Найти в Дзене
КУЛЬТУРА.РФ

Что означает слово «ассамбляж» и когда оно появилось?

Ассамбляж — это один из видов современного искусства. Художники создают композиции из объемных предметов и их обломков: деревянных досок, листов металла, шестеренок, пуговиц, перчаток, готовых статуэток и других объектов. Часто детали размещают на плоском основании, создавая эффект трехмерной картины-коллажа, но существуют и другие варианты компоновки. Например, художник может собрать композицию в ящичке или сделать объемную работу, похожую на скульптуру. Произведения в этой технике также называют ассамбляжами.

ЖАН ДЮБЮФФЕ. ПОРТРЕТ МУЖЧИНЫ. 1957. ЧАСТНОЕ СОБРАНИЕ
ЖАН ДЮБЮФФЕ. ПОРТРЕТ МУЖЧИНЫ. 1957. ЧАСТНОЕ СОБРАНИЕ

Термин возник от французского assemblage — «соединение», «монтаж». Его ввел художник Жан Дюбюффе в 1950-х годах. При этом сами произведения подобного жанра появились задолго до самого термина: в 1910-х годах похожие объекты создавали кубисты и художники русского авангарда.

ПАБЛО ПИКАССО. НАТЮРМОРТ. 1914. БРИТАНСКАЯ ГАЛЕРЕЯ ТЕЙТ, ЛОНДОН, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
ПАБЛО ПИКАССО. НАТЮРМОРТ. 1914. БРИТАНСКАЯ ГАЛЕРЕЯ ТЕЙТ, ЛОНДОН, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

В Европе родоначальником ассамбляжа считают Пабло Пикассо. Он одним из первых включил в живописные полотна обрывки веревок и куски дерева. В отечественном искусстве специалисты выделяют Владимира Татлина, который в 1910-х годах начал монтировать композиции из кусков металла, досок, стекла. Схожие с ассамбляжами произведения создавали и его современники — например, Давид Бурлюк и Иван Пуни. Одна из работ Давида Бурлюка 1917 года сегодня носит название «Ассамбляж с серпом».

ДЖОЗЕФ КОРНЕЛЛ. ПРИНЦЕССА МЕДИЧИ. 1948. СМИТСОНОВСКИЙ МУЗЕЙ АМЕРИКАНСКОГО ИСКУССТВА, ВАШИНГТОН, США
ДЖОЗЕФ КОРНЕЛЛ. ПРИНЦЕССА МЕДИЧИ. 1948. СМИТСОНОВСКИЙ МУЗЕЙ АМЕРИКАНСКОГО ИСКУССТВА, ВАШИНГТОН, США

Ключевым художником этого направления искусствоведы называют американца Джозефа Корнелла. В середине ХХ века он скупал в небольших лавочках разные предметы: склянки, фигурки, шарики — и комбинировал их с вырезками из журналов и старыми фотографиями. Композиции мастер размещал в специальных коробках, напоминающих детские «секретики». Каждый ящик создавал сюрреалистичный образ на темы путешествий, космоса, прошедших эпох.

В России с середины ХХ века в технике ассамбляж работали Сергей Параджанов, Анатолий Брусиловский, Теодор Тэжик.

ДМИТРИЙ КАЛИНИН. ХРАНИТЕЛИ ВРЕМЕНИ. 2015. МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА, МОСКВА
ДМИТРИЙ КАЛИНИН. ХРАНИТЕЛИ ВРЕМЕНИ. 2015. МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА, МОСКВА

Современные художники продолжают активно развивать это направление. Работы зачастую монтируют буквально из мусора: в ход идут поврежденные детали автомобилей, пластмассовые руки кукол, крышки от бутылок, резиновые грелки, перчатки и многое другое. Часто такие произведения становятся ироничным протестом против общества потребления и узости восприятия мира.

Ассамбляж довольно близок к другой форме современного искусства — инсталляции. Отличает их то, что ассамбляж — это смонтированный воедино объект, в то время как инсталляция может состоять из нескольких частей, которые взаимодействуют друг с другом в пространстве.

Хобби
3,2 млн интересуются