В 1961 году, в одном из ведущих автомобильных центров мира - в Детройте, на его знаменитом Автосалоне был представлен уникальный проект от всемирно известного производителя автомобилей Ford. Этот проект, который был продемонстрирован в форме масштабной модели, не просто привлек внимание посетителей и прессы, но мгновенно стал звездой автомобильных журналов.
Возникновение концепции Gyron было диким и непредсказуемым событием, которое могло произойти только благодаря сочетанию двух весьма уникальных источников вдохновения. Первым была необузданная научная фантастика 1950-ых годов, полная буйного воображения и отважных идей. Вторым - острый ум инженера, чьи профессиональные достижения включали разработку летающих тарелок для военных.
Ford Gyron представлял собой гениальное слияние дизайнерского мастерства Сида Мида (Sydney Jay Mead), художника-футуриста, работавшего в том числе на компанию Ford, и Алекса Тремалиса (Alex Tremulis), бывшего безумного-ученого из ВВС США. Соединив свой талант и вдохновение, эта пара сумела создать Gyron, неподражаемый и уникальный в своем роде.
Очарование и уникальность Gyron было в том, что каждый из его создателей привнес свою идею, свою часть вдохновения, что позволило сделать этот проект настолько особенным.
Если вы знакомы с работами Сида Мида, то наверняка знаете, что он стоял у истоков арт-дизайна для многих культовых научно-фантастических фильмов. Он считается отцом фразы "я назвал научную фантастику реальностью, опережающей время"". Это выражение идеально подходит для описания его подхода к работе, который всегда был направлен вперед, на поиск новых идей и решений, способных менять мир.
Современная научная фантастика во многом обязана таланту и влиянию этого особенного человека. Он находится в числе тех, кто способен изменить ход истории, причем не только в сфере литературы, но и в автомобилестроении. В истории автоиндустрии есть немало примеров, когда идеи из научно-фантастических произведений воплощались в жизнь, и этот Мид был одним из тех, кто вносил свой вклад в создание уникальных, фантастических, но вместе с тем, вполне реальных автомобилей.
Этот необычный гений не работал в одиночку. Его соратником был Алекс Тремалис, другой ученый, наделенный безумием гениальности. За свою карьеру Тремалис успел поработать во многих автокомпаниях США, начиная от Cord и заканчивая GM, Duesenberg и, конечно же, Ford. Однако его имя стало истинной легендой, когда он создал третью фару для автомобиля Tucker.
Прежде чем стать известным в автомобилестроении, в 1941 году Тремалис поступил на службу в Армейский воздушный корпус США, который впоследствии превратился в ВВС. Став служить на базе Райт-Филд (сейчас известна как Райт-Паттерсон), он занимал должность главного конструктора Dyna-Soar, одного из первых реальных космических кораблей. Тем не менее, его вклад в космическую науку не ограничивался этим - Тремалис активно разрабатывал концепции внеземных форм жизни и того, каким мог бы быть их транспорт, если бы они прибыли на Землю.
Взгляды и идеи этих двух замечательных людей значительно повлияли не только на автомобилестроение, но и на научную фантастику, делая их неотъемлемой частью истории обеих сфер. В период, когда Мид и Тремалис погрузились в гироскопические теории Луиса Бреннана, был заложен фундамент для революции в мире транспорта. Теории Бреннана в конечном счете прорвались сквозь привычные представления и открыли путь к созданию уникальных скутеров Segway.
Уникальное сочетание идей и технологий привело к рождению нового транспортного средства - Ford Gyron - реинкарнации мотоцикла в стильном корпусе автомобиля, которая стала новым словом в автомобильной индустрии. Сегодня, конечно, подобное сочетание уже не вызывает удивления, но тогда Gyron был настоящим прорывом. Отличительной особенностью было то, что Gyron (в теории) имел всего два колеса, в отличие от привычных трехколесных мотоциклов-автомобилей.
Однако, главный секрет Gyron заключался не в его дизайне, а в великолепной балансировке, обеспечиваемой гироскопами. В отличие от традиционных мотоциклов, где равновесие зависит от водителя, в случае с Gyron все было по-другому. Гироскопы брали на себя функцию поддержания баланса, смутно напоминая своей концепцией дрейфующий мотоцикл, что сделало этот проект еще более уникальным и неординарным.
Существовала простейшая теория, которая объясняла, как автомобиль поддерживает вертикальное положение при движении с помощью гироскопов. В момент остановки, маленькие стойки шасси опускались, чтобы установить миниатюрные колеса на поверхность дороги и поддержать равновесие. Правда в реальности Гирон не выполнял ни одной из этих функций, так как у него не было ни двигателя, ни функциональных гироскопов.
Однако, были элементы в этом концепте, которые привлекли внимание современных публицистов, именуемые ими как "вау-фактор". Этот автомобиль не просто отражал идеи футуристического дизайна, он был эпитомом ультра-футуристического и даже сверх-футуристического воображения. Он шагнул далеко за пределы творчества Бака Роджерса и Флэша Гордона, проникая во вселенную "Звездного пути".
Таким образом, хотя автомобиль технически не соответствовал своим теоретическим проекциям, его идея и визуальное воплощение действительно вызывали восхищение и вдохновляли на раздумья о будущем транспорта. Неудивительно, что он оставил неизгладимое впечатление на общественность и стал значимым моментом в истории автомобильного дизайна.
Воображаемый образ космического корабля воплотился в этом автомобиле, который пронизан сверкающими элементами дизайна, напоминающими реактивные системы. Этот концепт автомобиля был настолько уникален, что создавал ощущение, будто машина не просто двигается по земле, а скользит по ней, словно легкий воздушный занавес.
Интересные аспекты этого концепта можно увидеть в двухместной кабине автомобиля. Она была метафорически заключена в стеклянный купол, который выступал в роли лобового и боковых стекол, крыши и даже дверей. Этот уникальный подход кардинально отличался от того, что можно было увидеть в дизайне других автомобилей того времени.
Но самое уникальное в этом автомобиле - его способность создавать иллюзию полета. Дело в том, что даже когда он стоит на месте, например, на автомобильной выставке в Детройте, он создает ощущение, что в любую секунду может взмыть в воздух со скоростью из мультфильма "Джетсоны". Это впечатление было настолько сильным, что многие посетители выставки были уверены, что автомобиль может взлететь.
Футуристический дизайн, который был разработан Сидом Мидом, был полон инноваций для своего времени. Он представлял собой великолепное сочетание смелости, креативности и технологических инноваций, которые были далеко впереди своего времени в 1961 году. Этот автомобиль стал визуальным отражением мечты о будущем, которое затем было во многом сформировано именно этим концептом.
В эпоху инноваций и технологического прогресса, некоторые из представленных идей, хотя и не были совершенно новыми, тем не менее, еще не стали повсеместно применяемыми на тот момент. В ту пору, концепция такого устройства как радиотелефон казалась футуристической и вполне ожидалось его наличие в каждом автомобиле будущего. Более того, рулевое управление по принципу fly-by-wire представляло собой еще одну инновацию, которая была внедрена в этих автомобилях.
Исключительность дизайна подчеркивалась консольным дисплеем, выполненным в стиле телевизора, и центральной консолью, где были расположены все необходимые управляющие органы. Интересной особенностью этого дизайна была возможность управления автомобилем с любого места - настоящий прорыв в удобстве использования! Отсюда можно сказать: "Удачи в заполнении штрафа, офицер", осознавая, насколько сложно было бы понять, кто именно управлял автомобилем.
Одной из наиболее привлекательных и запоминающихся особенностей автомобиля Ford Gyron была его уникальная конфигурация управления. Небольшой циферблат, который идеально помещался в руке в качестве рукоятки, был ключевым элементом этой системы. Использование этой рукоятки было интуитивным - поворотом циферблата менялось направление движения, а скорость или торможение настраивались путем движения рукоятки вперед или назад. Эта концепция говорит о том, насколько нестандартными и продуманными были решения, применяемые в автомобилях того времени.
Автомобиль с незаурядной концепцией - Gyron, несмотря на свой ретромодернистский дизайн и идею, которая может вызывать улыбку, продолжает привлекать внимание своей технологичностью и неординарностью.
В дополнение к вышеперечисленному, Gyron был оборудован различными продвинутыми (читай – фантастическими для своего времени) функциями, среди которых были спутниковая навигация и автоматизированные системы движения по шоссе. Они были предусмотрены для комфорта пассажиров, но, к сожалению, так и не были воплощены в жизнь. Эта машина прославилась не только на дорогах, но и в Голливуде, а также стала прототипом для игрушек и наборов масштабных моделей.
Прототип Gyron был изначально построен в белом цвете, и несмотря на то что конкретные подробности его истории несколько расплывчаты, известно, что он был повторно воссоздан в красном цвете для демонстрации на автомобильных выставках. Оригинальный белый автомобиль был представлен публике на автошоу в таких городах, как Детройт и Нью-Йорк. Тем временем, красная копия Gyron привлекла внимание на других автомобильных мероприятиях в 1961 и 62 годах.
Оригинальный белый прототип был припаркован в ротонде корпорации Ford в городе Дирборн, штат Мичиган, где он, к сожалению, был уничтожен в результате пожара в 1962 году. Этот инцидент поставил жирную точку в истории Gyron, однако, его концепция и идеи продолжают вдохновлять автомобильные компании и исследователей.
Красная копия Гирона была выкуплена Джо Оросом, одним из фордовских дизайнеров. Он приобрёл эту автомобильную реликвию и с гордостью хранил её в своей личной коллекции в течение долгого времени.
Тем не менее, в 2012 году автомобиль, являвшийся частью коллекции Ороса, попал на торги в аукционный дом Wright. Изначально ожидалось, что его цена составит от 10 000 до 15 000 долларов США. Однако, к удивлению всех присутствующих, финальная сумма взлетела до 40 000 долларов.
Интересно, что новый владелец этого особенного автомобиля решил оставить свою личность в тайне. Было бы интересно узнать, почему именно он решил приобрести этот автомобиль и каковы его планы на его использование или хранение.