Найти в Дзене
АртеФакты

Почему Леонардо увлекался образами Мадонны с младенцем: 3 вечных истории на холсте

Рисунок, сгенерированный нейросетью
Рисунок, сгенерированный нейросетью

Работая в мастерской Верроккьо, Леонардо продолжал заниматься популярными темами на флорентийском рынке. Самыми востребованными и пользующимися наибольшим спросом были изображения Мадонны с младенцем на руках. Они часто помещались в спальне для сопровождения вечерней молитвы, а также были прекрасным и всегда уместным подарком. Неудивительно, что Леонардо написал три варианта этого сюжета подряд в течение нескольких лет.

Мадонна Дрейфус. 1470–1475 годы. Темпера, доска. 15,8x12,7 см. Национальная галерея искусств (Вашингтон, США).
Мадонна Дрейфус. 1470–1475 годы. Темпера, доска. 15,8x12,7 см. Национальная галерея искусств (Вашингтон, США).

Первая из этих картин известна как «Мадонна Дрейфус». Не все эксперты согласны с авторством Леонардо, так как работа выглядит схематичной и грубой. Однако некоторые детали указывают на мастерскую Верроккьо. Идея разместить "Мадонну с Младенцем" между двух окон, с видом на пейзаж, берет начало во фламандской живописи. Пейзаж условный, но создает контраст с черной поверхностью, на фоне которой выделяется лицо Мадонны. Мадонна бледна, с прямой спиной, удерживает ребенка так, как это изображалось на барельефах Андреа. Эта работа может быть упражнением в определенном стиле, следуя примеру учителя.

Леонардо да Винчи Мадонна с гвоздикой ок. 1474–1478 масло, доска 62×47,5 см Старая пинакотека Мюнхен
Леонардо да Винчи Мадонна с гвоздикой ок. 1474–1478 масло, доска 62×47,5 см Старая пинакотека Мюнхен

Когда некоторое время спустя Леонардо снова обратился к этому сюжету, он сделал решительный шаг вперед. В «Мадонне с гвоздикой» Мария протягивает Иисусу цветок, предсказывающий его страсти и смерть, как и любая деталь красного цвета, расположенная рядом с младенцем Христом. В «Благовещении» рождение и смерть сосуществуют, начало и конец представлены одновременно. Композиция картины традиционна: Мадонна в центре, на фоне темной стены с двумя окнами. Младенец тянется за цветком, но его лицо кажется отсутствующим. Да Винчи сосредоточился на природных элементах: пейзаж сквозь бифорий, затянутый сфумато. На переднем плане изысканные складки одеяния Марии, вокруг подушки с младенцем. Леонардо использовал приемы фламандской живописи.

Леонардо да Винчи Мадонна Бенуа ок. 1478–1480 масло, холст (еще доска) 49×33 см Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Леонардо да Винчи Мадонна Бенуа ок. 1478–1480 масло, холст (еще доска) 49×33 см Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург

Только в «Мадонне Веща» (другое название – «Мадонна с цветком») его манера приобретает черты большей оригинальности. Эта Мадонна – настоящая мама. Картина появилась на рынке только в начале XIX века, когда странствующий итальянский музыкант вытащил ее из мешка, чтобы продать русскому купцу из Астрахани. На картине - Мадонна, улыбающаяся девочка, играющая со своим младенцем. Жесты естественны, Мария сидит на скамье, младенец пытается схватить цветок распятия. Поза свободная и непринужденная.

Леонардо изобразил домашнюю сценку так реалистично, что написали два нимба над головами Марии и Иисуса, чтобы подтвердить их идентичность. Он убрал золотые украшения, престол, колонны и другие знаки величия. Эта Богоматерь напоминает его мать, и художник передал отношения матери и ребенка с непревзойденной непосредственностью. Эта работа отличалась от привычных и вызывала недоумение заказчиков. Она была забыта и всплыла лишь через четыре столетия.