Человечество всё ближе и ближе подходит к созданию человекоподобного робота, а влияние робототехники зашкаливает уже сегодня.
Нас не удивляет, что мы легко проигрываем в шахматы искусственному интеллекту, но по какой-то причине это не заставляет нас уважать его. Возможно, мы находимся в положении аристократов, которые однажды недооценили зависимый от них люд.
На первый взгляд кажется, что мы всегда можем отключить свой смартфон или ноутбук, и это даёт нам право считать себя выше машины. С другой стороны, машинам начинает подчиняться всё больше человеческих сфер жизни, что создаёт всё большую зависимость от искусственного интеллекта.
С научной и практической точки зрения, восстание машин в том виде, как это сформулировали в Голливуде, невозможно. По крайней мере, пока. Однако это не означает, чтоб проблемы нет.
На примере искусственного интеллекта, который легко обыгрывает вас в шахматы, можно выстроить концепцию отношения человека и машины. Человек вкладывает свои знания, опыт, разрабатывает алгоритм, а также способ материализации того, о чём будет «мыслить» машина.
Пока это различные экраны с «умозаключениями» машины, двигательные процессы (например, робот-пылесос), производственная деятельность. Немалую часть материализации «мысли» машин занимает информационное пространство, которое уже по социальным сетям разносит результаты «творчества» нейросетей и алгоритмы информации, которую должен потреблять человек.
Выходит, что человек вкладывает в свое творение не только свои силу и знания, а знания и силу всего человечества, так как искусственный интеллект – это дитя абсолютно всех учёных, которые творили до сегодняшнего дня, начиная с самых древних. Такая концентрация знания в одном механизме, которым, например, сегодня является Интернет, является сосредоточением огромной силы. Это не означает, что она угрожает человеку, это означает, что с ней необходимо считаться. И считаться именно как с силой, а не с тем, что собирает пыль у вас в доме по заданному маршруту.
Ещё шаг и человек создаст человекоподобного робота.
К этому надо быть готовыми, иначе последствия могут оказаться непоправимыми и вот по какой причине.
Этот переломный момент перевернёт всё, человеку придётся переработать весь опыт философии, этики, психологии и даже права. Прошлый опыт может оказаться совершенно не пригодным к отношениям человека и человекоподобного робота.
Так получилось, что наука позволила человеку приблизиться к статусу Бога, и это не в рамках религиозного понятия.
Это архетип существа, которое не имеет границ для воплощения своих желаний. «Делаю что хочу!», «Получу, что хочу!». Когда это относится к экрану смартфона, никого это не смущает. Хочешь смотреть «приколы» – смотри. Хочешь смотреть ролики про убийства или иные преступления – пожалуйста, смотри. Вариантов огромное количество: это касается и игр, и музыки, и текстов, и изображений.
А как быть, когда в роли раба окажется существо, которое внешне ничем не отличается от человека?
Долгое время человечество искало ответ на вопрос «кто я?».
Сегодня самый эффективный ответ дает бихевиоризм. Данное учение отрицает умозрительные и неосязаемые механизмы (такие как любовь, душа, свобода, мечта). В парадигме бихевиоризма ключевое значение имеет последовательность взаимодействия внешней среды и человека. Любовь, с точки зрения бихевиоризма, – это своего рода биологический симбиоз, где один живой субъект видит в другом субъекте возможность удовлетворения своих потребностей, даже если они касаются видимого доставления удовольствия объекту любви. В любом случае конечная точка и мотив этого действия –удовольствие того, кто совершает это действие. И неважно, позитивное оно, негативное или даже жертвенное по отношению к себе. Конечной точкой с позиций бихевиоризма всегда будет личный интерес.
Мать думает, что любит дитя. Бихевиорист уверен, что это обыкновенный инстинкт и эгоизм, свойственный людям. В своём дитя человек видит продолжение самого себя.
Если мать не любит своё дитя, люди осуждают её, а бихевиорист констатирует недостаточное развитие материнского инстинкта, отыскивает брешь в социальной адаптации личности матери, связанной с детскими травмами, алкогольными и иными зависимостями.
Такой подход составляет основу современной идейной концепции ядра человеческой цивилизации, выражающейся в единой рыночной, валютной, информационной среде.
А теперь представьте, что при таком мировоззрении человечество получает возможность эксплуатировать человекоподобного робота.
С точки зрения объективной действительности, это будет та же машина, но с точки зрения психики и восприятия человека – это будет человек. Ассоциация человека с машиной (самого себя с машиной) – это квинтэссенция проблемы при создании человекоподобного робота.
Представьте, что со своим человекоподобным роботом человек может делать в стенах своего дома абсолютно всё, что пожелает.
Он может его бить, гладить, унижать и даже разделить на части. Никаких правовых последствий для человека не наступит. Кроме того, человек сможет требовать воплощения любых своих желаний от человекоподобного робота, а с точки зрения психики субъекта, человек получит возможность требовать всего, что пожелает от другого человека.
Ведь человекоподобная машина и нужна для того, чтобы человек верил в то, что с ним рядом другой человек, а не машина.
Логичным следствием этого будет размытие для такого хозяина человекоподобной машины границ прав и свобод других людей, которые уже будут живыми, а не искусственными. Своего рода у человека будет складываться условный рефлекс абсолютной свободы собственной воли по отношению к себе подобным.
Можно, конечно, ограничить действия человека по отношению к человекоподобному роботу правовыми путями, но как осуществлять контроль?
Кто опять же будет заявителем по делу? Машина подчиняется человеку, и такую функцию может заложить только создатель. Но зачем клиенту машина, которая будет ему отказывать и ограничивать его волю? Или и того хуже: вести за ним наблюдение, чтобы потом сдать представителям закона? С точки зрения бихевиоризма, – это абсурд, поэтому, если встанет вопрос прибыли, никто не откажется от продажи человекоподобного робота с возможностью делать с ним, что захочется.
Окружив себя человекоподобными роботами в своём доме, живой человек может стать в роль Бога, а это окончательно откроет ящик Пандоры самых тёмных сторон человеческой психики.
Этот ящик и так значительно приоткрылся. Человек уже сегодня может получить практически всё что хочет с помощью экрана своего электронного устройства. В визуальных образах недостатка нет. Услужливая «Алиса» уже сегодня удовлетворит огромный перечень желаний своего хозяина и даже поддержит с ним диалог.
Клишированный портрет современного человека выглядит малопривлекательно.
Это ленивый, самовлюблённый эгоист, радующийся тому, что приносит ему удовольствие и подчёркивает его значимость количеством денег и подписчиков.
С появлением человекоподобного робота всё это лишь усугубится.
Знаете ли вы, какое направление информации самое популярное сегодня? Порнография.
Ни просвещение, ни наука, ни политика не волнуют и не затягивают человека так, как это делает индустрия для взрослых.
Миллионы предложений и миллиарды просмотров ежедневно.
Знаете ли вы, что темы, которые используется в информации для взрослых, зачастую далеки от заявленных традиционных ценностей?
Считается, что первые зачатки государственности взяли начало с запретом инцеста – так называемое Табу. Так вот в информационной среде для взрослых эта тема занимает огромную нишу. Она эксплуатируется в самых разных вариациях. И это не самое жуткое и извращенное направление человеческих потребностей.
Теперь представьте, что миллиарды людей, вовлечённых с разной степенью глубины в информацию для взрослых, получат возможность воплотить свои фантазии и визуальные образы на человекоподобном роботе.
Массовый человек далёк от ценностей гуманизма. Наоборот, среднестатистический человек хочет властвовать, хочет подавлять и хочет реализовать самые жуткие фантазии. Поэтому не стоит рассчитывать, что с появлением человекоподобного робота живой человек будет с ним вести увлечённые беседы о высоком. Такие, конечно, будут, но их процент будет равен проценту тех, кто сейчас в поисковике ищет не Сашу Грей, а Михаила Юрьевича Лермонтова.
Можно, конечно, посетовать, что рано бьём тревогу, тут бы разобраться с обезьяноподобными людьми, а уж потом о роботах переживать.
Штука в том, что с полуживотным состоянием масс нужно бороться уже сейчас и, если есть энтузиасты, которые скажут, что всё не так плохо, то пусть заглянут в статистику товарооборота в сфере продажи книг и в сфере продажи алкоголя. Эти нехитрые значения легко отобразят реальную картину того, к чему сегодня склоняются массы.