Здесь русский дух!
Здесь Русью пахнет!
-----------------------------------------
Любил наш отец баньку «по черному». В целом, за восемь сознательных лет, мне довелось мыться в трех разных банях, построенных на отцовском дворе.
Самая экзотическая была баня, созданная в начале пятидесятых годов.
Практически, это было приземистое саманное помещение с низкой притолокой. У нее был невысокий, сантиметров сорок от земли полог. Внутри баня была черная, почти как низ сковородки или чугунка, только не блестящая, а матовая. А запах в ней был слегка подкопченный.
Баньку топили регулярно, и это была как святая христианская традиция. Мог сойти поезд с рельс, могли отключить свет, могло не быть керосина и мы могли вечером в доме находиться при лучине. Но никакие события не могли отменить баню!
-Завтра баню истопим- говорил папа маме, если завтра была не суббота. Сама топка бани была отцовским делом. Он колдовал около нее с утра. Особым шиком было очень жарко натопить баню и при этом мало истратить дров.
А ещё нужно было наносить холодной воды, сделать её запас, приготовить берёзовые веники. Опасность в себе таил угарный газ. Нужно было убрать остатки углей и проветрить баню.
По первому пару шли в баньку мужики. В нашем доме это было право отца. Он брал с собой старшего брата Ивана. Я запомнил, как через час – полтора они приходили распаренные. Тела у них были красные как у раков.
Отцу перед баней подавали стопку чистого белья, и из бани он приходил в нижнем белье, завязки кальсон были не завязаны в низу. Он казался мне высоким и сильным, выпивал после бани несколько кружек чая.
Глядя на него во всем белом, я сравнивал его внешний вид с ангелом из разговоров набожных старушек. Мне казалось, что ангелы именно такие, только с большими крыльями, как у гусей, когда они вдруг вспомнив о древних инстинктах, начинают ими размахивать.
Мыла меня с Витькой в баньке мамка. Я не любил эту процедуру, и плакать начинал заранее. Она сильно меня не уговаривала. Просто брала на руки и несла, а Витька, держась за подол, добирался самостоятельно.
Мать о чем-то разговаривала, осуществляя приготовления, а я плакал. Вот она уже навела теплой воды в тазу, вот намочила мое тело. Витька, как «большой» что-то делал сам. Я постепенно забывался, и слезы мои заканчивались.
- Вот видишь, дурашка, вода теплая и не жарко, сейчас немножко поддадим и попарим тебя, - усыпляла мою бдительность мать.
Она делала необходимые приготовления и потихоньку поддавала на камни горячей воды.
Воздух наполнялся сухим жаром и начинался кромешный АД!
Парила нас она в несколько приемов, а уже напаренных, больно терла растительной мочалкой. Весь намыленный я, при попадании мыльной пены в глаза, орал, как резанный. И мне уже не было больно от мочалки.
Она одевала меня в нижнее белье после ополаскивания прохладной водой, заворачивала в полотенце и отдавала кому-то из сестер.
В доме было натоплено, тепло, пахло чистым бельем и утюгом. Потом все ужинали и пили чай с блинами и вареньем.
Со временем память раздваивает события в моей голове. Когда была банька по-черному, наша семья жила в землянке. А когда был построен дом, баня была перенесена через помещение, в другое место. И какое-то время у нас бань было две. Старой уже не пользовались, она была как экзотический памятник.
Говорят теперь, что очень полезная это была баня.
-----------------------------------
Баня парит, баня правит, баня все исправит!
------------
1