Найти в Дзене

Записки о творчестве. 20. Ямайский и Островитяне. Второй альбом и окончание деятельности (2017)

Оглавление
Источник: vk.com. Фото: Дмитрий Рыбин
Источник: vk.com. Фото: Дмитрий Рыбин

Читать предыдущую часть: Записки о творчестве. 19. Деятельность вне "острова" (2015-2016).

Так вышло, что в 2017 году Ямайский и Островитяне вновь подошли к определённому тупику в своей музыкальной жизни. Несмотря на то, что я фактически и всецело жил этой группой, я ничего со своей стороны сделать не мог тогда, как сейчас помню. И вопрос с очередным кризисом у нас решился тогда радикально, просто, без эмоций и каких-то драматических моментов.

Что было не так?

Выступление на фестивале "Джамп". Кириши, Источник: vk.com
Выступление на фестивале "Джамп". Кириши, Источник: vk.com

Сложилось ощущение, что в Новый 2017 год мы вступили с медленно разваливавшимся коллективом. В 2016 году в конце от нас ушёл гитарист Саша Хейнман, правда, предварительно успев записать гитарные партии к нескольким нашим новым песням. Как я писал, в 18 главе мы "обосновались" на постоянной основе в загородном отеле-клубе "Райвола" под Рощино, куда периодически катали за копейки играть и развлекать местную отдыхающую публику. Собственно с неё год и начали по сути:

Выступление в Райволе. 5 января 2017 г. Источник: vk.com
Выступление в Райволе. 5 января 2017 г. Источник: vk.com

По сути в клубном формате Райволы нам и не нужно было много людей на сцене. Нам вполне себе хватало сделать скромные аранжировки наших песен под квартет. Как видите на фото выше, такой квартет, к которому мы вернулись. В котором мы были на момент кризиса в 2015 году.

Затем клавишник и баянист Лёша Шабардин начал больше уделять времени работе либо репетитора по разным муз. инструментам, либо участвовать в сторонних денежных проектах каких-то. А потому периодически стал пропускать некоторые наши концертные мероприятия. Но здесь всегда на подмоге был тромбонист Фима. Как видим, в следующем выступлении в Райволе как раз он был с нами вместо Лёши:

Выступление в Райволе. 23 февраля 2017 г. Источник: vk.com
Выступление в Райволе. 23 февраля 2017 г. Источник: vk.com

В таком же составе, захватив с собой ещё и нашего пенджабского друга Рахата, мы скатались в марте того же года в Кириши на знаменитый местный рок-фестиваль "Джамп", в котором мы участвовали периодически с 2012 года. В общем и целом, группа осталась в опять каком-то кривом недосоставе:

Но, самое главное было не это. К тому моменту в группе наступило полное внутреннее разногласие. Просто, в отличие от предыдущих кризисов, тут все молчали. Просто "существовали" рядом. Репетиции, выступления стали носить, такое ощущение, сугубо формат "для галочки". Такое ощущение, будто все устали. Да, такое всегда бывает в истории творческих коллективов, но эту проблему обычно решают, а потом продолжают деятельность. Кажется, здесь просто никто ещё и не хотел решать эту проблему. Поскольку Паша с барабанщиком Сергеем немного уже жили в своих каких-то понятиях насчёт будущего группы, я жил своими понятиями, Алексею нашему стало, кажется, немного уже не до группы. Остальные участники если и были, как Фима-тромбонист, то были как бы просто по-дружески приглашёнными.

Я это видел и понимал, и меня это сильно напрягало. Потому как Паша с Сергеем видели себя единственными заинтересованными в будущем коллектива личностями, остальные по факту ими не были. Со стороны казалось, что я будто бы тоже потерял заинтересованность. Но это было не так: я молча и болезненно смотрел со стороны, что творится, и не хотел пока никак это комментировать. К примеру, была у нас новая песня одна. В которую я принёс музыку ещё из бородатых годов из одной своей сольной песни 2000-х годов. Паша на неё положил текст. Но она у нас вышла какой-то совсем детской в результате. И потом Паша с Сергеем просто не захотели больше её играть. Сложилось ощущение, что это была какая-то для них точка, где будто бы мы перегнули палку с нашей веселухй и позитивом, скатившись в детский сад и полный примитив. Я, конечно, с этим не был согласен. Для меня тот момент тоже стал тревожным сигналом. Единственная её запись только в таком формате сохранилась, ещё 2016 года с Сашей Хейнманом:

Никто никому не хотел ничего говорить. Просто было постоянное какое-то "зарезание на корню", как сейчас помню. Вот так вот решили Паша с Сергеем - и баста. Наступил такой момент, что у нас начались мероприятия и события, подводившие какую-то условную финальную черту. К примеру, уже давно зрел вопрос о нашем новом альбоме. Поскольку единственным полноценным таковым у нас была работа 2013 года "Щи". Изданная в апреле 2017 года пластинка "Мухи" ощущается сейчас по прошествии времени как некий вообще итог деятельности группы в целом...

Второй альбом группы Ямайский и Островитяне "Мухи" (2017, апрель)

Источник: vk.com
Источник: vk.com

жанр: русский рок, ска, диско, панк-рок, латино-рок, регги, рэп-рок

По факту получился не альбом, а сборник. Поскольку, в отличие от первого, "Щи", "собирался" целых два года, начинал записываться ещё первым "долгосрочным" составом Островитян при участии барабанщика Антона и шоумена Вани, стал свидетелем кардинальных изменений в коллективе и завершился с помощью целой армии музыкантов, принявших участие в записи и уже давно покинувших наш коллектив - в общем, у нас на руках было большое количество материала, который надо было собрать в единое целое.

В отличие от альбома "Щи" 2013 года, "Мухи" - альбом разноплановый, где Островитяне пустились в "свободное" плавание, сменив старые развесёлые образы на более радикальные как в имидже, так и в музыке. По факту альбом "Мухи" состоит из трёх частей, записанных тремя составами Островитян в разное время:

1. Сингл "Имена" (песни "Юра" и "Сима").
Записан и сведён на Kontakt records studio Андрея Чернышева в 2015 г.:
Павел Ямайский - вокал, гитара
Антон Ильин - барабаны
Ваня Долотюк - вокал, бэк-вокал
Евгений Дудинский - бас-гитара, бэк-вокал
Алексей Шабардин - клавишные

2. EP "Рыба" ("Рыба", "Аппарат", "Ребята").
Записан и сведён на Kontakt records studio Андрея Чернышева в 2015 г.:
Павел Ямайский - вокал, гитара
Евгений Дудинский - бас-гитара, бэк-вокал
Алексей Шабардин - баян, клавишные
Сергей Смирнов - барабаны
Дмитрий Машков - г"итара, бэк-вокал

3. Остальные песни, которые мы в своё время презентовали на концерте пятилетия в 2016 году, были написаны задолго до альбома: заглавная "Мухи" созревала уже порядка пяти лет, "В Москве не считается", наш хит ещё с 2012 года и существовавшая в другой версии, просто была перезаписана в новой аранжировке и с центральным вокалом Паши вместо Вани, а "Сибирь" вообще была изначально "бардовской" песней Ямайского с доисторических времён, которую решили переделать под такой медленно-расслабленный вариант.

Единственной сугубо новой песней коллектива (ну, как новой - активно исполнявшейся с предыдущего, 2016 года) была рэп-хард-роковая "Люди всей Земли" - песня, которую я считаю некоей центральной точкой в наступившем очередном "тупике" в творчестве группы. Чуть позже поясню, почему.

Записаны на студии Александра Хейнмана в 2016-2017 гг. (где сведены - не помню):
Павел Ямайский - вокал, гитара, акустическая гитара
Евгений Дудинский - бас-гитара, бэк-вокал
Алексей Шабардин - баян, клавишные
Сергей Смирнов - барабаны
Александр Хейнман - гитара, бэк-вокал
Ефим Шлыков - тромбон
Илья Чебуров - труба
Ольга "Ода Ли" Грановская - бэк-вокал

Последний концерт группы. Окончание деятельности

Последний концерт группы 18.04.2017 г. Источник: vk.com. Фото: Дмитрий Рыбин
Последний концерт группы 18.04.2017 г. Источник: vk.com. Фото: Дмитрий Рыбин

В конце концов, непонятную ситуацию завершил Паша, один раз собрав нас, оставшихся, и предъявив нам претензии в мягком формате в том, что, кроме по сути него и Сергея, будто бы группа никому не нужна, никто не проявляет никаких инициатив со своей стороны, включая будто бы опять топтание на месте в плане развития с музыкальной и технической стороны. По факту нас основных опять было четверо. И на этот вопрос ответили мы, оставшиеся остальные двое: я да Лёша Шабардин. Что ответил Лёша, я уже не помню, поскольку он уже был головой в других проектах, своих работах и постоянно катался между Питером и Москвой, принимая участие в наших концертах постольку-поскольку. Понятное дело, он уже давно охладел к нашей деятельности.

Последний концерт группы 18.04.2017 г. Источник: vk.com. Фото: Дмитрий Рыбин
Последний концерт группы 18.04.2017 г. Источник: vk.com. Фото: Дмитрий Рыбин

Ну и тут, конечно же, я не смог уже держать в себе своё мнение. Такие предъявы я воспринял сильно на свой счёт и был в некотором роде обижен. Потому что я жил этой группой, в ней была моя часть, мои нарботки, моя музыка, мой ритм жизни, если так можно было сказать. И претензии в свою очередь предъявил я: просто в лоб сказал Паше и Сергею, что мне в упор не нравилось их желание начать продвигать в творчестве группы хип-хоп-темы. Для меня был большой показатель, когда перед песней "Люди всей земли" Паша с горевшими глазами призывал зал: "Давайте покачаем". Но зал никогда не хотел качать и вяло реагировал на эти слова. Зал всегда под нас хотел танцевать, прыгать и веселиться. И я этого хотел. Мне не нравилось это! Я считал, что их хип-хоп-движуха и новые музыкальные наработки, которые Паша начал было таскать на репетиции - это не Островитяне. Я лично не хотел двигаться в этом направлении. Для меня наша группа могла развиваться и в рамках солнечно-позитивного ска-диско-баблгама. И полностью переходить на хип-хоп-кач я отказывался лично. Вплоть до того, что был готов уже и уходить сам из группы. Паша, помню, промолчал многозначительно. Сказал, что "понял меня". Выслушал нас, в общем, а потом через некоторое время решений нашлись два.

Последний концерт группы 18.04.2017 г. Источник: vk.com. Фото: Дмитрий Рыбин
Последний концерт группы 18.04.2017 г. Источник: vk.com. Фото: Дмитрий Рыбин

1. Паша согласился со мной насчёт хип-хопа и создал совместно с Сергеем отдельный параллельный музыкальный сугубо рэп-проект под названием "Арифметика", где Сергей перешёл в эксперименты на ритмах на электронных барабанах, а Паша начал отводить душу в серьёзных текстах для речетативов.

2. Логично было, что после создания Арифметики Паша с Сергеем и сами потеряют интерес к деятельности "Островитян" - то есть, по факту, те Островитяне, что были, никому не стали в результате нужны... Хотел было сказать "кроме меня", но сам подумал, что в то время у меня началась активная семейно-бытовая жизнь женатого человека с радостями въезда в новую квартиру и прочим. И вроде бы как я сам, конечно, не уделял так много времени музыке тогда. Какой вывод получался в такой ситуации? Верно: окончить нашу деятельность на мирной ноте. Потому что по факту никто ни с кем не ссорился, причины всех проблем были выявлены.

Идеальным решением стал "последний концерт". Лучший маркетинговый ход в истории музыки, к которому с 92 ещё года прибегал Оззи Осборн, объявляв постоянные "последние туры", а также те же Scorpions: с середины 2000-х годов суть их творчества в принципе состояла в вечных "прощальных гастролях". Так почему же именно так не могли сделать и мы? Организовать финальный концерт и не просто поставить точку на карьере, а, как это говорится в кино и литературе, сделать "открытый финал". То есть, недоговорить слегка и дать намёк, что будто бы это просто уход в бессрочный отпуск. Хотя тогда на самом деле казалось, что всё... Потому что энтузиазма по сути не было вообще ни у кого.

Последний концерт группы 18.04.2017 г. Источник: vk.com. Фото: Дмитрий Рыбин
Последний концерт группы 18.04.2017 г. Источник: vk.com. Фото: Дмитрий Рыбин

Его хватило на организацию самого финального концерта, который по сути финальным и вышел: душевным, по-семейному так, в клубе "Сердце", которым заведовали наши друзья группа "Площадь Восстания".

Последний концерт группы 18.04.2017 г. Источник: vk.com. Фото: Дмитрий Рыбин
Последний концерт группы 18.04.2017 г. Источник: vk.com. Фото: Дмитрий Рыбин

Помимо нас четверых и вечного Фимы на тромбоне для полноценного звучания на роль лидер-гитариста мы позвали нашего другого старого друга - Пашу Горского, лидера и автора песен группы Йемен, с которыми мы бок о бок шли в музыкальных карьерах ещё с 2012 года, с золотых времён фестивалей Эмергенза и "Соседнего мира" в Крыму.

Последний концерт группы 18.04.2017 г. Источник: vk.com. Фото: Дмитрий Рыбин
Последний концерт группы 18.04.2017 г. Источник: vk.com. Фото: Дмитрий Рыбин

А на бэк-вокал - нашу другую старую знакомую Леру Григоренко, великолепную певицу из группы Penny Lane, с которыми также давно дружили со времён Эмергензы и "Соседнего мира". В общем, на сцене были только старые друзья, атмосфера была "на расслабоне", так скажем. К примеру, вот видео с концерта песни Лёши Шабардина "В бане" с его стороннего хип-хоп-проекта "Сельдь под шубой", которую мы постоянно играли на последних мероприятиях:

ВКонтакте | ВКонтакте

Чем не расслабон? Да, Лёша у нас был всегда мультиинструменталистом и на последних концертах частенько поигрывал на укулеле.

Последний концерт группы 18.04.2017 г. Источник: vk.com. Фото: Дмитрий Рыбин
Последний концерт группы 18.04.2017 г. Источник: vk.com. Фото: Дмитрий Рыбин

Перед концертом, конечно же, все без зазрения совести хорошо приняли на грудь и во время выступления периодически лажали... Но в целом вышли настоящие "слезы грусти и радости" у всех: и у музыкантов, и у публики. Ибо в такой момент самое последнее дело было - к чему-то придираться...

Последний концерт группы 18.04.2017 г. Источник: vk.com. Фото: Дмитрий Рыбин
Последний концерт группы 18.04.2017 г. Источник: vk.com. Фото: Дмитрий Рыбин

Мы отвели душу, улыбнулись залу в последний раз, выпили в последний раз друг с другом и с друзьями в гримёрке, ведь мы были всё равно в тот момент счастливы, что прошли такой путь. Судьба распорядилась так, что всем на тот момент нужно было просто что-то другое. Иногда это просто нужно принять. Всё. Концерт закончился. Занавес. Зрители разошлись, пустая сцена, звукорежиссёры и техники сматывают последние клубки проводов.

P.S. Дороги разошлись

Выступление в Райволе. Май 2017 г. Источник: vk.com
Выступление в Райволе. Май 2017 г. Источник: vk.com

Конечно же мы неофициально ещё продолжали частично сотрудничать в одном - в рамках тех же постоянных поездок выступать в отель "Райвола". Но это уже носило более коммерческий характер. Как видно из фото выше, в мае в такую поездку с нами скатался разок даже наш бывший гитарист Дима Машков. Ясное дело, что в этих поездках количество песен собственно группы Ямайский и Островитяне стремительно сокращалось, потому что публика всегда жаждет чего-то знакомого на отдыхе.

Выступление в Райволе. Февраль 2018 г. Источник: vk.com. На баяне самый первый участник Островитян, когда Паша ещё с ним вдвоём пытался создать группу в 2009 году.
Выступление в Райволе. Февраль 2018 г. Источник: vk.com. На баяне самый первый участник Островитян, когда Паша ещё с ним вдвоём пытался создать группу в 2009 году.

По факту эти поездки у нас превратились в самый обычный кавер-проект. На сцене мы играли Белые розы, песни группы Ленинград, Чайф, Зверей, старые рок-н-роллы и так далее. Конечно же, в качестве фишки осталась в репертуаре Du Hast. Но всё равно этот формат уже нельзя было называть Ямайским и Островитянами.

Выступление в Райволе. Март 2018 г. Источник: vk.com
Выступление в Райволе. Март 2018 г. Источник: vk.com

В остальном у всех полностью разошлись дороги. Упомянутый выше гитарист Дима Машков в том же году вообще потом получил приглашение по работе в IT-сфере в Польше и переехал в Краков. А оттуда и в Прагу в Чехию, где до сих пор живёт, работает и играет с чешскими группами. Саша Хейнман, следующий гитарист, продолжил активно развивать собственный проект с шуточными песнями:

Клавишник и баянист наш, Лёша Шабардин, как я писал ранее, активно ударился в преподавание: по баяну, аккордеону, пианино, укулеле. А также стал участвовать в различных других музыкальных проектах. В том же 2018 году Лёше подфартило: по знакомым каналам он попал в группу к Султану Урагану, известному по факту только одним хитом - "На дискотеку". И с тех пор активно гастролировал с Султаном по всей России и записывал новые песни. Вот, нашего Лёху можно было увидеть на сцене Олимпийского в 2018-м. Да, русский шансон!)) Ну, деньги же! Олимпийский!)))

Ну и собственно к Паше с Сергеем. Группа Аримфетика. С ними они начали существенно новую главу в своей музыкальной карьере. Началось у них всё ещё во время Островитян как такой некий бардорэп:

Впослествие это дело у них развилось до более качественного проекта, куда они нехило вкладывали деньги, существенно уделяли внимание аранжировкам и особенно съёмкам клипов:

Было понятно, чем были они оба счастливы в таком проекте: они были вдвоём, на первых этапах даже выступали чисто вдвоём с музыкальной подложкой. Не было дополнительных музыкантов, с кем были бы проблемы в плане заинтересованности их музыкой.

В общем, все минусы Островитян здесь отсутствовали. Плюс проект был ещё и хип-хоперским: Паше не нужно было всё время париться из-за недотягивания нот в вокале или лаж при игре на гитаре.

В конце концов парни достигли неплохого уровня (конечно же не без помощи мощных вложений). Это можно увидеть по выступлению на фестивале "Живой-2018". Тогда это мероприятие достигло самого большого масштаба, который только у них был. Особенно это видно по мощи и величине сцены. Сергей на тот момент уже давно не сидел за барабанами в Арифметике и больше сам предпочитал почитывать на сцене, периодически поигрывая на электронном пэде.

Ещё позже Паша и Сергей стали привлекать к выступлению профессиональных сессионных музыкантов для своих выступлений. К примеру, на следующем "Живом-2019", организованном в том же масштабе:

В то же время где-то Сергей сильно поднял себе планку как барабанщик и стал параллельно участвовать в питерской ска-панк-группе 18 Plus:

В тот где-то момент он перестал с нами ездить в Райволу, поскольку количество творческих мероприятий в его жизни уже зашкаливало. Вместо себя он стал предлагать нам для выступлений других знакомых барабанщиков, а то уже потом и мы сами были вынуждены с Пашей их искать. Апогеем музыкальной карьеры Сергея Смирнова стал его приход перкуссионистом в коллектив именитой питерской фолк-рок-группы Theodor Bastard, которая давно уже была известна даже за пределами России. В частности успехами пользовались их концерты в Европе в местных фолк-кругах и тусовках.

Ну а я?... А что я. Я тогда как-то вообще отошёл от музыки, если не брать в расчёт Райволу. Да и не был так уж сильно расстроен, если честно. Один разок в 2018 меня наш бывший барабанщик Антон привлёк к одному проекту - подыграть в акустическом концерте одной его знакомой певице с поп-направленностью. На этом как-то моё стороннее участие в каких-то проектах и закончилось.

Группа Елена Ми. Выступление 03.02.2018 в Капкан-баре. Источник: vk.com
Группа Елена Ми. Выступление 03.02.2018 в Капкан-баре. Источник: vk.com

Может быть, мне тоже нужно было когда-то себе сказать стоп? Поскольку заниматься творчеством насильно не будешь. Я очень рад, что Островитяне подарили мне столько лет самой счастливой музыкальной жизни. И лучше уже этого не будет однозначно. Всё, что потом случится у меня музыкального на пути, воспринимается мной уже просто как какие-то ностальгические действия по тем, лучшим временам. Потому что вот тот самый пик и самый кайф был тогда - в 2012-2017 годах. Да, мы могли бы большего достигнуть, да мы могли бы избежать многих ошибок, да, мы могли бы стать более профессиональными, да, мы могли бы обратить внимание, что у нас "шли" определённые песни и определённый жанр - и могли бы сделать на это акцент. Да, мы этого не сделали, не углядели, не заметили и что-то пропустили. Но всё же сожалеть не о чем: абсолютно все эти недочёты забивают положительные воспоминания, забивает тот факт, что этим я жил. И эта жизнь была неразрывной частью меня. В конце концов, подтвердился же факт: чем лучше с личной жизнью у меня было, тем хуже с музыкальной. Тут я женился - и группа вообще распалась! Ну, наверное, это звучит скорее как злой юмор, нежели закономерность. Всё равно закончилось всё не плохо, а так, как надо. Это просто счастливый и грустный конец.

Жена тогда мне постоянно в шутку говорила на эту тему: мол, предложение же мне сделал на сцене в 2016 году на концерте? Гештальт закрыт. Цель музыкальной деятельности достигнута. Ну и всё, дальше уже можно и не играть))

ЗАПИСКИ О ТВОРЧЕСТВЕ. ОГЛАВЛЕНИЕ:

1. ОТ ТЬМЫ ДО СВЕТА (1985-2002)

2. СВЕТ В НАЧАЛЕ ТУННЕЛЯ (2002-2006)

3. ПОТЕРЯВШИЙСЯ (2005)

4. EUGENE AXE. ЗАПЕРТЫЙ (2005-2007)

5. ЧТО УГОДНО, ТОЛЬКО НЕ МУЗЫКА. КИНО И СОЦСЕТИ (2007-2008)

6. RUNWAY. В НАЧАЛЕ ВЗЛЁТНОЙ ПОЛОСЫ. РЕТРО-ХАРД-РОК (2008)

7. RUNWAY. ОТ ХАРД-РОКА К ХЭВИ-МЕТАЛУ (2008-2009)

8. RUNWAY. ОТ ХЭВИ-МЕТАЛА К ЭКСПЕРИМЕНТАМ. "ПОСАДОЧНАЯ ПОЛОСА" (2009-2010)

9. НА РАСПУТЬЕ. НЕМНОГО БРИТ-ПОПА И РУССКОГО РОКА (2011)

10. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ. СИБИРСКОЕ РЕГГИ (2011-2012)

11. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ. ПРОРЫВ. ЧАСТЬ 1 (2012)

12. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ. ПРОРЫВ. ЧАСТЬ 2 (2012)

13. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ. ПЕРВЫЙ АЛЬБОМ И НАШЕ РАДИО (2013)

14. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ. ОБЩЕРОССИЙСКИЙ УРОВЕНЬ (2014)

15. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ (2015)

16. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ. КРИЗИС (2015)

17. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ. НОВОЕ "ЛИЦО" (2015)

18. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ. ПЯТЬ ЛЕТ. СТАБИЛЬНОСТЬ (2016)

19. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВНЕ "ОСТРОВА" (2015-2016)

20. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ. ВТОРОЙ АЛЬБОМ И ОКОНЧАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2017)

21. ПОПЫТКИ МУЗЫКАЛЬНОГО БЛОГЕРСТВА И ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (2017-2021)

22. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ СНОВА В ДЕЛЕ (2020-2022)

23. КАК ПЕРЕВЕРНУТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ В 37 ЛЕТ И НАЧАТЬ ЕЁ С СЧАСТЛИВОГО НУЛЯ (2022-2023)

Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.