Найти в Дзене
Филиал Грамотности

Подготовка к сочинению ЕГЭ 6

Оглавление

Урок 6. Тема 6. Война. Патриотизм

По статистике моих учеников, тема войны - самая нелюбимая. Но при этом и самая простая. Действительно, чтобы верно определить проблему в тексте на военную тему, иногда можно даже текст целиком не читать. Истины эти привычны нам с уроков в начальной школе. Самый важный момент - помнить, что войну нельзя "благодарить". За это слетит балл К11 (этика). Чтобы было проще, я всегда заранее проговариваю с детьми шаблонные фразы. И мы никогда не используем формулировку "Благодаря войне мы стали..."

1. Прочитайте текст-подсказку.

Война – страшная отметка нашей истории. Мы обязаны помнить об уроках войны и уважать историческое наследие. Необходимо помнить о ветеранах, отмечать День Победы, ходить в музеи, смотреть фильмы и читать книги о войне. На войне осознается ценность жизни, ценность дружбы и верности. Любовь к родине – важный элемент победы. Именно патриотизм помогал солдатам в самые сложные моменты. Наши герои проявляли невероятную отвагу, настоящее геройство. Но были и те, кто проявил слабость и трусость, – дезертиры. Их предательство страшно, но часто они сами наказывают себя за это предательство, потому что человек не может смириться с собственной трусостью такого масштаба и начинает жалеть, что не погиб во имя Родины. Мужество необходимо было проявлять не только на фронте, но и в тылу. Велика роль женщин. Часто забывают, сколько подвигов – и на фронте, и в тылу – совершили именно женщины. Жестокость войны страшна. Она способна превратить людей в животных, но всё равно необходимо было оставаться человеком, проявлять гуманность и милосердие.

На какие вопросы есть ответы в этом тексте? Составьте минимум 5.

Используйте ключевые слова: жестокость; мужество; отвага; героизм; нравственные уроки; ветераны; уважение к истории; прошлое; любовь к родине

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

5-6 получившихся вопросов охватят почти все возможные формулировки проблемы в текстах этих тематик. Можно обсудить с учащимися всё разнообразие (если занятие не индивидуальное) и выбрать 5-7 самых-самых удачных.

2. Прочитайте текст ниже.

Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом немецким фашизмом. Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории.

Но память человека со временем ослабевает, из нее по крупицам уходит сначала второстепенное, менее значимое и яркое, а затем и существенное. К тому же все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить.

Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает нашу литературу и искусство. О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам - живым, но главным образом, погибшим.

Выпишите основную мысль (позицию) текста:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Этот небольшой тренировочный текст также можно разобрать и в качестве полноценного текста ЕГЭ. Тут есть и 2 примера, и вполне четкая позиция. На нём можно потренироваться в аргументации. Обычно я рекомендую 3 варианта: "Судьбу человека", "А зори здесь тихие..." и выдуманную (или нет) историю жизни своих прабабушек/прадедушек. Ради безопасности К11 (этика) рекомендую не приводить в аргументах примеры, не связанные с ВОВ, если оригинальный текст посвящён именно ВОВ.

3. Прочитайте текст ниже

Текст Ф.А.Вигдоровой

(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды:
– В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое
– испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание - страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.
(10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.
(14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».
(15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.

(16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.

(25)Мальчишка разбил стекло. – (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель.
(27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я». (31)Чего он боится? (32)Ведь летя с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?
(36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».
(37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.
(39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно. (40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... (41)Скажу правду – уволят с работы... (42)Уж лучше промолчу.
(43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет.
(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой- нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах.
(50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно.

* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915 –1965) – советская писательница, журналист.

Это основной текст урока. Обращаю внимание, что здесь раскрыта уже другая тема этого блока - мужество. Стоит обратить внимание учеников на понятие "бытового мужества".

Домашним заданием к такому уроку будет написание сочинения.

У меня также есть тексты уроков по темам Язык и Речь, Наука и Технологии,Книга и Писатель, Природа и Экология, Социум и Человек

#егэ #егэрусский #егэ2024 #сочинение #репетитор #филиалграмотности #репетиторонлайн #егэ100