Эрику Булатову, одному из самых дорогих современных русских художников, в сентябре исполнилось 90 лет. Его картины представлены во всех главных музеях мира — от любимой художником с детства Третьяковской галереи до Музея Соломона Гуггенхайма. С 1990-х годов он живет и работает в Париже вместе со своей женой и музой Натальей Булатовой. Вспоминаем главное из жизни художника и 10 самых известных работ, которые открыли миру соц-арт в искусстве.
Эрик Булатов родился в 1933 году в Екатеринбурге. Родители-театралы назвали сына в честь главного героя драмы Августа Стриндберга — короля Эрика XIV, которого играл их любимый актер Михаил Чехов.
В 25 лет Эрик окончил московский Художественный институт имени Сурикова и начал работать в детских литературных издательствах «Детгиз» и «Малыш», где тридцать лет иллюстрировал детские книги вместе со своим лучшим другом Олегом Васильевым.
«Вся детская книга у тебя в руках. Ее строишь, как архитектуру. Картинки иногда несут больше смысла, чем текст», — рассказывает Эрик Булатов в документальном фильме Третьяковской галереи «Художник говорит».
Своими учителями Булатов называет Роберта Фалька и Владимира Фаворского. Фальк признавал только французское искусство и научил юного Эрика понимать импрессионистов, а Владимир Фаворский, бывший преподаватель и ректор ВХУТЕМАСа, сформировал профессиональное сознание, научил думать и понимать пространство, глубину и плоскость. «Он не говорил больше, чем мы спрашивали», — вспоминает художник.
«Плоскость и пространство — это противоположные понятия, взаимоисключающие. Меня всегда волновал вопрос: как же они соединяются, как картина их соединяет?»
Эрик Булатов
Первая персональная выставка Булатова прошла в Цюрихе в 1988 году и имела большой успех. Она выставлялась по всей Европе — во Франкфурте, Париже, Лондоне. Эрику Владимировичу стали поступать предложения от разных галерей Америки и Европы, и он остался работать за границей. Впервые у художника появилась возможность зарабатывать на жизнь не детскими иллюстрациями, а единственно важным делом своей жизни — искусством. В СССР на его работы ставили штамп: «Разрешено к вывозу за границу. Художественной ценности не имеет». Это позволяло не платить таможенных сборов за пересылку работ, которые покупали коллекционеры из-за границы.
«Это не было эмиграцией, я ехал работать, — рассказывает художник. — Работать с американской галереей из Москвы было проблематично. Трудно перевозить полотна через границу. Проще было поехать туда и там работать. Моя интеграция прошла довольно быстро и безболезненно. Мне не надо было ничего завоевывать и доказывать. Меня приглашали на работу и принимали таким, какой я есть. Мне просто нужно было оставаться самим собой».
Главная тема работ Эрика Булатова — бесконечный поиск свободы в искусстве, эксперименты с перспективой, пространством и шрифтом. Художник выстраивает контакт с человеком через слово, которое конфликтует с изображением. Слово либо не пускает зрителя в картину, либо приглашает к диалогу. В целом все работы Булатова про свободу в искусстве, соединение концептуализма с реализмом, про соединение времен.
«Плоскость и пространство — это противоположные понятия, взаимоисключающие. Меня всегда волновал вопрос — как же они соединяются, как картина их соединяет? И я решил, что именно это противостояние и будет содержанием картины. Выразить свободу как образ, а не как иллюстрацию к тексту. Пространство есть свобода, а плоскость — запрет на плоскость. Все мои картины состоят из противопоставления плоскости и пространства друг другу. Социальное пространство ограничено, оно имеет границы. Свобода всегда за этой границей. Моя задача показать эту границу, что есть возможность преодолеть эту границу».
Сам художник размышляет, что даже если его работы можно отнести к соц-арту, концептуализму или реализму, то нет еще такого слова, чтобы соотнести его творчество с определенным направлением в искусстве, этих терминов недостаточно.
«Я считаю себя совершенно свободным. Не думаю, что кто-то ощущает себя свободнее, чем я. Делаю только то, что считаю нужным. Никто не может мне сказать: „Делай так или не делай так!“. Я к этому стремился и получил, поэтому считаю себя свободным и счастливым человеком. Это свобода в человеческом и профессиональном плане. Но в каком-то смысле я, конечно, несвободен, потому что чувствую необходимость постоянно что-то делать или не делать. Перед кем, не знаю, но избежать этого не могу», — делится художник.
«Я не могу определить, что такое свет, как не могу определить, что такое искусство, что такое жизнь. Я продолжаю верить, что в основе всего лежит именно свет, а не тьма, не жестокость и не бесчеловечность»
Эрик Булатов
К концу 2009 года Эрик Булатов создает ряд картин, в которых доминирует черный цвет. Поток света, проникающий сквозь «разрез» в ранних произведениях, световой тоннель, пробивающий плоскость картины, сменяется еле заметным отверстием, сквозь которое проникает белый луч.
В последние годы Эрик Владимирович создает огромные работы-инсталляции, такие как трехметровые буквы «Вперед, вперед», расположенные по кругу диаметром 18 метров в новом арт-центре на территории бывшего литейного завода в городке Мобурге в Пиренеях. Эти скульптуры художник воспринимает как картины. Эрик Булатов все время хотел добиться, чтобы зритель мог войти в картину. Слово «вперед», которое шло по кругу, было написано четыре раза. Увидеть это возможно, только стоя посреди круга, внутри инсталляции.
«Художник, когда работает, не знает, что он делает. Он ясно видит образ, который ему необходимо выразить. О значении художник может и не догадываться. Малевич до конца жизни так и не знал, что значит „Черный квадрат“»
Эрик Булатов
В сентябре Эрику Владимировичу исполнилось 90 лет. В честь юбилейной даты в Нижегородском государственном художественном музее открылась выставка «Горизонт. К 90-летию Эрика Булатова». В экспозиции представлено около 20 работ художника, собранных Мариной Лошак, куратором выставки.
11 российских коллекционеров согласились предоставить работы художника для масштабной выставки, а ранний период творчества Булатова представлен произведениями из собраний ГМИИ им. А. С. Пушкина и Третьяковской галереи.
«Горизонт. К 90-летию Эрика Булатова». Нижегородский государственный
художественный музей. До 21 января 2024 .