В этом посте мы поразмыслим о выборе, который порой становится весьма сложной дилеммой, особенно для начинающих музыкантов. И действительно, когда вы только собираете свой первый студийный сет-ап выбор микрофона является одним из самых приоритетных решений, на который приходится основной фокус внимания. Итак, обо всём по порядку. Для начала небольшой экскурс в историю и техническую составляющую.
Если прибегнуть к техническим формулировкам, то конденсаторный микрофон - это устройство преобразования акустических колебаний в электрические. В основе его схемы находится конденсатор, мембрана которого, под воздействием звукового давления совершает колебательный движения относительно закреплённого неподвижно электрода. Такой метод позволяет в значительной степени обеспечить высокую и качественную передачу сигнала.
Но самое главное различие лампового и обычного конденсаторного микрофона заключается в предусилителе, который помещён в самом корпусе микрофона. Это обусловлено тем, что сам по себе сигнал очень слаб и подвержен искажениям, во время своего путешествия по длинному кабелю до внешнего предусилителя. Поэтому очень важно усилить его начиная с корпуса микрофона. И тут в дело вступают разные виды предусилителей. Как правило, их два вида - транзисторный и ламповый. Собственно, просто конденсаторным микрофоном называют тот, который в схеме своего предусилителя имеет полевой транзистор, а ламповый - лампу, соответственно.
С техническим устройством разобрались и теперь поговорим о преимуществах. Если говорить о качестве звука, то и конденсаторные, и ламповые микрофоны очень детально и ёмко передают весь записываемый сигнал. В то же время, ламповый микрофон обладает характерным окрасом. Лампа влияет на сатурацию и текстуру звука, делая тембр более “тёплым”, объёмным. Принято считать, что звук ламповых усилителей более приятен человеческому уху за счёт вносимых гармоник в записываемый сигнал. Конденсаторный микрофон тоже способен вносить подобные искажения, но делает это по-другому, менее заметно и не настолько выраженно.
Теперь перейдём к конкретным примерам. И для этого нам потребуется два микрофона - конденсаторный МК-117 и ламповый - МКЛ-5000.
Как мы можем заметить из описания и спецификации, области применения у микрофонов схожи - вокал, ударные, акустические инструменты и так далее.
Конденсаторный микрофон МК-117 несколько практичнее в комплекте поставки - размер кейса, в котором поставляется микрофон, в формате ДШВ составляет всего - 19х10х9, в то время как ламповый МКЛ-5000 поставляется в солидном деревянном кейсе размером уже 50х30х16. Такие габариты обусловлены и комплектом поставки - ламповый микрофон всегда нуждается ещё и во внешнем блоке питания. Также сопутствующий комплект - соединительный и кабель питания, держатель микрофона на стойку сказываются и на габаритах, и на весе. К слову, ввиду этих весовых особенностей ламповому микрофону зачастую требуется ещё и более массивная стойка.
Помимо этого, МКЛ-5000 имеет ряд преимуществ перед МК-117, например, переключаемые характеристики направленности - круг, кардиоида и восьмёрка, в то время как МК-117 имеет только кардиодную направленность.
Разумеется, если вы собираете свой начальный сет-ап, для вас важную роль будет играть и цена микрофона - ламповый микрофон во всех случаях стоит гораздо дороже конденсаторного. Цена обуславливается, в первую очередь, высокой стоимостью и качеством ламп, устанавливаемых в микрофон. Стоимость полевых транзисторов значительно ниже.
Резюмируя, можно сделать следующий вывод - в любой студии звукозаписи одним микрофоном не обойдёшься. Наличие внушительного парка микрофонов - ленточных, конденсаторных, ламповых, динамических кардиоидных - позволяет вам комбинировать вариации, создавая посредством этого разные тембры и звучания, что открывает перед вами широкие возможности в звукозаписи. На начальном этапе можно обойтись и одним конденсаторным, например, уже вышеупомянутым МК-117 или МК-115. Однако, в будущем наличие такого микрофона как МКЛ-5000 откроет перед вами просто безграничные возможности в звукозаписи.