруга императора. Огромные голубые глаза, красивое утонченное лицо, роскошные волосы.
Принцесса Гессенского дома, Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария. Ой-ёй-ёй! Короче, Мария Александровна Романова.
К бракосочетанию Великой княгини Марии Александровны и цесаревича Александра Николаевича, в 1841 году, архитектор Александр Брюллов создаёт Белый зал. На месте трёх гостиных.
Так он выглядит сегодня. Здесь экспонируются произведения искусства Франции 18-го века. Окна Белого зала выходят на Дворцовую площадь.
Этот зал занимает два этажа, он двусветный.
Кстати, по различной форме окон нижнего этажа видно, что раньше здесь действительно были три гостиные.
Белоснежный, торжественный зал, богато украшенный лепниной. Роскошная красота. И мы сразу обращаем внимание на огромные великолепные люстры.
А теперь взглянем на акварель Луиджи Премацци.
Ну, что тут скажешь?! Достойно сохранён это парадный зал. Может быть, потому, что он не был заставлен мебелью и использовался для торжественных мероприятий. Поэтому-то и архитектурное украшение стен сохранилось неизменным до наших дней.
И отрадно заметить, что люстры в неизменном виде находятся на прежних местах.
Белый зал являлся самым великолепным помещением дворца на половине четы наследников престола. Великий князь Александр станет императором Александром Вторым спустя 14 лет после свадьбы.
Посмотрите, насколько щедро покрыт лепным орнаментом цилиндрический свод зала.
На антаблементе колонн в центре зала Брюллов разместил женские фигуры — аллегории искусств. Находясь в этом роскошном месте немного теряешься. И не понимаешь, что же тебе интереснее рассматривать — экспонаты музея или утончённо-богатый декор белоснежного помещения.
Этот камин хорошо виден на старой акварели.
И обратим внимание на позолоченные бронзовые бра-консоли (в левом верхнем углу фото). Им уже 200 лет. Они выполнены по рисунку Огюста Монферрана.
Эти бра-консоли также хорошо видны и на старой кварели. Правда, сегодня они освещаются электрическими лампочками в форме свечей.
Обратите внимание, как густо наполнен фриз маленькими фигурками путти. Младенчиками, по-итальянски.
Оказывается, все они олицетворяли программу будущего правления цесаревича. Путти заняты сельским хозяйством, военным делом, искусством и охотой. Всё не просто так))).
Далее, мы направляемся к двери, которая находится между двух больших полотен. Она ведёт в гостиную Марии Александровны. Не простую, а Золотую гостиную. Но об этом речь пойдёт уже в следующей статье.
Спасибо за прочтение статьи! Спасибо за лайки/комменты/подписки! Берегите себя! До встречи!