Найти тему

Half-Life 25 лет спустя (Black Mesa)

Приветствую всех!

19 ноября старушке Халве исполнилось без малого 25 лет. Трудно поверить, что столько лет прошло с её выхода. Чем не повод перепройти игру? Собственно, я и перепрошёл. Правда, не оригинал, а ремейк – Black Mesa. Да и причиной послужило не 25-летие со дня выхода оригинала, а вышедший не так давно руссификатор, который даже не нужно устанавливать отдельно. Он уже есть в игре (во всяком случае, в стим-версии). Но, так или иначе, игру я перепрошел и хотелось бы сказать по этому поводу несколько слов.

Сразу же оговорюсь, я не планирую делать какого-то глобального обзора игры. О ней и без этого все знают, а сам я не настолько в теме Халвы, чтобы привнести в свой разбор что-то новое и интересное. Поэтому, здесь будет лишь краткое мнение о самостоятельном ремейке под названием Black Mesa, вышедшем в 2020 году.

Half-Life (1998)
Half-Life (1998)

Оригинальную Half-Life я проходил лишь один раз, в начале нулевых, и помню её довольно смутно. А вот Black Mesa была пройдена 3 раза. Первый раз, когда её выпустили в ранний доступ (тогда в игре ещё не был доступен мир Зен). Второй раз – на релизе. И последний раз – сейчас.

Собственно – игра офигенная. По большей части – это заслуга оригинала, который не зря считается одной из важнейших вех игровой индустрии. Но без доработки напильником и шлифовки «нулёвочкой», Black Mesa не выделилась бы на фоне оригинальной Халвы и не стала бы столь популярной.

Лишним подтверждением этому можно считать недавно выпиленную из Стима Half-Life: Source, которая является прямым переносом оригинала на движок Source. Black Mesa, в свою очередь, работает на том же движке, но в случае с ней, игра переносилась на этот движок вручную, с использованием его возможностей.

Black Mesa (2020)
Black Mesa (2020)

Помимо прочего, были переработаны некоторые уровни и искусственный интеллект противников. Я не настолько хорошо помню оригинал, чтобы в деталях сказать, какие уровни и насколько были переделаны, но из того, что мне точно известно – была сокращена глава с покатушками на вагонетке (как одна из самых унылых) и сильно переработан мир Зен. Касательно Зен даже по себе могу точно сказать, что в оригинале он мне помнится довольно нудным. Здесь же, наоборот – мир Зен выполнен добротно. Не говоря уже о том, насколько офигенно он выглядит! Вероятно, был переделан и финальный босс, так как мне кажется, что сражение с ним протекало несколько иначе (но это не точно).

Что касается искусственного интеллекта, то тут мне трудно сказать, что в нём изменилось по сравнению с оригинальной игрой, так как я слишком плохо помню этот её аспект. Но могу сказать, что на нормальном уровне сложности, враги ведут себя довольно адекватно и активно используют укрытия. Хотя и бывают случаи, что они просто прут вперёд на Фримена, получая в прямо рожу дозу свинца несовместимую с жизнью.

-4

Тут правда, стоит упомянуть ещё и о том, что у меня сложилось впечатление, будто ИИ подправили ТОЛЬКО противникам. Иначе как объяснить поведение охранника-интеллектуала, который, разрывая на груди тельняшку, отважно выскочил прямо под только что включенные мной турели.

Касательно графики – выглядит Black Mesa, разумеется, не вполне современно. Но это и не удивительно. Всё-таки движку Source уже 20 лет. Да и разработка самой Чёрной Мезы началась ещё в середине нулевых, как раз в ответ на выход упомянутой выше Half-Life: Source. Сначала, она была выпущена в виде бесплатного мода и уже сильно позже переработана в самостоятельную игру, с одобрения Valve.

-5

При этом, сказать, что игра выглядит плохо у меня язык не повернётся. Более того, даже современные игры в некоторых аспектах запросто могут выглядеть хуже, несмотря на продвинутые технологии. А иногда из-за кривого использования этих технологий.

Ну а мир Зен в Black Mesa, выглядит, повторюсь, просто обалденно безо всяких скидок, что достигается за счёт качественного артдирекшена.

-6

Переработали в ремейке не только графику и некоторые локации, но и саундтрек. Насколько я знаю, музыка в ремейке, преимущественно новая, написанная специально под него (но это не точно). Так или иначе, звучит саундтрек Black Mesa просто великолепно! В отличие от многих музыкальных тем, которые очень органично и атмосферно звучат в игре/фильме, но в отрыве слушать их не хочется, здесь многие композиции запросто можно слушать и самостоятельно. Собственно, эти строки я пишу на фоне играющего саундтрека игры. Благодарить за это следует Джоэля Нильсена.

Впрочем, нельзя сказать и то, что Black Mesa лишена недостатков. На мой взгляд, большинство из них являются скорее наследием оригинала. Местами игрок может цепляться за некоторые объекты. Местами, задевая подобные не всегда заметные объекты, можно прыгнуть не совсем туда, куда собирался. В одном моменте, почти в конце игры, у меня был эпизод, где я не заметил силовой кабель, поскольку его часть с вилкой слегка ушла под текстуру и очень долго бегал вокруг да около, пытаясь понять, где и что я упустил. Передвижение противников местами ощущается дёргано и нереалистично, что несколько мешает в них целиться.

-7

Но давайте вспомним современные игры с их косяками. Я уже молчу о том, в каком техническом состоянии большинство нынешних игр выходят. На этом фоне, Black Mesa – фактически лишена технических косяков.

Ну и не стоит забывать, что во времена оригинальной Half-Life, игровая индустрия ещё лишь формировалась, развиваясь огромными темпами. Несмотря на её революционность, сегодня построение геймплея и взаимодействия игрока с окружением делают несколько иначе. Причём, не всегда в лучшую сторону.

-8

Порой как раз не хватает подобных игр, без перегруженного нагромождением механик геймплея, с простой прогрессией и построением сюжета безо всяких часовых диалогов с кат-сценами, которые отнимают времени чуть ли не больше, чем непосредственно геймплей и без миллиона записок. Весь сюжет здесь подаётся по ходу игрового процесса и лишь иногда перебивается диалогами или монологами других персонажей. К тому же, в большинстве этих моментов, диалоги можно просто игнорировать.

Неприятно удивило то, что в некоторых моментах Black Mesa начинала подтормаживать, а местами даже сильно тормозить. Впрочем, это исправлялось перезапуском игры. Такое ощущение, будто происходила какая-то утечка памяти, что и вызывало тормоза.

-9

Но в целом, Black Mesa оставляет после себя очень положительное впечатление. Это отличная игра, в которую стоит сыграть каждому, кто любит добротные шутеры. Тем более, это уже в некотором роде, часть истории становления игровой индустрии.

К сожалению, насколько мне известно, Crowbar Collective (авторы ремейка) не планируют выпускать ремейков для дополнений Opposing Force и Blue Shift. Такие ремейки делаются, но совершенно другими людьми и безо всякой связи с Crowbar Collective.

На этом всё. Спасибо за внимание.