Найти тему
Из жизни инженера

Записки риск-инженера. Его обязанности и задачи (3)

В предыдущих двух публикациях я перечислял технические вопросы, которые должен оценить риск-инженер. А вот дальше пойдут более интересные вопросы:

Аварийное планирование

Можно иметь самую дорогую и современную технику, которую не будут обслуживать (или будут обслуживать неправильно), и она не будет работать. Поведение персонала в аварийных ситуациях очень трудно предсказать. Поэтому наиболее продвинутые компании занимаются аварийным планированием. Это не только «план эвакуации работников». Это еще и подготовка, например, таких вопросов: «Сгорел единственный трансформатор, что делать». Ну сгорел трансформатор – бывает… Компания рассматривает, а возможно ли взять в аренду дизель-генераторы и работать на них, пока будут искать, покупать, привозить и устанавливать новый трансформатор. Или проще всех работников отправить в оплачиваемый отпуск, пока не будет электричества. Возможно, если дизель-генераторы «не тянут» мощное производственное оборудование, взять в аренду один и проводить ремонт производственных линий, пока не подвезут трансформатор. В этом же плане могут быть и адреса компаний, где можно купить трансформатор, кто его может довести, кто будет проводить монтаж и так далее. И таких компаний будет не по одной, а по две-три на каждый этап, чтобы можно было «поиграть» поставщиками. Вопросов очень много.

Кажется странным, что этим занимаются ДО поломки/пожара, а не после. Но после пожара (убытка) будет поздно думать – надо действовать, чтобы простой техники был минимальным.

Это простейший пример аварийного планирования. Никто лучше не знает слабых мест компании, чем сама компания, поэтому аварийное планирование всегда индивидуальное.

Чистота и порядок

По-английски, это обозначается одним словом: housekeeping. Конечно, у художников должен быть легкий беспорядок в студии, но на производстве всё должно быть в относительном порядке. Негоже если на полу будет вода – кто-то может поскользнуться и до короткого замыкания недалеко. Очень часто хранят деревянные паллеты (груду паллет) рядом со зданием. Технологически, наверное, это выгодно – когда нужно, погрузчик выехал из ворот и сразу забрал сколько надо. Но такие завалы паллет становятся убежищем, ну не нищих, а работяг, которые сбежали от требовательного руководства. Посидели, покурили, подумали о жизни и пошли работать дальше. Если загорятся эти паллеты, то пламя перейдет на здание.

Проблема в том, что если оставить бардак в одном месте, то он будет разрастаться во все стороны и, в конце концов, достигнет производства.

Курение

Здесь, наверное, всем всё понятно. Но не всегда.

Написано: Опасно, горючий газ. Фотография из открытых источников
Написано: Опасно, горючий газ. Фотография из открытых источников

Огневые работы

Сварка, резка и все другие работы, где образуются искры. Искры могут держать температуру, достаточную для возгорания, до трех часов.

Отделение сварки под Санкт-Петербургом, моя фотография
Отделение сварки под Санкт-Петербургом, моя фотография

По статистике, курение и огневые работы становятся причиной 50% пожаров. Вот почему соблюдение правил курения и проведения огневых работ проверяют и страховщики и пожарные.

Самопроверки

Самый простой, самый недорогой способ быстро навести порядок на предприятии. Но чаще всего он и самый невыполнимый. Давайте объясню суть самопроверок. Например, вы владелец предприятия и всё на нем хорошо, но не совсем. Есть какие-то мелочи, которые мешают работать.

Как здесь работать? Моя фотография
Как здесь работать? Моя фотография

Вот тут нормальный владелец вводит режим самопроверок. Практически каждому работнику (или одному на комнату, например, в офисе) на рабочем месте раздаются листочки с перечнем простых вопросов типа:

На вашем рабочем месте огнетушитель есть или нет.

Пломбы на нем есть? Да или нет.

Противопожарная дверь закрыта или открыта и так далее.

Это всё должно быть только рядом с рабочим местом этого работника, чтобы не было больших потерь времени.

Это очень близко к тому, как передают смену при сменной работе.

Эти листочки заполняются перед рабочей сменой работником, ставится дата, время и подпись и сдается руководителю.

Такая система то не может быть в электронном виде – компьютер работник не понесет с собой – он будет сидеть у компьютера и вспоминать что и как. А скорее всего, не будет вспоминать, а поставит галочки там, где надо и успокоится. Повторяю, в электронном виде эта система работать не будет.

Пустая трата времени? Отнюдь! Появляется личная ответственность работника за определенную площадь. Если в конце смены обнаружат, что не хватает огнетушителя или сломана дверь, то а) точно будет известно время нарушения и место.

б) волей-неволей работник будет следить за «своим» участком.

Практика показывает, что за два-три месяца уровень порядка в Компании значительно повышается. А дальше люди привыкают работать в чистоте и не трогать то, что не надо трогать и работают без проверок.

Только не надо доводить эту систему самопроверок до абсурда. Компания, которая у нас продавала популярную мебель с труднопроизносимыми названиями, ввела такую систему у себя на постоянной основе. Причем не ты сам проверяешь свое рабочее место, а работник из другого отдела. А ты проверяешь у него. И если ты что-то найдешь «нехорошее» у коллеги, то тебе дают премию. Для меня было очень брезгливо (?), когда они с радостью топили друг друга.

Для работы самой Компании это было, наверное, хорошо. А вот для отношения работников друг к другу….

Обслуживание оборудования

Какая бы не была техника – ее надо обслуживать и это обходится в кучу денег. Здесь есть несколько путей.

И как это обслуживать? Фотография моего коллеги
И как это обслуживать? Фотография моего коллеги

Иногда можно не обслуживать технику, дождаться, когда она полностью выйдет из строя и заменить новой. За примером далеко ходить не надо – вы же не обслуживаете лампочку. Перегорит – и ее выбрасываете, покупая новую. Но новая у вас уже должна быть куплена и где-то хранится – вы же не хотите сидеть в темноте, пока кто-то не сбегает в магазин за новой лампочкой.

Иногда на больших предприятиях проводят предупредительную замену лампочек. Зачем электрикам бегать менять лампочки и отрываться от основной работы, если можно раз в год поменять ВСЕ лампочки, независимо от того, горит она или нет и забыть об этом до следующего года.

Если предприятие содержит отдел по ремонту оборудования, то это вид самострахования. Работники этого отдела следят за состоянием всего оборудования, ремонтируют, тем самым уменьшая затраты на страховку. За качество ремонта всегда можно спросить. Этот же отдел отслеживает частоту поломок того или иного оборудования и может проводить закупки запасных частей по плану.

Можно не держать такой отдел, а приглашать работников подрядчиков, когда надо. Это конечно хорошо и компания тратит меньше денег, но эти работники достаточно часто работают не слишком добросовестно. Эти подрядчики часто обслуживают несколько компаний, у них есть обобщающий опыт по поломкам и общий склад запасных частей для всех компаний.

Предприятия чаще всего выбирают последний и предпоследний способы обслуживания, комбинируя их в разных пропорциях. Задача риск-инженера не вмешиваться в эти отношения, а понять, насколько быстро и надежно будет сделан ремонт производственного оборудования.

Руководство

Это самый сложный вопрос для меня, и я уже писал об этом в отдельной публикации.

Там можно прочесть про критерии оценки.

Но вот вам другой пример: пару лет назад я посещал три одинаковых пищевых предприятия, расположенных в разных городах России. Все три предприятия мне показывали руководители.

В первом, когда мы ходили по цехам, он вдруг увидел работников, которые спрятались среди коробок и уютно беседовали друг с другом. Руководитель не стал делать вид, что так и надо. Поставив меня на безопасное место, руководитель рванул к ним и выяснил почему и зачем работники оказались в необычном месте.

Со вторым мы спокойно осмотрели цеха, а вот когда обходили территорию, он заметил кота. Мы прервали осмотр и пошли за котом, чтобы понять, как он попал на предприятие. Надо сказать, что любые животные на пищевых предприятиях запрещены. Заметив в заборе дырку, куда юркнул кот, он позвонил, чтобы эту дырку заделали.

Третьей очень не хотелось ударить «в грязь лицом» передо мной. С нами ходил с десяток начальников отделов/цехов, которые могли дать мне ответ на любой вопрос. Любые мои попытки свернуть с «маршрута» «незаметно» пресекались. Мне показали всё, что я просил, но….

Как вы думаете, кто из руководителей получил низшую оценку?

С уважением,

Следующий >>>>

<<<Предыдущий