Мозговой Александр Иванович,
к.э.н., доцент, доцент Департамента экономики и управления
(соавт. к.э.н., доцент Крылов А.Н., Государственный Университет Управления, Москва)
Происходящие в российской и мировой экономике процессы цифровизации и конкуренции диктуют необходимость использования новых технологий управления, повышающих эффективность управления проектами, операционными, производственными и иными процессами, предприятиями и организациями, соответствующих современным и перспективным скоростным изменениям, вызовам и трендам.
По мнению авторов заслуживающими внимания, актуальными и эффективными в долгосрочной перспективе являются гибкие процессные методологии семейства Agile, зародившиеся в сфере информационных технологий, в области проектов по разработке программного обеспечения, программных продуктов и имеющие большой потенциал их применения в других сферах и отраслях экономики. Такие методологии с успехом применяются для разработки и поддержки функционально сложных продуктов, для продуктивной и креативной разработки продуктов на итерационной основе, а также для комплексного управления процессами.
Кроме выше указанного они ориентированы на грамотное управление персоналом, человеческими ресурсами, кросс-функциональными командами проектов, на тесное и частое взаимодействие участников команды с заказчиком продукта (продукции, услуги, работы, проекта). Накопленный в сфере информационных технологий, в области проектов по разработке программного обеспечения, программных продуктов потенциал гибких методологий, лучших практик, ценностей и принципов, может с успехом применен и в других направлениях, сферах, отраслях экономики, включая логистику, управление цепочками поставок, производство, телеком, банковскую сферу. Следовательно, данные технологии могут использоваться при управлении промышленными предприятиями.
Суть методологии Agile заключается в гибком, адаптивном подходе к организации решения сложных проблем и задач силами кросс-функциональных самоуправляющихся проектных команд путем адаптивных коротких итераций. Такие команды полномочны принимать коллективные решения в рамках своей компетенции без дополнительных затрат времени на согласование с линейным руководством, вышестоящими руководителями, что свойственно при традиционном подходе управления.
Благодаря этому значительно сокращается затрачиваемое время и организационные усилия, а также снижаются общие (общепроизводственные, общехозяйственные) затраты на разработку конечного продукта.
Agile-методология призвана обеспечить как можно более быструю и гибкую разработку новых продуктов и услуг удовлетворительного для заказчика качества. Данная методология подразумевает целый ряд ключевых процедур:
- различная визуализация промежуточных результатов;
- частые короткие (еженедельные, ежедекадные или ежемесячные) совещания (stand up), на которых предпочтение отдается тесному непосредственному общению, обсуждению проблем и планов (вместо письменной, документальной коммуникации);
- демонстрация промежуточных результатов клиенту (заказчику) в конце каждого этапа («спринта», sprint).
Продолжительность «спринта» (период времени между совещаниями) выбирается каждой кросс-функциональной командой индивидуально, согласно особенностям своей сферы деятельности, специфике выполняемой работы и требований к конечному продукту. Чем более короткий спринт, тем более гибким получается процесс, тем плотнее идет сотрудничество между заказчиком и исполнителями.
Чаще всего длительность спринта берется равной неделе или декаде. Результатом таких совещаний преимущественно является готовый к использованию промежуточный продукт или рабочая версия продукта. Для решения таких задач создаются кросс-функциональные команды, состоящие из:
- различных функциональных специалистов (оптимальное количество семь человек);
- скрам-мастера (SCRUM master), отвечающего за соблюдение всех процедур и принципов;
- cкрам-владельца продукта (SCRUM product owner), который выступает от лица заказчика или конечного пользователя создаваемого продукта.
Владелец продукта выступает связующим звеном между заказчиком/конечным пользователем и кросс-функциональной командой. Скрам-мастер выступает так называемым «служащим лидером», отвечает за эффективную организацию оперативной работы команды, постоянно обучая и консультируя членов проектной команды.
Перед началом каждого спринта его тщательно планируют на встрече всей команды. Внутри спринта проводятся короткие ежедневные пятнадцатиминутные «планерки» команды, на которых обмениваются личными итогами, планами, проблемами и решениями. Как только текущий спринт завершен, проводится его обзор, подведение итогов и планирование следующего. И так может происходить несколько итераций.
Сейчас все больше российских предприятий разных отраслей промышленности и секторов экономики уделяют внимание внедрению (пилотированию), масштабированию и полноценному использованию гибких технологий управления. К ним относятся предприятия тяжелой промышленности, предприятия и организации энергетики, телеком, предприятия торговли и др.
В РФ agile-трансформация, проникновение гибких технологий Agile постепенно, но уверенно набирает обороты.
Так, например по оценкам портала scrumtrek.ru охват гибкими методологиями различных отраслей приведен на рис. 1, а с точки зрения территориального проникновения Agile по России картина представлена на рис. 2.
После полноценного внедрения методологий Agile в 55% случаев значительным положительным результатом компании отмечают увеличение скорости поставки, сокращение времени выхода продуктов на рынок, а в 75% случаев положительным результатом стало улучшение управления меняющимися приоритетами.
На этап пилотирования у 41% опрошенных респондентов уходит около года, а 42% опрошенных компаний на этап трансформации (масштабирования) затрачивают еще 2-3 года. Следовательно, у них на полноценное внедрение гибких методологий уходит примерно 3-4 года. Отметим, что степень agile-компетентности компаний, уровень зрелости компаний в области гибких методологий различный:
- 13% имеют высокий уровень компетенции в Agile всей компании;
- 46% внедрили, но находятся пока на этапе становления;
- 33% проводят пока лишь локальные эксперименты с Agile методологиями, принципами и технологиями.
В России самым популярным среди Agile-подходов является SCRUM (в среднем его использовали 43% компаний), в целом в мире его популярность составляет 54%. Число предприятий из сферы материального производства внедряющих гибкие методологии (технологии) Agile (SCRUM, Kanban, Scrumban, Scrum/XP и др.) продолжает постепенно расти.
Кроме перечисленных методологий на некоторых предприятиях стала применяться концепция быстрореагирующего производства (quick response manufacturing, QRM). Она позволяет сократить сроки выполнения многих операций за счет сокращения или ликвидации многих временных потерь.
В российских компаниях стали появляться новые должности, такие как scrum-мастера, scrum-владельцы продукта и agile-коучи, а вот должности менеджеров проектов постепенно ими вытесняются.
Таким образом, внедрение гибких методологий (технологий) значительно повышает эффективность управления предприятиями, процессами, проектами, которая выражается в следующих выгодах и аспектах (перечислены по мере убывания средней вероятности их появления на предприятиях):
- повысилась управляемость меняющимися приоритетами в постоянно изменяющейся внешней среде;
- улучшилась прозрачность ведения проектов;
- ускорились поставки, уменьшился срок вывода продуктов на рынок;
- выросла степень согласованности бизнес-процессов;
- повысилась мотивация проектных команд;
- увеличилась производительность труда;
- повысилось качество продуктов;
- возросла эффективность управления распределенными командами;
- повысилась надежность поставок;
- улучшилась инженерная культура;
- снизилась трудоемкость поддержки продуктов;
- уменьшились проектные риски и затраты.