Сейчас отвечу, но начать придется с самого начала. Пожалуйста, наберитесь немного терпения.
Засушливое сердце Аравии мало интересовало великие империи Азии. Ни Персия, ни Рим, ни его наследница Византия, ни ранее Древний Египет сюда не совались. Просто потому, что здесь жило мало людей, жалкие оазисы не были способны прокормить армию, а какие-либо полезные ресурсы отсутствовали.
Тем не менее, регион был близок к старым цивилизациям, за счет этого имел довольно развитую экономику и культуру. А его стратегическое положение рано позволило наладить торговлю с Индией. Поэтому местное общество мало уступало более плодородным областям востока, несмотря на скудность земли.
Так и жили местные арабы сами по себе: кебаб и бирьяни кушали, развлекались тем, что закапывали в землю новорожденных девочек, не имея возможности их прокормить. Но 530-х годах начался климатический пессимум раннего средневековья, температура в Аравии снизилась на 1-2 °C.
Это привело к бурному расцвету земледелия и росту населения, прежде находившегося на устойчиво низком уровне. Арабам вдруг стало тесно, начались взаимные набеги и войны. Это породило желание вернуть назад старые-добрые времена и стало социальной основой для возникновения ислама. Но сейчас не о том.
Напротив, соседи испытывали проблемы с климатом, начались эпидемии чумы и серия тяжелых войн Восточного Рима и империи Сасанидов. Поэтому никто из них не оказался против миграции трудолюбивых арабов, которые были готовы работать за «спасибо». В начале 7-го века Левант и Месопотамия имели уже значительные массы арабского населения.
В самой Аравии сложилось два центра силы. Первый был расположен на западном побережье, где из-за близости моря и горного хребта существовали наилучшие условия для земледелия. С севера на юг у шла вереница городов, посередине которой находилась Мекка. Эта область называлась Хиджаз – от арабского слова «разделять», поскольку она отделяет пустыню от моря.
Местные жители быстро смекнули выгоду центрального положения. Со временем они получили статус культурной столицы арабского язычества и перевалочным пунктом караванной торговли. Ведущим племенем здесь были курайшиты – народ священников и торговцев.
В 610-м году курайшит по имени Абуль-Касим Мухаммад ибн Абдуллах, более известный, как пророк Мухаммед, после медитации и молитв в пещере вернулся в родной город и сказал: «Все мы – дети Авраама и Моисея, наша вера должна быть единой, все идолы должны быть отринуты». Позднее он собственноручно разбил все истуканы Каабы.
В жарком сердце Аравии были свои политические расклады. Там население было меньше, потому что оазисов было меньше, бедуины политически доминировали над оседлыми – зато народ был стойкий и невзыскательный. Торговля обходила эти места стороной, а главным племенем было бану ханифа. Их земля называлась Неджд, по-арабски – «возвышенность».
В тех же 610-х годах ханифит по имени Маслама ибн Хабиб точно так же вернулся в родной город и сказал: ««Все мы – дети Авраама и Моисея, наша вера должна быть единой, все идолы должны быть отринуты. Но вера Мухаммеда и его последователей – неправильная».
У мусульман были ресурсы их более плодородного края и Халид ибн аль-Валид – величайший полководец Арабского халифата, победитель язычников, ужас персов и византийцев. Со своими ребятами он раскатал в пыль ополчение ханифитов, после чего те приняли ислам.
Очень скоро столица арабов была перенесена в более населенные и стратегически доступные места. Хиджаз, где находились священные для мусульман места, они всегда сохраняли под своим контролем. Тогда как Неджд очень быстро отпал, поскольку не представлял из себя угрозы, да и не было там ничего ценного. Поэтому ни одна исламская империя, преемница халифата, не испытывала желания вернуть его под свою власть.
Перенесемся в 15-й век. Человек по имени Мани ибн Рабиа аль-Мурайди из племени бану ханифа со своим родом живет на побережье Персидского залива, занимается земледелием и рыбной ловлей. В середине столетия его дальний родственник Ибн Дир пригласил парня переселиться к себе в Неджд, поскольку его земля оскудела после набега бедуинов. Тот пришел с домом и дружиной, прикупил еще немного земли и построил там крепость Эд-Диръия – первую столицу будущего Саудовского государства.
Этот самый Мани был первым известным представителем семьи аль-Сауд. Обратите внимание: саудиты, хоть и правят преимущественно бедуинской страной, сами по происхождению они не бедуины, а из оседлых арабов с давней земледельческой культурой. Это важно для понимания истории и внутренней политики всех арабских государств.
Но само имя династии было получено еще через несколько столетий. В начале 18-го века в Эд-Диръие правила семья аль-Мукрин во главе с шейхом Саудом бин Мухаммадом. В политическом плане он уже что-то мог, но все еще оставался лишь крупным помещиком, властелином овец и двух рощ с финиковыми пальмами.
В то время более цивилизованные и богатые соседи воспринимали арабов из центральной части полуострова лишь, как непонятных угрюмых оборванцев, которые нападают на одиноких путников и воруют овец по ночам. Причем, иногда получают люлей и от путников, и от овец.
Но затем они доказали, что куда серьезнее, нежели о них принято думать. Мухаммад, сын Сауда, заключил стратегический союз с проповедником Мухаммадом ибн Абдул Ваххабом, который призывал вернуться к чистому исламу времен пророка, без элементов идолопоклонства и остальной мишуры. Это от его имени получил название ваххабизм.
Так в 1744-м году был основан Дирийский эмират, он же Первое Саудовское государство. Власть там передавалась, как согласно европейскому правилу майората, т.е., от отца к старшему сыну. Что иногда не мешало амбициозным младшим сыновьям улучшить свои шансы на наследование с помощью яда или кинжала.
Главным стратегическим противником стали проклятые капиталисты изнеженные арабы Хиджаза. От жителей Неджда они отличались как по культуре, так и этнически: за многие поколения немало паломников осело в священных местах. Правила там династия Хашимитов, происходящая от тех курайшитов, что были родственниками пророка Мухаммеда.
Причинами столкновения был как экономический антагонизм, так и отличия в трактовке ислама. Все это хорошо легло на давнюю племенную вражду: ханифиты и такая их часть, как род Саудов, приняли ислам, но не забыли о своем поражении от курайшитов тысячу лет назад. Поскольку арабское общество сохраняет племенную структуру, об этом очень хорошо помнят. Да и потом тоже тёрки были.
И отныне пришло время поквитаться за все. Арабы Хиджаза за века благополучия отвыкли от военной службы. Но теперь Османская империя ослабела и более не была способна их защищать. В течение второй половины 18-го века ваххабиты завоюют большую часть Аравии. А в начале следующего столетия присоединят Хиджаз и священные мусульманские города.
Это станет последней каплей, Османская империя попросит своих вассалов-египтян, чтобы те усмирили зарвавшихся бедуинов. В течение 1811-1818-х годов страна пирамид проведет в Аравии СВО и оставит там ограниченный миротворческий контингент, в результате чего Дирийский эмират будет разрушен. Голову эмира, отделенную от него самого, турки искупали в водах Босфора.
Но в следующие десятилетия из-за проблем с логистикой Египет был вынужден вывести свои войска. И власть Саудов со временем восстановилась. Теперь это был эмират Неджд или же Второе Саудовское государство. Его территория была гораздо меньше, столица впервые переехала в Эр-Рияд. На этот раз династия не смогла установить стабильное правление. Отныне власть передавалась только с помощь яда и кинжала. Поэтому новый эмират в 1891-м году распался сам собой.
Во время Первой мировой британцы решили воспользоваться недовольством арабов в сторону затянувшегося господства Османской империи. Как всегда, была сделана ставка на два местных центра силы: земледельцев Хиджаза и бедуинов Неджда. То бишь, на Хашимитов и Саудитов.
Первые обладали большим авторитетом во всем арабском мире, вторые были злобные Буратино и воевали гораздо лучше. Одни получили Ирак, Сирию, Иорданию – хотя только в последней правят по сей день. Другие таки смогли на этот раз не только завоевать большую часть полуострова, но и его удержать.
В стране сохраняется некоторое культурное противостояние. Хиджаз до сих пор не похож на Неджд, как непохожи оседлые арабы на бедуинов. Искони ваххабитский Эр-Рияд считается более консервативным городом. Там строго исполняются все возможные исламские правила, в отличие от либеральных по местным меркам Медины и Мекки. При этом, род, который правит страной, имеет не вполне бедуинское происхождение, хотя и освоился среди скотоводов за прошедшие века.
Только лишь один ваххабизм позволяет держать их вместе, а еще больше этому способствует нефть. Ведь осел, нагруженный золотом, не только возьмет любую крепость, но и позволяет сильно снизить социальные противоречия, путем вливания бабла в проблемные сферы. Третьим столпом Саудовской Аравии является стратегический союз с западными державами. До Второй Мировой это была Британская империя, после нее – США.
На этот раз Саудиты не установили жесткую систему наследования, помня о том, как сложно у них ранее передавалась власть. Было введено нечто вроде русской средневековой лествицы, когда трон получает не старший сын, а старший в роду. Т.е., не первенец бывшего монарха, а чаще всего, его младший брат. Все основные государственные посты, равно как и нефтяные доходы, справедливо делятся между членами этой семьи, чтобы умерить их амбиции.