Древний Рим – воистину уникальное государство, которое на пике своего могущества могло «похвастать» населением в 60 миллионов человек. Могущество Римской империи обеспечивалось как железной поступью легионеров, так и величайшими инженерными открытиями того времени: дорогами, мостами, акведуками, системой канализации и многим другим. Государственность была столь прочна, что часто любой гражданин искренне был счастлив от того, что являлся частью существующей системы.
Казна римских императоров, в годы расцвета государства, просто ломилась от налогов и богатств, стекающихся со всех концов огромной страны. Но и в этих условиях, некоторые «бытовые» вопросы только требовали своего решения, а также многие «пикантные» особенности человеческой жизни облагались денежным сбором. К примеру, свой налог исправно платили женщины лёгкого поведения, многочисленные развлекательные заведения и… общественные туалеты, которые содержались как в частных руках, так и в государственном ведении.
И что самое интересное, именно в затемнённом пространстве общественных туалетов решалось сразу три проблемы:
• можно было получить баснословные деньги от сбора и перепродажи человеческой мочи;
• обеспечить многочисленные римские прачечные стратегическими запасами вышеуказанного сырья, так как белоснежные тоги сами по себе не были бы такими безупречными;
• пополнить государственную казну бесконечными вливаниями небольших денег.
Когда деньги действительно не пахнут
Это сейчас «ценнейшие» отходы человеческой жизнедеятельности бессмысленно сливаются в унитазы. Но тысячелетия назад, «жёлтая жидкость» была очень ценным товаром. И в «бизнесе» по сбору ценного ингредиента часто разворачивались настоящие разборки за контроль над сетями получения такого товара.
Потребность отстирывать тоги – только вершина айсберга того, что может делать одно из производных человеческого тела. Например, древние римляне искренне верили, что именно «особенная жидкость» делает зубы белоснежными, отчего никогда не выплёскивали своё творение в канализацию, предварительно не прополоскав рот. Позже, кто-то из «местных химиков» и вовсе догадался изготавливать зубную пасту, смешивая жидкость с пемзой и получая массу необходимой консистенции.
И то, что на первый взгляд кажется смешным, «в деле» и «на практике» действительно оказывалось эффективным средством, изумительно пригодным для поддержания здоровья полости рта. Чем не аргумент для сторонников уринотерапии?
Но естественно, основной потребитель такого продукта – прачечные. Причина – просто огромное количество аммиака, присутствующее в отходе жизнедеятельности.
Необходимую концентрацию получали следующим образом: оставляли собранную жидкость в открытом чане, после чего, взаимодействуя с воздухом, содержимое чана начинало выделять аммиак. В эти постоянно обновляемые чаны сваливалась вся белоснежная (да и не только она) одежда римских граждан, после чего специальные рабы, исполняя роль стиральной машинки, усиленно топтали ткани, стараясь «выдавить» всю лишнюю грязь. Конечно, после первичной обработки и отбеливания, одежду «прогоняли» через обычную воду. Однако запах в таких прачечных – это то, что нельзя было прочувствовать и в вокзальных туалетах 90-х.
Разумно привести и ещё несколько функций ценного товара: обеззараживание, выбеливание шерсти, а также лечение и дубление кожи животных. Иными словами, любой человек в Древнем Риме был источником ценнейшего продукта, «власть» над которым пытались обрести многие.
Специальный налог
При императоре Нероне, который жил в I веке нашей эры, был впервые введён так называемый “vectigal urinae”, что дословно переводится как «налог на мочу».
Отныне, те предприимчивые граждане, которые собирали ценнейший продукт в общественных туалетах, должны были выплачивать определённые деньги за каждую собранную пинту. При этом так как деятельность легализовалась и стала немедленно приносить в государственную казну серьёзные средства, претерпел изменения и сам процесс похода в туалет. После распоряжения Нерона римских граждан просто обязывали справить малую нужду прямо в кувшин и только потом допускали до вожделенного отверстия на продолговатом, общем посадочном месте.
Во времена правления Веспасиана в 69-79 годы нашей эры, такой налог, можно сказать, спас империю, которая медленно и трудно выходила из гражданской войны. Конечно, в это время налогом облагалось абсолютно всё, что можно и нельзя, чтобы восстановить исхудавшую казну, но именно беспрестанное желание людей ходить по нужде стало одной из основных строчек пополнения бюджета.
Благодаря тому, что люди Веспасиана яро следили за особым сбором, скоро все общественные туалеты начали называться в честь императора – «веспасианами». При этом сын правителя – Тит, сменивший отца на престоле, немедленно отметил такой налог, так как считал сбор денег за малую нужду практикой, унизительной для государства.
Слово «vespasiennes», означающее общественный туалет, по-прежнему присутствует в современной Франции, которая на тот момент времени была окраиной огромной империи. Чуть видоизменённое французское звучание можно встретить и в Италии (vespasiani) и в Румынии (vespasiene).
Вот такое вот презабавное отражение событий тысячелетней давности в настоящем дне!
К слову, из морально нравственного противостояния сына и отца и родилась известная фраза «Деньги не пахнут». Ещё при жизни родителя Тит пытался доказать Веспасиану, что такая практика унижает цезарей. На что отец, повидавший многое в своей жизни и выигравший гражданскую войну, взял одну из золотых монет, полученных в результате «мочевого сбора», после чего, в качестве аргумента, выдал бессмертную мысль.
И завершим раздел про налог фактом, над которым предлагаю поразмыслить уважаемым читателям. Одним из итогов десятилетнего правления Веспасиана стало строительство Колизея – очень дорогостоящего и сложного сооружения по меркам того времени. И огромная часть денег, ушедших на строительство – это как раз «мочевой сбор» известного правителя.
Так кто прав: Веспасиан либо Тит? Решать только вам!
Не забудьте нажать👍 и подписаться на канал "Восточная сказка", чтобы не пропустить новые интересные статьи.