С 30 апреля 1985 года множество советских детей могло вздохнуть спокойно. Хоть и не знало об этом. Детсадовцы могли не бояться идти в школу, а школьники — что в классе будет продолжаться планомерное издевательство над ними.
Леворукий — значит ленивый
О чем речь? Приблизительно 8-15% людей являются левшами. Разумеется, в странах, где практикуется массовое дошкольное и начальное образование, леворукость ребенка становится заметной педагогам моментально. Но в СССР она считалась дефектом.
В детских книжках и журнальных публикациях обнародовались рассказы и стихи, где леворукость подвергалась критике. Она подавалась как недостаток, какой вполне возможно устранить. Да, и ребенок должен постараться! Леворукость — это такая разновидность лени, если ты упорно ешь, причесываешься, пишешь левой рукой — это ты просто упрямишься и ленишься. Не хочешь заставлять работать правую руку, не умеешь бороться с трудностями!
Фактически такой месседж — в стихотворении прекрасного детского поэта Агнии Барто «Кошка-невидимка» из цикла «Вовка — добрая душа».
Леворукий мальчик Петька характеризуется как «увалень». Играя в снежки, он действует «не спеша». А снежки бросает левой рукой, потому что «Он с ней не справится никак, Никак не сладит с ней».
Заметьте: Барто как о чем-то само собой разумеющемся пишет, что над Петькой смеются другие мальчики, товарищи по игре. Ни малейшего осуждения насмешников: ну правильно же смеются, нечего быть левшой!
Как показывает опыт многих воспитателей и педагогов, дети не смеются над физическими недостатками других детей, они спокойно принимают их в свою среду — если взрослые не акцентируют внимания на том, что ребенок какой-то не такой, отличающийся от прочих.
Но в стихотворении Барто инициатива «гнобить» Петьку исходит именно от взрослых. Петька даже мечтает о стране и городе, «Где за обедом не твердят: «Смирнов! Какой рукой едят?». Обратите внимание: действие происходит в детском саду.
И если бы главный герой, тот самый «Вовка-добрая душа», не научил Петьку пользоваться правой рукой, в школе леворукому мальчику пришлось бы еще тяжелее. Там нужно писать, использовать левую для других сложных задач… И если бы Петя упорно продолжал пользоваться левой — вы бы ему не позавидовали. Его ждало куда худшее, чем насмешки товарищей по играм.
Зачем и как переучивали
Все просто: советские Минздрав и Минпрос смотрели в будущее. Дети — военный и рабочий ресурс. Как левша будет управляться на производстве и в армии, где все приспособлено под «нормальных» праворуких людей?
Учесть процент левшей и хоть какую-то часть быта и рабочего пространства приспособить под них? Нет, не слышали. Советский гражданин обязан соответствовать нормам. Не отличаться и не выделяться! Пользование правой рукой — норма, потому что ее использует большинство. Значит, леворукость — отклонение. И с ним нужно планомерно бороться! И подключить к борьбе родителей!
Формально одной из причин переучивания в школе считались сложности с письмом. До появления шариковых ручек в школах писали чернильными. Левша при письме слева направо неизбежно смазывал левой рукой невысохшие чернила, письмо получалось «грязным».
Методы переучивания левшей варьировались в зависимости от степени жестокости педагогов. Самые адекватные старались морально воздействовать на «неправильного» ребенка: постоянно оговаривали, как того Вовку в детском саду, напоминали, какой рукой нужно пользоваться. Более «старательные» (в плохом смысле) высмеивали леворукого ребенка, побуждали класс к буллингу: «Все смотрите на Васю — ну сколько можно ему говорить. Ребята, а ну-ка хором: «Вася! Пиши правой!».
Совсем упертые (да, таких было в советской школе больше 0 — то есть в любом случае больше, чем нужно) использовали какие-то инквизиторские методы: привязывание левой руки ребенка к стулу, чтобы он физически не мог действовать ею во время урока, удары по рукам указкой или деревянной линейкой.
Родителям также внушали необходимость бороться с леворукостью. Предлагали бинтовать пальцы левой руки, надевать на нее варежку — лишь бы готовил уроки исключительно правой. Сегодня это кажется глубоким идиотизмом — да им и является.
Чем завершалась переделка леворуких в правильных
Хотите узнать о результатах переучивания?
Автор этих строк — переученный левша. Я научился писать печатными буквами до школы, естественно, левой. Но в школе потребовалось писать правой. Давления со стороны моей первой учительницы я не помню (у нее были другие «тараканы» в плане взаимодействия с детьми — тоже крупные и отборные) — но моих родителей она обработала знатно. Но они, как и большинство советских людей, были на работе, когда я приходил из школы и садился за уроки. Вместо них органом контроля выступала бабушка. При приготовлении всех письменных заданий она буквально «висела» надо мной, следя, чтобы прописи выводились непременно правой.
Конечно, писать не предназначенной для этого от природы рукой у меня сначала получалось с большим трудом. Учеником я был старательным и очень переживал, что буквы не выходят ровными и красивыми. Бабушка же вовсю старалась, чтобы они получались именно такими. Она комментировала каждую примерно так:
- Это не Ш, а забор кривой! Что это за М? Это мешок с г…!
Красивого почерка у меня так и не сформировалось. Я стал путать «право» и «лево», перестал нормально ориентироваться в пространстве. Практически невыполнимой задачей было научиться узнавать время по стрелочным часам — я путал «по часовой стрелке» и «против». Ведь, переучивая меня, насильно изменяли и деятельность мозга — у меня активнее работало не правое (как должно было быть), а левое полушарие.
Нет, способность к творчеству никуда не ушла. А вот способность к точным наукам, и так невеликая, сильно пострадала. С анализом и логикой у меня было отвратительно, хотя именно левое полушарие заставляли работать в несвойственном ему режиме.
Но по сравнению с другими переученными я практически не пострадал.
«Перекроенные» советские левши сообщают о более серьезных последствиях переучивания. У таких детей развивались:
- заикание;
- нервные тики — частое моргание глазами, непроизвольные подергивания лицевых мышц, конечностей;
- нарушения координации движений;
- нарушения способности ориентации в пространстве;
- хронический стресс;
- обострения хронических заболеваний (бронхиальная астма, нейродермит и другие).
Из-за постоянного психологического прессинга в школе и дома маленькие левши ощущали себя изгоями в коллективе, «неправильными», чуть ли не уродами. Их настроение было подавленным, многих мучили ночные кошмары, энурез, у них развивались неврологические расстройства.
Одна из жестко переученных советских левшей сообщает, что ей и во взрослом возрасте приходится постоянно контролировать свои движения, потеря контроля грозит падением. Второй так и не освоил вождение автомобиля. Третья «зависает» над отвинчиванием крышек — не помнит, в какую сторону это делать…
Счастливый финал: лучше поздно, чем...
Научные исследования свидетельствуют: полное переучивание левшей невозможно. Ведущим у них остается правое полушарие, и лишь часть таких «переученных» способна полностью адаптироваться к «праворукой» жизни. Остальные действуют левой по-прежнему или обеими руками.
30.04.1985 советским Минздравом наконец был утвержден ряд методических рекомендаций: «Выявление леворукости и психогигиена леворуких детей». Их разработали сотрудники кафедры психиатрии в Ворошиловском мединституте и НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР.
В июне 1985 состоялся Первый Всесоюзный семинар «Охрана здоровья леворуких детей» (Ворошиловград, ныне Луганск). Его участники постарались внедрить в мозги педагогов, воспитателей и родителей мысль о том, что переучивание вредно, и следует учитывать биологические особенности левшей.
В 1986 году Минпрос СССР принял нормативные акты, защищающие леворуких детей от переучивания. На прилавках магазинов появились прописи, бытовые и учебные принадлежности для леворуких. Страна признала свою ошибку — перед тем, как уйти в небытие. А скольких детей успела изуродовать?
В вашей семье в советское время были левши? Вы знаете истории о переучивании? Или вы сами — переученный левша? Делитесь историями в комментариях!