Найти в Дзене
alexunited

Феминитивы...

Оглавление

Немало копий сломано и коричневой субстанции на вентилятор наброшено по поводу использования в устной и письменной речи форм, неодобряемых словарями, но якобы подчёркивающих достижения женщин в различных областях.

Источник: https://www.sobaka.ru/city/science/71329
Источник: https://www.sobaka.ru/city/science/71329

На всякий случай, если кто-то не знает меня и не читал моих прежних текстов, то сразу скажу две вещи: я категорически против любой дискриминации и возвышения/принижения людей по принадлежности к полу/расе/религии и ужасно не люблю любую глупость.

Немного перефразируем классика...
Немного перефразируем классика...

Поэтому моё отношение к такому явлению, как радикальный феминизм, абсолютно симметрично моему отношению к широко распространённому в наши дни мужскому шовинизму - оба этих явления мне равно противны.

Откуда берутся феминитивы?

Они просто есть. Но не везде. Для некоторых значений - используются, для некоторых - перестали, для некоторых - никогда не использовались.

Для начала разберём пару аргументов сторонников уродования речи в угоду повесточке. Самый первый и главный козырь: якобы именования в мужском роде создают иллюзию, что все великие люди были мужчинами. То есть великий математик Эмми Нётер, великий химик Мария Кюри или выдающийся политик Маргарет Тэтчер не задают своими достижениями пример нынешним девочкам, если не переименовать их в "математичку", "химичку" и "политичку" (я намеренно беру здесь не самый благозвучный вариант предлагаемого феминитива, хотя "математиня" звучит ещё хуже).

Несколько ближе к жизни аргумент, связанный с тем, что, скажем, педагог и методист "Л. Петерсон", автор множества учебников, и замечательный учёный-лингвист "Н. Бонк", тоже автор учебных пособий, воспринимаются многими на слух как мужчины - большинство учится "по Петерсону" и "по Бонку", хотя они Людмила Георгиевна и Наталья Александровна - якобы, если мы скажем "педагогиня", "методистка" или "учёная-лингвистка", то мы спасём место этих выдающихся женщин в истории.

В латышском языке у имён собственных в именительном падеже есть обязательное падежное окончание, которое различается для мужского и женского рода, поэтому мужчина будет Петерсонс, а женщина - Петерсона. Вуаля - решение намного изящнее ужасных феминитивов, хотя и тоже требующее реформировать язык.

Третий аргумент связан с перегибами в истреблении существующих феминитивов - наиболее яркий пример идиотизма в этом отношении я читал здесь; переписывание ведомости из-за того, что студентку нельзя так назвать, а нужно переименовать в студента - явная глупость. Кстати, автор той статьи, на которую я сослался - кандидат филологических наук, член Филологического совета Тотального диктанта, автор книги «Русский без нагрузки» - вроде бы поддерживает использование феминитивов, но не использует их в отношении себя в подписи к своей статье...

Почему они не приживаются?

Потому что настоящее равноправие предполагает, что мы оцениваем, скажем, специалистов в тех или иных профессиях по их качествам, а не по принадлежности к определённому полу. Потому что нам важно, чтобы, скажем, пилот гражданской авиации доставил нас из одного аэропорта в другой, а повар в ресторане приготовил блюдо, от которого мы не отравимся - какого пола или вероисповедания эти пилот и повар, нас не волнует. И всевозможные "авторки" и "режиссёрки", утверждающие, что за "мужским" термином скрывается их естество, ничем не лучше тех, кто пытается отрицать их профессионализм на основании пола.

В ресторанах почти всегда девушки представляясь говорят: "Я буду вашим официантом", а вовсе не "официанткой". Вряд ли они при этом чувствуют себя в чём-то ущемлёнными.

Исторически феминитивы вроде "докторицы" перестали использоваться как раз потому, что ассоциировались с издевательским отношением - как только мы ко всем докторам, независимо от их пола, стали относиться одинаково и требовать одинаково, необходимость показать различие по половому происхождению отпала.

Анна Ахматова была поэтом, а Татьяна Лиознова - режиссёром. Юнна Мориц называет себя "поэткой", но не потому, что хочет подчеркнуть свой гендер, а из скромности и кокетства потому же, почему Тимур Шаов предпочитает называть свои песни "песенками".

Некоторые феминитивы остались: в основном, в тех профессиях, которые практикуются большим количеством женщин, чем мужчин. Учительница, например, зовётся именно так. Продавщица тоже. Остались слова студентка и журналистка, писательница тоже часто используется. Утверждение о том, что никаких феминитивов в русском языке нет (или что их очень мало), используемое как сторонниками придумывания новых, так и противниками, неверно.

То есть не работает ни аргумент против "не надо вводить то, чего нет и не было", ни аргумент за "надо ввести то, чего никогда не было". Было и есть, но не то чтобы прижилось. Язык живой, он меняется и то, что большинство носителей не будет произносить, в нём не приживётся: хоть заставляй на новый манер говорить, хоть заставляй на старый - а выживет та норма, за которую окажется большинство носителей.

Где остановиться?

И вот это тоже интересный вопрос. Предположим, что сторонники новых слов правы и вводить новые феминитивы в речь нужно. В каком объёме?

Допустим, продублируем абсолютно все профессии. Привыкнем. Но разве "отбитым" радикалам этого окажется достаточно? Конечно нет, они ведь не видят берегов - и продолжат требовать новых изменений!

Например, есть именования мальчик и девочка. При этом обоих можно назвать словом "ребёнок". Или нельзя? Скажем, что "ребёнок" - слово мужского рода - может означать только мальчика, а девочку уже придётся называть "ребёнка"? Или "подросток" - тоже слово мужского рода - тоже не может быть девочкой, а девочка станет "подросткой"? Ну и, для коллекции, ещё и просто женщина будет не "человек", а "человека"...

Абсурд? Ну да, а "авторки" с "редакторками" не абсурд...

Можно тысячу раз повторить слово "халва", но во рту слаще не станет! Можно заставить шовиниста произносить жутко кривые слова, но он не станет от этого более уважительно относиться к женщинам. И наоборот: можно с уважением относиться к тому, что режиссёр, продюсер, писатель или доктор может быть любого пола.

Как говорилось в нестареющей оперетте: "Икс, Игрек - какая разница, был бы человек хороший!"

До какого момента хорошее правильное начинание ещё может оставаться хорошим и правильным, а после него уже становится диким бредом?

#общество и политика #русский язык #феминизм