Найти в Дзене
alexunited

Чем плохо подмечать аналогии, ничего не доказывая, и при чём здесь Петерсон?

Всем известны учебники Людмилы Георгиевны Петерсон по математике для начальной школы. В начале века многие школы по ним учились, и это считалось усиленной программой - немногочисленные учителя, умевшие работать с этими учебниками, добивались высоких результатов, а у большинства дети выпадали в осадок и порождали родительские стоны в зарождавшихся интернетах, а также сильно омолаживали контингент репетиторских клиентов, пополняя его собой. Потом линейка учебников Петерсон разрослась и до средней школы, увеличив число недовольных, а потом её вдруг убрали из числа рекомендованных.

Убрали примерно за то же, что я ругаю в современной школе: за алгоритмы и шаблоны, которые давались ученикам без должных доказательств и даже не очень-то системно.

И лучше, разумеется, не стало. Потому что с учебниками Людмилы Георгиевны умный и адекватный учитель мог сыграть на сильных сторонах и своим трудом компенсировать слабые, научив детей хорошо и правильно - а с идиотскими учебниками линейки "Школа России" шансов немного даже у выдающихся педагогов. Хотя эти учебники прикрываются именем Марии Игнатьевны Моро, как и сильно испорченные современные версии учебников якобы Виленкина, они просто никуда не годятся. Зато, вроде бы, не сильно вредят сами по себе, хотя это неточно. На пятиклассников, которых в начальной школе учили по этим учебникам, я насмотрелся. Возможно, что дело в учителях или детях, а не в том, что что-то не так с учебниками.

Но жертвы неправильного обучения "по Петерсону" (самое время сделать тут отсылку на неправильное склонение фамилии автора учебников - в силу того, что фамилия мужского рода, многие ошибочно думали, что за инициалами Л.Г. Петерсон скрывается мужчина) выросли и массово скрываются среди нас. Они могут быть взрослыми, могут быть студентами, могут - старшеклассниками. Но у всех у них есть одна общая черта, воспитанная учебниками: они подмечают во всём аналогии и закономерности, даже те, которых на самом деле нет, и умеют делать выводы, иногда даже приводящие их к верному ответу из неверных соображений, а чаще - к неверному.

Как говорил мне второклассник, которого бесила эта формулировка, "ничего я не замечаю!"
Как говорил мне второклассник, которого бесила эта формулировка, "ничего я не замечаю!"

И среди старшеклассников, которые приходят готовиться к ЕГЭ, определить тех, кто неправильно учился по учебникам Людмилы Георгиевны, очень легко. Они не способны к анализу примеров, подводящих к формулировке правила, но при этом очень любят формулировать какую-то собственную закономерность и этой своей закономерности держаться, несмотря на все свидетельства в пользу того, что она неверна. Почему я виню в таком поведении именно учебник? Потому что заданий из серии "сформулируй закономерность" там с избытком. Причём в этих заданиях можно придумать кучу разных закономерностей, и творчески одарённый ребёнок легко придумает что-нибудь достаточно извращённое. Но дальше надо что-то доказать, потом сравнить разные варианты по удобству и красоте - а если этого не сделать, то в голове закрепляется паттерн "придумать какую-то правдоподобную фигню, и я король".

-3

Это трудно переделывать. Ломать устоявшиеся поведенческие привычки даже у шести-семиклассников больно и опасно, а уж в десятом-одиннадцатом это уже практически нереально. Здоровенные лбы, чей жизненный опыт уже шагнул за все мыслимые рубежи, не согласятся признать привычку, за которую их в школе много лет усердно хвалили, ошибочной.

Вот отличная шутка про закономерности, которые трудно заметить и ещё труднее оспорить.
Вот отличная шутка про закономерности, которые трудно заметить и ещё труднее оспорить.

При этом я продолжаю утверждать, что учебники Петерсон, во многом, хороши (уж по крайней мере в сравнении с тем, что есть сейчас - не считая учебников М.И. Башмакова и учебников к методике Эльконина-Давыдова, которых я ещё не видел, но недавно услышал, как их хвалят), но, в отличие от учебников, нейтральных в плане требования к работающему по ним учителю, они очень в этом отношении требовательные. А так как учитель начальных классов должен знать основы и методики обучения сразу нескольким предметам, ожидать от него глубокого понимания математики и требовать умения работать именно с конкретным учебником, трудно. Получается, что лучше выдать добротному специалисту менее спорный учебник, чтобы хотя бы не навредить школьникам неправильным обращением с ним.

Судя по фамилиям соавторов на обложке этого учебника, уважаемые мной люди очень серьёзно воспринимают методические заслуги Людмилы Георгиевны Петерсон.
Судя по фамилиям соавторов на обложке этого учебника, уважаемые мной люди очень серьёзно воспринимают методические заслуги Людмилы Георгиевны Петерсон.

Ясно, что проблемы обезьянок с алгоритмами, о которых я пишу постоянно, не начались с учебников Людмилы Георгиевны. Можно ли утверждать, что эти проблемы усугубились её учебниками (и неправильной работой с ними), я тоже не знаю. Старшеклассников, которые не видят правильной аналогии, стремясь найти неправильную, вижу регулярно. И переучиваю их с трудом, болью и, увы, с далеко не стопроцентным успехом. И пока не понимаю, за счёт чего удаётся всё-таки переучить - думаю, что каким-то хитрым сочетанием трудолюбия (что редкость сейчас) ученика и моей персональной харизмы. Систематизировать не получается.