Найти тему
Inside Avia

Правила визуальных полетов (ПВП/VFR) и правила полетов по приборам (ППП/IFR)

При полётах по ПВП (VFR – visual flight rules) пилот на протяжении всего полёта должен видеть естественную линию горизонта, воздушное пространство вокруг себя, а также часть поверхности земли, над которой совершается полёт. Согласно федеральным авиационным правилам (ФАП), необходимо выдерживать вертикальные, продольные и боковые интервалы между ВС и другими материальными объектами, а также высоту полёта принятого маршрута, выполнять обход препятствий с визуальным наблюдением.

В соответствии с ФАП №128 самолёты и вертолеты, которые выполняют полёты по ПВП днём, должны быть оборудованы:

- магнитным компасом;
- хронометром и часами;
- барометрическим высотомером;
- указателем приборной и воздушной скорости.

В принципе правила полётов просты. Во всех учебных заведениях на самолётах первоначального обучения курсанты осваивают именно визуальное ориентирование и маневрирование в воздухе, учатся сканировать трафик и объекты на земле. В связи с этим большую часть времени пилот смотрит наружу, что осложняет точность выдерживания параметров полёта.

Для полётов по ПВП существует ряд ограничений по метеорологическим условиям:

на высотах ниже 300 метров:
1. при видимости водной и земной поверхности;
2. вне облаков;
3. днём, при видимости не менее 2000 метров для самолётов, не менее 1000 - для вертолётов;
4. ночью - не менее 4000 метров.

на высотах 300 метров и выше:
1. при видимости водной и земной поверхности;
2. расстояние о вертикали от ВС до НГО не менее 150 метров, а по горизонтали не менее 1000 метров;
3. днём, при видимости не менее 2000 метров;
4. ночью - не менее 4000 метров.

Также полёт по ПВП может совершаться над облаками в случаях, когда расстояние по вертикали от облаков до ВС не менее 300 метров, между слоями не менее 1000 метров, а видимость в полёте не менее 5000 метров.

Во внимание принимаются в обязательном порядке прогнозы на аэродроме за один час до назначения и два после ожидаемого времени прилёта. Видимость должна быть не менее 5000 метров, облачность не более 2-х октантов и отсутствие тумана, ливневых осадков и грозовой деятельности.

При полётах по
ППП (IFR – instrument flight rules) пилот на протяжении всего полёта может иметь ограниченную видимость. Согласно федеральным авиационным правилам (ФАП), экипаж обязан вести постоянное наблюдение за воздушной и метеоорологической обстановкой визуально и с использованием бортовых радиотехнических средств. С помощью специального оборудования, установленного на ВС, становятся возможным прокладывать маршруты в облаках, на больших высотах, а также производить посадку при очень плохой видимости.

-2

Пилоты должны:

- выполнять полёты по пилотажно-навигационным приборам;
- соблюдать установленные интервалы эшелонирования между ВС.

Полёты по ППП выполняются на заданных эшелонах в соответствии с правилами вертикального, продольного и бокового эшелонирования. Его изменение производится только по указанию или разрешению органа управления полётами.

В связи с тем, что пилот почти всё время смотрит на пилотажное оборудование, считывание информации, изменение частот и ведение бортовой документации осложнятся. Для снижение нагрузки и повышения производительности в самолётах устанавливают автопилот, либо летают вдвоём. Приборы принято дублировать так, чтобы считывание информации производилось независимо друг от друга.

Полёты по ППП в основном выполняет «большая» авиация, «малая» же большую часть времени летает визуально (по ПВП).

Даже если полёт совершается по ПВП и командир ВС не имеет допуска к полётам по ППП, он должен иметь подготовку (навыки) в пилотировании по приборам для выполнения полёта и его безопасного завершения при внезапном попадании ВС в условия, исключающие возможность пилотирования по линии естественного горизонта и наземным ориентирам.

Если во время совершения полёта метеорологические условия ухудшились до значений, которые не соответствуют требованиям полёта по ПВП, то КВС обязан перейти на полёт по ППП. В таком случае он должен согласовать свои действия и эшелон полёта с диспетчером, который в свою очередь обязан обеспечить установленные интервалы между ВС.

Наши основные медиаресурсы:

Telegram (главная платформа)

Boosty (эксклюзив)