В свободное от службы время глава Калабинской сельской администрации (Задонский район, Липецкой области) Виктор Сергеевич Татаринцев запирает дверь кабинета и идет на рыбалку. За ним следом – жена Ольга Дмитриевна, учитель начальной школы. Тут же ее свекровь Тамара Ивановна, отставив все дела, с радостью направляется на речку. И примкнувший к ним сосед Александр Иванович Князев, учитель, берет садок и шагает в том же направлении. Такая вот дружная семья рыболовов живет в задонском селе Калабино. На днях восемнадцать килограммов поймали…
Но это не все. И это – не главное. Дело в том, что все четверо ловят рыбу… руками. Началось это не вчера – к примеру, глава этим занимается пятьдесят лет. А Тамар Ивановна – все семьдесят, ведь ей теперь восемьдесят один годок… Она-то всех и приучила… И сноху тоже. Сидела как-то Ольга Дмитриевна на бережку, пока муж с матерью под кустами шарили, да еще поторапливала – пора, мол, домой – дела… И тут из воды на берег прямо к ее ногам прилетела рыбина. Одна, вторая, третья… Усидишь тут! И она смело шагнула в воду. И на свете одним страстным рыболовом стало больше…
… Мы приехали на Дон к назначенному часу. Был полдень, облака попрятались, солнце старалось на пятерку, но вода…, но у воды, но в воде – как бы сказать поделикатнее – было свежо: середина сентября все-таки! Ах, как славно любоваться этими донскими перекатами, этими речными морщинками и солнечным бликами, но снять, я извиняюсь за подробность, штаны, и сунуться в воду…– это уж как-то не очень романтично! А кое-кому предстояло залезть в реку по шею и, отплевываясь от волны, искать наощупь скользких язей, плотвиц, карпов – что попадется. И так час или два…
У рыболовов на крыше авто была привязана резиновая лодка, в багажнике – мотор. Предстояло плыть к другому берегу, где были кусты и прочие неявные признаки «рыбьего места».
В это время Тамара Ивановна шутя отбивалась от журналистов:
– Не надо меня снимать… Нашли артистку! Да и не поймала еще ничего, о чем говорить…
– А вдруг ничего не попадется?
– Это уж как получится…
– Течения не боитесь, ведь это Дон, да и до того берега вон сколько?
– Последний раз я его в семьдесят семь лет переплывала. Да и сейчас могу…
– Но водичка-то студеная…
– Не-а, мы до холодов ловим. Лишь бы ветра не было…
– А как вы относитесь к браконьерам?
– Взяла бы электроудочку да об голову…
– Вы рыбу продаете?
– Когда много, раздаем по кулечкам соседям…
Пока мы беседовали, Князев уже присел в воде за кустами – какой рыбак будет тянуть волынку?
– Ну что там, Иваныч? – бросает нас бабуля и ходко семенит к воде
– Тут одна мелочь… Не формат!
А Виктор Сергеевич вспоминает позавчерашнее:
– Жена нашла голавля под корягой… Не достать! Руки коротки. Лезу я – почти до жабр дотянулся. Но ведь почти! А он рванул и ушел. А был, я думаю, килограмма на четыре… Ну, ничего, сегодня попадется…
Дальше все как на съемочной площадке. Все лезут в лодку. Мотор!
Рыбалка такая. Выбрав место у берега, все четверо, растопырив руки, как бы берут сегмент реки в охапку и тихонько шагают к берегу. А там, в сплошной темноте, руки находят гладкую спину рыбы и легонько, нежно, трепетно подбираются к жабрам. Дальше – дело техники.
– Есть! – слышим сдавленный шепот рыбака, и первая добыча шлепается на дно лодки.
Выражать радость (как и иные чувства) тут нельзя – рыба хорошо слышит (а может, и понимает). Конечно, нам было интересно наблюдать за Тамарой Ивановной. Но кусты скрывали детали. Периодически она бросала в лодку крепких, с ладошку, рыб. Радостной улыбки на лице за осокой было не видно…
Итог рыбалки: десять килограмм за полтора часа! И никаких червячков, мормышек, живцов и мудреных крючков с катушками!
Правда, того самого голавля на четыре кило не поймали. Ну, до следующего раза. Деваться-то ему некуда.
Два года назад Тамары Ивановны не стало. Но селяне рыбу ловить не перестали. Руками – а чем же еще?
Автор Александр Косякин