Найти тему

Записки о творчестве. 3. Потерявшийся (2005)

2005 г. 2-й курс ФинЭка. В качестве уличного мима на празднике первокурсников.
2005 г. 2-й курс ФинЭка. В качестве уличного мима на празднике первокурсников.

Читать предыдущую часть: Записки о творчестве. 2. Свет в начале туннеля

"Потерявшийся" - я именно так бы себя назвал в момент внезапной смены жизненных, творческих и личных обстоятельств во время первых двух курсов Санкт-Петербугского Университета Экономики и Финансов (ФинЭка, ныне это Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет). В плане жизни это было само собой: окончание школы и внезапная видимость невероятной свободы и эйфории от начавшейся студенческой жизни. Тут можно было "потеряться" от радости и веселья.

Что же касается творчества: несмотря на открывшиеся совершенно разные пути для творческого развития: вступление в студклуб ФинЭка (где начались массовые участия в студенческих капустниках, КВНах, музыкальные фестивали, театральные курсы), знакомства с новыми творческими людьми, через них - с их друзьями, новыми проектами и так далее по цепочке, - у меня все равно внутри оставался небольшой шрам от постепенного отхода нас с моим другом Стасом от школьной группы "Свет". С 2003 года мы стали записывать нашу музыку полностью подорожечно на компьютерах. А потому несмотря на то, что группа как бы ещё существовала, мы со Стасом всё равно начали потихоньку свои собственные записи делать без участия друг друга. А через свои новые университетские связи ко второму курсу, а точнее, к 2005-му году нашли иные пути для самореализации. Параллельно в нашу жизнь влетела ещё одна волна: мы с новыми друзьями начали снимать любительские полноформатные художественные фильмы с чётко прописанными сценариями, каким-то подобием режиссуры и т.д. Но об этом я в другой главе расскажу.

Стаса тогда ударило совсем в брутальную музыку, и он стал периодически сколачивать с сокурсниками своего универа полноценные дэс-трэш-и прочее-метал-бэнды (в одном из них был барабанщик Гарик, который нам помог в паре живых выступлений в последний год существования группы "Свет", как я рассказывал в предыдущей части).

Что же касается меня, то, помимо собственных потугов что-то песенное создавать дома на компьютере, я тоже начал куда-то вписываться периодически... Сейчас я об этом пишу, правда, немного с досадой. Сейчас есть ощущение, что я вписывался куда-то от безысходности. Всё равно я считал, что мы должны были продолжать школьный проект "Свет" и превращать его в нормальный, делая акцент не на количестве записей, а на качестве исполнения. А сейчас и подавно видно, что надо было мне не браться за всё подряд, не вписываться во всё сомнительное, что подворачивалось под руку, но самому зачастую не особо и нравилось, не записывать наспех какие-то свои песенные наброски, а садиться и учиться петь, учиться играть на гитаре, бас-гитаре как минимум, научиться записывать хотя бы чутка качественные демо-записи... Ну да что теперь говорить. Я не тех людей слушал, возможно. Я был очень привязан раньше к чужим мнениям. Но не к тем. С настоящими музыкантами, к сожалению, я знаком не был. Возможно, они мне бы вправили тогда мозги, я стал бы заниматься своим исполнением и воспринимал бы все свои участия в музыкальных проектах как тренировку для оттачивания мастерства. И кто знает, что вышло бы дальше...

О развитии собственных личных песен и, если громко сказать, сольного творчества, которое чётко началось в 2005 году, я поведаю в следующей главе. Тут я упомяну пару других проектов, с которыми связался в тот год.

1. Запасной выход. Русский рок.

Я никогда не любил русский рок в его обычном понимании (у меня есть лишь несколько фаворитов из классического советского рока и отечественного рока середины 90-х - начала 2000-х), а тут вышло так, что вписался в группу, которая хотела его играть. И вопрос тут был не в музыкальных пристрастиях, конечно же, в первую очередь. Моя девушка, с котороя тогда стал встречаться, горела желанием петь и играть в такой группе, она была такой прям рокершей-рокершей, и меня тем покорила, помнится, этим изначально. Плюс тексты сочиняла активно. А у меня со стихами для песен никогда особо, так скажем, дела не ладились после школы. Юношеские страдания уже остались в прошлом, надо было как-то повзрослее писать, а не о чем было) В результате вышел краткосрочный проект под названием "Запасной выход", оставивший несколько любительских записей. На репетиции игралось от силы песен 5-6, из которых лишь одна была с моей музыкой, полугранджевая такая, "Я снова в игре", остальные все - куда я особо руку и не прикладывал. И ещё и приходилось одновременно играть и на гитаре, и на бас-гитаре (с гитаристами были проблемы, в результате, так и не нашли подходящего постоянного).

Да и стихи такие были, прям кровь, война, тяжёлая жизнь, социальная несправедливость... Русский рок по полной форме. Это всё было, честно сказать, ну не моё вообще. Совсем. Меня из стихов фронтменши больше привлекали тексты, связанные со сказочностью и фентезийностью. В связи с этим в группе было второе, кардинально другое направление, акустическое, трубадурно-средневековое, не связанное совсем с живой нашей русскорок-группой, а ограниченное нашим с вокалисткой дуэтом, записанное исключительно на компьютер. Из этих экспериментов осталась, в общем-то одна только хорошая песня, наверное, моя самая любимая из того проекта - "Власть и любовь". Сейчас, как всегда, сижу и качаю головой, грызя локти: а ведь была хорошая песня, почему нельзя было навостриться, научиться играть, петь и записать её нормально?... Но никто к этому тогда почему-то и не стремился.

Ну и кончилось всё тем, что и бывает всегда, когда не знаешь простого жизненного правила: дружба дружбой, а служба службой. А если точнее, то: не смешивай личную жизнь и творчество. Уж посмотри хотя бы на жизнь великих музыкантов и актёров: по пальцам сосчитать длительные браки каких-нибудь вокалисток и гитаристов в одной группе, при том, чтобы ещё эта группа просуществовала длительное время. Чего говорить, простые человеческие отношения-то всегда разрушали монументальные именитые проекты. В результате, не сыграв ни одного концерта, группа Запасной выход прекратила своё существование, поскольку я и вокалистка расстались.

Хотя, одно выступление наше всё же состоялось: на знаменитом в студенческих кругах фестивале акустического рока в Университете Герцена в 2006-м году. На фотографиях меня можно увидеть уже с длинными волосами, которые я к тому моменту еле отрастил. Но об этом я уже в следующей главе расскажу.

В 2007 году мы как-то ненадолго вновь сошлись с Настей (да, забыл сказать, что её так звали и зовут, прости, Анастасия, если ты читаешь это), и я сделал пару перезаписей Запасного выхода. В первую очередь, песни "Власть и любовь", видео с которой я разместил выше.

Знаю, что Настя потом ещё группы собирала другие, я же после этого не совсем удачного опыта разочаровался и зарёкся вписываться в живые полноценные группы, тем более создавать свои, а ещё тем более развиваться в плане игры на инструментах - я посчитал, что это бессмысленно (мне и со стороны об этом говорили многие: знакомые, родственники, а я, дурак, слушал - а почему дурак, пойму только в 2008 году, а окончательно буду уверен в этом в 2011 году). В общем, характер себе я ещё не сильно натренировал в 19-20 лет, чтобы не опускать руки после первой неудачи. Но на самом деле в голове просто всё равно сидели группа "Свет" и понимание, что продолжи мы её развитие в живых выступлениях и в записях, всё совсем по-другому бы пошло. Я не хотел смиряться с этой мыслью. Я не то, чтобы жил прошлым, я не видел особо перед собой других перспектив и смысла развиваться в музыкально-техническом плане.

А потому на несколько лет я ограничил все свои творческие потуги в рамках любительских записей на компьютере.

2. Жека Топоровский. Русский шансон.

Это фото со мной не совсем связано с проектом, но отражает суть его
Это фото со мной не совсем связано с проектом, но отражает суть его

Что там я записывал на компьютере, в каких проектах участвовал, о чём пел песни, в каких жанрах - многие мои знакомые, интересовавшиеся моим творчеством, сразу обо всём этом забывали, только заслышав один лишь проект, который я сделал по факту просто по приколу.

Ведь так оно обычно и бывает часто: человек пыхтит, трудясь и создавая музыку, столько интересного сделает, а популярным становится какая-то чушь. Не буду сильно обсуждать тему своего отношения к формату радио Русский шансон. В частности, с 2000-х годов в шансоне появился коммерческий эстрадный формат во главе со Стасами Михайловыми и иже с ними. Но тогда в голове сидел как стереотип именно блатной, тюремный шансон, причём, с весёлой прибауточной музыкой. И вот в таком жанре я в 2005 году сделал несколько шуточных песен. И как бы и не хотел, чтобы о них много кто знал, ибо кто-нибудь из людей, серьёзно связанных с данной тематикой, мог бы и весьма обидиться над издевательством над таким жанром.

А в особенности если бы увидел, какой я сделал на самую главную из этих песен первый в своей жизни видеоклип: во встроенном в Windows видеоредакторе Movie Maker из нарисованных самим в Paint'е кадров:

В результате это мимолётное веселье взрывало мозг всем, кто его слышал или видел, мне оно ещё не раз аукнулось по прошествии долгого времени. К примеру, через 6-7 лет, когда я уже вовсю играл в группе Ямайский и Островитяне, об этой песне вспомнили и фактически заставили меня её петь, вписав на некоторое время в репертуар группы... Благо, что пришёл момент, когда "гоп-стоп"-имидж группы сменился, и это проклятие ушло, наконец, из моей жизни. Вот собственно, как она звучала в последний раз в Островитянах в 2014 году на концерте трёхлетия группы при участии другой музыкальной команды Whisky Bar Band:

А в следующей главе я полностью сконцентрируюсь на исследовании периода своего, так сказать, недолгого сольного творчества времён своей учёбы в Университете, когда, параллельно участвуя в деятельности студклуба и съёмках любительских фильмов, делал дома на компьютере песни, в которых пытался полностью выразить себя настоящего и без фильтров, без приколов и стороннего влияния, без актёрской игры, где я пытался заглушить какие-то свои жизненные неудачи...

ЗАПИСКИ О ТВОРЧЕСТВЕ. ОГЛАВЛЕНИЕ:

1. ОТ ТЬМЫ ДО СВЕТА (1985-2002)

2. СВЕТ В НАЧАЛЕ ТУННЕЛЯ (2002-2006)

3. ПОТЕРЯВШИЙСЯ (2005)

4. EUGENE AXE. ЗАПЕРТЫЙ (2005-2007)

5. ЧТО УГОДНО, ТОЛЬКО НЕ МУЗЫКА. КИНО И СОЦСЕТИ (2007-2008)

6. RUNWAY. В НАЧАЛЕ ВЗЛЁТНОЙ ПОЛОСЫ. РЕТРО-ХАРД-РОК (2008)

7. RUNWAY. ОТ ХАРД-РОКА К ХЭВИ-МЕТАЛУ (2008-2009)

8. RUNWAY. ОТ ХЭВИ-МЕТАЛА К ЭКСПЕРИМЕНТАМ. "ПОСАДОЧНАЯ ПОЛОСА" (2009-2010)

9. НА РАСПУТЬЕ. НЕМНОГО БРИТ-ПОПА И РУССКОГО РОКА (2011)

10. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ. СИБИРСКОЕ РЕГГИ (2011-2012)

11. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ. ПРОРЫВ. ЧАСТЬ 1 (2012)

12. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ. ПРОРЫВ. ЧАСТЬ 2 (2012)

13. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ. ПЕРВЫЙ АЛЬБОМ И НАШЕ РАДИО (2013)

14. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ. ОБЩЕРОССИЙСКИЙ УРОВЕНЬ (2014)

15. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ (2015)

16. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ. КРИЗИС (2015)

17. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ. НОВОЕ "ЛИЦО" (2015)

18. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ. ПЯТЬ ЛЕТ. СТАБИЛЬНОСТЬ (2016)

19. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВНЕ "ОСТРОВА" (2015-2016)

20. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ. ВТОРОЙ АЛЬБОМ И ОКОНЧАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2017)

21. ПОПЫТКИ МУЗЫКАЛЬНОГО БЛОГЕРСТВА И ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (2017-2021)

22. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ СНОВА В ДЕЛЕ (2020-2022)

23. КАК ПЕРЕВЕРНУТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ В 37 ЛЕТ И НАЧАТЬ ЕЁ С СЧАСТЛИВОГО НУЛЯ (2022-2023)

Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.