Довольно много родителей, придерживается идеи, что не стоит ребенка лишать детства и нагружать какими-то ответственностями до школы.
Между тем, тема успеваемости и успешности в школе напрямую связана с наличием или отсутствием хоть каких-то обязанностей по дому.
▪️До 5 лет, ребенок включается в несколько лайтовом, игровом формате. Это, скорее, помощь маме.
Но перевалив 5-ти летний возраст мы постепенно начинаем ориентировать ребенка на произвольное поведение.
Что это значит?
Ребенок – это одно большое «ХОЧУ». А вот в школе, на «хочу» мы далеко не уедем.
Для многих детей, которые были лишены разумных правил и ограничений, слово «НАДО» становится колоссальным стрессором.
Постепенное мягкое введение, приводит ребенка к осознанию, что какие-то вещи нужно сделать через «Не очень хочу»
▪️Сопоставляет усилия и результат.
Если ребенок будет делать только то, что он хочет делать, без толики внутреннего сопротивления, то ему сложно будут даваться любые вещи, которые не вызывают положительного эмоционального отклика
▪️Видит, что за рутинной работой есть какие-то бонусы.
«Нужно поднапрячься сейчас, но зато потом…»
будет похвала мамы и самоудовлетворение
Получаем удовлетворение.
«Я смог», «Я преодолел», «У меня получилось»
▪️Видит смыслы/последствия своей работы.
До 14-15 лет ( а то и позже) ребенок не понимает в полной мере последствий своей учебы или неучебы в будущем. Это слишком абстрактно для детского мозга. Наша задача через обыденные ситуации дать ребенку прочувствовать причинно-следственные связи.
Смотреть в будущее мы научаемся, оценивая и взвешивая свой вклад через реальные действия.
А не по словам мамы/папы/бабушки.
Делаю=>Получается=>Я доволен/меня подбадривают=>Я понимаю, что меняется во внешней среде=>Понимаю, для чего я делаю
▪️Уверенность в себе
Да! Знаете, какие дети самые неуверенные в себе? Да те, что привыкли, что за них сделает кто-то другой. А если вдруг этот другой заболел, не смог, не сделал – то, все!
«Это мама мне тетрадь не положила», «Это бабушка виновата»
Фактически так ребенок научается полагаться на свои силы.
▪️Нестандартный подход
У тебя есть задача и тебе нужно ее как-то решить. "Каким образом, не скучно, я могу убрать игрушки?", "Как помыть пол веселее?"
▪️Управление временем и расстановка приоритетов.
«Сколько времени нужно потратить на уборку игрушек, чтобы успеть посмотреть мультики?»
«А в следующий раз я буду так же все игрушки вываливать из шкафа или возьму только ту коробку»
Так, что, освобождая ребенка от обыденных дел, вы оказываете ему медвежью услугу.
Как же сложно все это будет постигать тогда, когда вдруг жизнь становится чрезмерно нормированной.