Аппиан пишет: «Иллирийских племен, как и естественно в такой большой стране, было много, известных еще и теперь; они занимали большую область скордисков и трибаллов, которые так истощили друг друга войнами, что, если что-либо осталось от трибаллов, то они бежали за Истр к гетам, и племя, процветавшее до Филиппа и Александра, является теперь угасшим, и его имя едва ли известно живущим здесь; скордиски же, ставшие по той же причине очень слабыми, впоследствии претерпели нечто подобное от римлян и бежали на острова этой реки, но со временем некоторые из них вернулись и поселились на краю земель пеонов, поэтому и теперь в пределах пеонов есть племя скордисков. Таким же образом и ардиэи, отличавшиеся своими морскими силами, так как они наносили автариеям, бывшим сильнейшими на суше, много вреда, были уничтожены ими. После ардиэев моряками сделались и либурны, другое иллирийское племя, которое на быстрых и легких судах грабило Ионийское море и острова; поэтому еще и теперь римляне легкие и быстрые суда с двумя рядами весел называют либурнскими».
Здесь Аппиан вполне соответствует тому, что сообщает Страбон. Следует, правда, уточнить, что трибаллы и скордиски сохранялись и позднее. Их общины упоминаются в римских надписях примерно там, где они жили в V-IV вв. до н.э. (трибаллы) и вo II-I вв. до н.э. (скордиски). Также следует отметить, что либурны были прославленными моряками еще во времена, когда имя ардиэев было никому не известно. С либурнскими пиратами приходилось бороться еще коринфских тиранам и колонистам в VII в. до н.э.
Наконец, Аппиан переходит к популярному сюжету о катастрофе, постигшей автариатов, но в этой части своего рассказа он явно что-то путает: «Автариеи же, говорят, были доведены до крайнего бедствия вследствие мщения Аполлона. Рассказывают, что они вместе с Молистомом и с кельтами, называемыми кимбрами, пошли походом на Дельфы и большинство из них тотчас погибло за одно только намерение, так как на них обрушились дожди, бури и молнии, а когда они возвращались, на них напало неисчислимое количество лягушек, которые, загнивая, портили все воды; затем из земли стали подыматься небывало вредные испарения, и среди иллирийцев пошел мор, от которого особенно погибали автариеи; когда они убегали из своих мест, неся с собой болезнь, никто не хотел их принимать вследствие страха заражения. Пройдя двадцатитрехдневный путь, они поселились в земле гетов, болотистой и необитаемой, около народа бастернов. У кельтов же бог поразил землю землетрясениями и разрушил города; эти бедствия не прекращались; тогда и они, бежав из своих мест, напали на иллирийцев, погрешивших вместе с ними и ставших слабыми от мора, и разграбили их страну; заразившись от них болезнью, они бежали и до Пирены предали все опустошению. Когда же они повернули на восток, римляне, помня о воевавших с ними некогда кельтах и боясь, как бы и эти не вторглись через Альпы в Италию, вышли им навстречу под предводительством двух консулов, которые, однако, погибли вместе со всем войском. Это поражение римлян внушило великий страх перед кельтами во всей Италии, пока римляне, выбрав себе военачальником Гая Мария, недавно победоносно окончившего войну с народами ливийцев, номадами и маврусиями, не победили кимбров и не производили неоднократно страшное их избиение, как это мной рассказано, когда я говорил о войнах с кельтами. Они же, став уже слабыми и вследствие слабости не принимаемые ни в одной земле и совершив и испытав многое, вернулись в свои места.
5. Такое вот наказание за святотатство бог возложил на иллирийцев и кельтов; но они не воздержались от святотатства, и вновь, вместе с кельтами многие из иллирийцев, особенно скордиски, меды и дарданы, сделали набег одновременно на Македонию и на Элладу и ограбили многие храмы, в том числе и дельфийский, потеряв на этот раз равным образом многих. Уже прошло 32 года с того времени, как римляне в первый раз столкнулись с кельтами; все это время с перерывами они воевали против кельтов. Теперь они двинулись на иллирийцев под начальством Луция Сципиона из-за этого ограбления ими храмов, так как римляне уже правили Элладой и Македонией. И говорят, что соседние племена не пришли на помощь этим святотатцам, но охотно предоставили их Сципиону без всякой поддержки, помня, что из-за автариеев случилось со всеми иллирийцами. Сципион истребил большую часть скордисков, а бежавших переселил на Истр и на острова этой реки; с медами и дарданеями, будучи подкуплен священным золотом, Сципион заключил мир. И один из италийских историков сказал, что из-за этого у римлян после Луция до установления монархии особенно усилились внутренние войны. Вот что нужно сказать сначала о тех, которые у эллинов считаются иллирийцами». В этой части Аппиан явно смешал два эпохальных события – галатское нашествие на Балканы в 280-278 гг. до н.э. с одной стороны (нашествие на Дельфы, дельфийское золото, проклятое Аполлоном) и вторжение кимвров и тевтонов с другой. С проклятьем Аполлона Аппиан связал также дождь из лягушек, но как мы видели в первой части, это событие произошло задолго до галатского вторжения. Источником Аппиана был скорее всего тот же текст, которым пользовался Помпей Трог или же сам труд Трога. В XXXII книге (глава 3) этого автора, писавшего на рубеже эр, как раз в одном контексте рассказывалось о нашествии галатов, о проклятом Аполлоном дельфийском золоте и нашествии кимвров. Рассказ Трога до нас дошел лишь в сокращении Юстина. О проклятом золоте там рассказывается в качестве отступления в связи с подготовкой к Третьей Македонской войне: «Дело в том, что галлы, после того как они неудачно вели с Дельфами войну, в которой им больше дало почувствовать свою силу божество, чем враги, потеряв вождя своего Бренна, бежали, [точно] изгнанники, частью в Азию, частью во Фракию. (7) Отсюда теми же путями, по каким пришли, они возвратились на исконную свою родину. (8) Но какой-то из их отрядов осел у слияния Дуная и Савы и назвал себя скордисками. (9) А тектосаги, когда возвратились в Толозу, на исконную свою родину, были поражены пагубной заразной болезнью и избавились от нее только тогда, когда, повинуясь советам гадателей, погрузили в Толозское озеро золото и серебро, добытое войнами и святотатством. (10) Спустя много времени это золото и серебро достал оттуда римский консул Цепион. Серебра было там сто десять тысяч, а золота пятьсот тысяч фунтов. (11) Этот святотатственный поступок впоследствии был причиной гибели Цепиона и его войска. Да и римлян постигла война с кимврами, как отмщение за [это присвоение] священного достояния. (12) Из племени тектосагов многие, привлеченные надеждой на добычу, возвратились в Иллирик и, ограбив остров, поселились в Паннонии».
Впрочем, мы вполне можем согласится с Аппианом в том, что автариаты или какая-то их часть принимали участие в нашествии галатов на Балканы. Письменные источники предоставляют нам факты (пусть и редкие) того, что ряд иллирийских и фракийских племен предпочли сотрудничать с галатами. Болгарский исследователь Ю. Эмилов склонен даже отождествлять вторжение автариатов в Пеонию с первым вторжением галатов, которое отбил Кассандр, а оба эти события – с вторжением галатов вождя Камбавла, датируемого обычно 281 г. до н.э. («второе» вторжение галатов на Балканы, непосредственно предшествующее большому галатскому нашествию).