Найти в Дзене
Записки КОМИвояжёра

ХVII век: «Следовало бы запретить простым людям употреблять шелк, золотую пряжу и дорогие алые ткани» – так где нищета и эксплуатация?

Школьные уроки истории повествуют о постоянном усилении эксплуатации крестьян в Средневековье, о нищете, бесправии, о феодальном гнёте, а жизнь бедных слоёв русского общества предстаёт сплошной каторгой.

Вот так должна выглядеть крестьянка!
Вот так должна выглядеть крестьянка!

И вдруг на Стоглавом соборе в 1551 г., который представлял собой своеобразный «съезд» бояр, духовенства, военных, купечества, горожан-ремесленников, осуждается привычка простолюдинов одеваться не по своему статусу!

А они не знали, что сказано будет в учебниках, и выглядели по-другому!
А они не знали, что сказано будет в учебниках, и выглядели по-другому!

Целая глава Стоглавого собора посвящена тому, что одетые не по чину простолюдины нарушают порядок: «Ино одеяние воину, ино одеяние тысящнику, ино пятьдесятнику, и ино одеяние купцу, и ино златарю, ино железному ковачю, и ино орарю, и ино просителю, и ино женам. Их же обычай имеют и причетницы носити златом и бисером и камением украшены, и сие неподобно есть, причетником тако украшатися». Смысл высказывания в том, что не только достаточно знатные люди (воинские начальники: тысячники, пятидесятники, а также купцы), но и кузнецы (ковачи), крестьяне (орари), но даже причетники (мелкие церковные служки: дьячки, чтецы, псаломщики, пономари) и их жёны носят одежды, украшенные бисером, каменьями и шитые золотом!

Северная красавица
Северная красавица

А как же всеобщее обнищание и безудержная эксплуатация?!

В 1670 г. Степан Разин начал войну с государственной властью, его поддержали крестьяне, которые «нищали из-за чрезмерного феодального гнёта, роста налогов и повинностей». Запомним: нищали!

Крестьянская изба
Крестьянская изба

Незадолго до этого (в 1659 г.) хорватский священник Юрий Крижанич, получивший блестящее образование в католической семинарии и в Болонском университете, приезжает в Москву, чтобы поступить на службу русскому царю, но не находит поддержки своим идеям единой церкви Христовой, не делающей различий между католиками и православными.

Его ссылают в Тобольск, но царь, поражённый его знаниями, приказывает назначить Крижаничу огромное содержание – 7 с половиной рублей в месяц.

Крижанич пишет в Сибири свою знаменитую книгу «Разговоры о владетельстве» («Политика» – начал писать её в 1663 г.).

Не будем отклоняться он нашей темы и не тронем политические воззрения автора – невероятно интересно говорит Крижанич о том, что позволяют себе крестьяне в одежде: «Люди даже низшего сословия подбивают соболями целые шапки и целые шубы, а что можно выдумать нелепее того, что даже черные люди и крестьяне носят рубахи, шитые золотом и жемчугом? Следовало бы запретить простым людям употреблять шелк, золотую пряжу и дорогие алые ткани, чтобы боярское сословие отличалось от простых люде Наигоршие черные люди носят шелковые платья. Их жен не отличить от первейших боярынь». (Ю.Крижанич, Политика. М., 1997.) И речь он ведёт не о нескольких богачах – о крестьянских семьях!

Русские мужики
Русские мужики

Так что там было с обнищавшим, задавленным феодальным гнётом мужике? Это написано в то время, когда крестьянство уходит в армию Разина и воюет за «справедливую жизнь, за волю», которую обещает Разин.