В этом посте мы рассмотрим основные принципы психоакустики и разберёмся в областях её применения в звукозаписи. Психоакустика — наука, изучающая восприятие звука человеком, взаимодействие физических характеристик звука (частоты, амплитуды, тембра) с психофизиологическими процессами. Она исследует, как слуховая система преобразует акустические сигналы в субъективные ощущения громкости, высоты звука, тембра и локализации источника. К основным принципам психоакустики относятся: Маскировка звуков — когда более громкий звук делает менее слышимым другой, менее интенсивный звук. Это зависит от частотного диапазона: низкочастотные звуки эффективнее маскируют высокочастотные, чем наоборот. Кстати, этот принцип активно используется в lossless аудиокодеках (MP3, AAC) — звуки, не воспринимаемые человеческим ухом из-за маскировки, отбрасываются для сжатия данных. Локализация звука — способность человека определять направление на источник звука благодаря разнице времени прихода звуковых волн к каждому уху. Эти различия позволяют мозгу вычислять положение источника звука в горизонтальной плоскости. Громкость и восприятие амплитуды — поскольку громкость звука не линейно связана с амплитудой звукового сигнала. Важный факт — человеческое ухо чувствительнее к частотам от 2 до 5 кГц, что объясняется особенностями резонанса ушного канала. Это учитывается в кривых Флетчера-Мэнсона, которые показывают, как меняется восприятие громкости в зависимости от частоты и уровня звукового давления. Высота звука и гармоники Высота звука определяется основной частотой, однако наличие гармоник влияет на субъективное восприятие высоты. Например, широко известный эффект «пропавшего основного тона» возникает, когда основная частота отсутствует, но присутствуют её гармоники, и мозг автоматически достраивает восприятие высоты. Влияние тембра — этот параметр определяется спектральным составом сигнала и временем затухания частотных компонентов. Он позволяет различать звуки с одинаковой высотой и громкостью, но разными спектральными характеристиками. В фундаментальных основах психоакустики следует обратить внимание на структуру слуховой системы и когнитивную обработку звуков. Знание психоакустики позволяет более точно и правильно выстраивать звучание микса — работать с тембрами, учитывать правильный подбор микрофонов. Например, для сбалансированного звучания микса, где нужно подчеркнуть характерные тембры, лучше всего использовать разные микрофоны, с разными амплитудно-частотными характеристиками. Как вариант, пару конденсаторных — МК-012 и МК-117, которые будут отвечать за передачу высокочастотного спектра и ленточный микрофон МЛ 52-02 — для передачи низкочастотной составляющей инструментов.
3 часа назад