Найти тему

Записки о творчестве. 2. Свет в начале туннеля (2002-2006)

Оглавление
2003 г. Группа "Свет", мы со Стасом в школе, фото для обложки одного из альбомов, снятое на первую в нашей жизни цифровую камеру.
2003 г. Группа "Свет", мы со Стасом в школе, фото для обложки одного из альбомов, снятое на первую в нашей жизни цифровую камеру.

Читать предыдущую часть: Записки о творчестве. 1. От тьмы до Света.

Вторая часть моей исповеди-творческой автобиографии будет посвящена первой моей музыкальной группе, школьной, с весьма простым названием - "Свет". Как выяснилось тогда, вообще всё нужно делать просто, чтобы у тебя что-то получилось хорошо. Группа эта осталась в памяти не просто как какое-то наивное развлечение двух старшеклассников, не умевших толком играть на инструментах. Сейчас, с высоты лет, наоборот, она ценится ещё больше нами как один из главных толчков в нашем не только творческом, но и жизненном развитии. Как сказали бы правильные родители о своих детях в подростковом и юношеском возрасте: "были заняты делом, а не бездельем"!

1. 2 гитары, синтезатор, ведро и ручка (2002)

2002 г. Одно из цифровых фото для обложки нашего первого кассетного альбома.
2002 г. Одно из цифровых фото для обложки нашего первого кассетного альбома.

Официальным началом моего творческого пути, как и моего друга Стаса Полеско, считается 6 апреля 2002 года, когда мы с ним, наконец, объединили усилия в 10-м классе и решили что-то записать вместе как группа. Но что и как именно - это был уже вопрос второй. У нас была у каждого акустическая гитара: у меня - отцовская, у Стаса - дедовская. Был мой синтезатор. И какая-то перкуссия нужна была что ли, наверное. За синтезатор посадили нашего третьего друга, Митю из параллельного класса. Он закончил музыкальную школу по фортепиано, и не было варианта лучше, но почему-то Митю тяжело было увлечь нашим энтузиазмом - и третьим участником группы он так толком и не стал. Четвертым позвали моего друга до 9 класса, ушедшего в другую школу Диму. Но, так как он ни на чём играть не умел, дали ему в руки две шариковые ручки и половое ведро вместо барабана... Да, смешно, понимаю) Или нелепо, точнее было бы сказать. Запись была возможность вести только на мой старый магнитофон живьём, который стоял у меня дома ещё с советского времени. В общем, собрались у меня в квартире... Забавно ведь, и пили тогда только чай... И мысли о чём-то крепче не было... А до такого додумались. Вероятно, так же писали первые магнитоальбомы именитые русские рок-группы на своей "подпольной" заре существования.

Своих общих песен пока ещё не было, были, как я ранее писал, старые наброски на синтезаторе. Поэтому выбор странным образом пал на кавера на три незаезженные песни ДДТ, на одну Rammstein, которую можно было сыграть на трёх аккордах (тут понятно, в школе было массовое повальное сумасшествие по Раммштайнам), на Child In Time от Deep Purple (вообще не вписывалась в общую солянку, но моя любовь тогда к классическому року победила) и на "Всё идёт по плану" Гражданской обороны (без неё тогда никуда не деться было тому, кто только учился играть на гитаре).

Всё было с громким весельем запечатлено на аудиокассету, которую назвали "Наливай" (по фразе из "Метели" ДДТ), хотя, как я говорил, ни одной мысли о запретных напитках до 18 лет в момент записи не было. Зачем-то была придумана легенда для нашей группы: якобы она была старая, ещё советская и воссоединилась после долгого распада. Потому и название "живого альбома" такое советско-алкогольное.

В любом случае этот раритет и начало всех начал до сих пор бережно хранится у нас как на кассетах, так и в оцифрованном варианте. А вот нелепая легенда для первой записи в результате дала нам со Стасом идею для полного имиджа нашей группы: советского ВИА с атмосферой советского наивного рока в музыке. Вскоре появилось и соответствующее название нашего коллектива по самой первой песне авторства Стаса, которую мы записали таким же образом, на магнитофон с акустическими гитарами и синтезатором - группа "Свет". Ну чем не название для советского ВИА? Или советской эстрадной рок-группы?) Таким образом, этот ВИА, в котором по факту остались только мы вдвоём со Стасом, приступил к записи своих собственных песен с синтезаторными электрогитарой, басом, клавишными и барабанами, которые всем слушателям были выданы как полноценные записи цельного музыкального коллектива.

2. Любовные страдания и хирурги-упыри. (2002)

2002 г. Полный состав группы Свет "для виду": чтобы все думали, что у нас на записи играли все реальные инструменты, а не одни только синтезатор и акустическая гитара.
2002 г. Полный состав группы Свет "для виду": чтобы все думали, что у нас на записи играли все реальные инструменты, а не одни только синтезатор и акустическая гитара.

Демо-кассета с тринадцатью песнями была записана за несколько дней в десятом классе и была в ограниченном доступе распространена среди одноклассников до наступления летних каникул, дабы посмотреть на первую реакцию слушателей. В связи с тем, что песни были записаны на микрофон обычного магнитофона, там совершенно было не разобрать идеальности звучания инструментов - соответственно всем вокруг была рассказана легенда, что запись производилась в студии с участием всех инструментов, включая барабаны. А потому для фото обложки мы позвали всё того же нашего третьего друга Митю, якобы нашего клавишника и аккордеониста, и его друга Сашу, якобы басиста.

Касательно стилистики вышел не совсем советский и русский рок. Песней "Свет" это всё и ограничилось. Нас понесло в общем-то, в два кардинально разных направления:

1. Лирика, мелодичные песни о несчастной любви, разбитом сердце, юношеских страданиях, возвышенных чувствах... О чём ещё можно было писать в 16 лет? Ярчайшим примером стала вторая записанная нами песня - "Жизнь моя". Ниже видео с уже перезаписанной позже композицией в нормальном качестве на нормальных инструментах.

Для нас было большим удивлением, что эта сопливая рок-баллада стала самой популярной среди слушателей, а особенно повергло в шок, что она хорошо котировалась и среди любителей панк-рока, тяжёлого брутального металла и вообще нонконформистов. Мы-то хотели угодить такой публике совершенно другими песнями. Собственно второе наше направление этому доказательство:

2. В мировой рок-музыке господствовал ню-метал. Korn, Limp Bizkit, Linkin Park... Но нашими кумирами из этой когорты стали самые жёсткие парни - Slipknot. И между сопливыми песнями внезапно как полный ахтунг возникали чудовищные песни с криками, гроулингом, речетативами про всяких сумасшедших стариков, посланников ада и прочую нечисть. Однако, как выяснилось, к нашему наивному ужасу, попсовые песни у нас слушались весьма серьёзно, а подобные нюметал-рэпкор-зарисовки выглядели как весёлое ребячество и клоунада) Собственно поняв это, наконец, мы сняли в 2003 году, уже в конце школы, наш первый самодельный юморной трэш-клип на обычную камеру на одну из таких песен - "Хирург-упырь". Аналогично: ниже вариант с перезаписанной песней, а то не совсем слушабельно было бы)

3. Первый концерт, хэви-метал и главная песня (2002-2003)

Наши последние в жизни каникулы перед 11 классом мы потратили, чтобы перезаписать эту кассетку в более "нормальном" качестве - и начали массовую кампанию по распространению копий "магнитоальбома" уже по всей нашей гимназии. Помнится, в то время мы создали настоящий ажиотаж: пусть и в таком непонятном виде, но впервые за много лет существования нашей школы мы были первой еë музыкальной группой.

На второй нашей кассете мы немного выровняли свою стилистику, которая стала больше смахивать на по большей части простой мелодичный поп-рок и классический хэви-метал с попсовыми мелодиями. Помню даже, на одном уроке слышал сзади себя удивительный диалог двух главных любителей Короля и Шута и Гражданской Обороны в моём классе о второй кассете: мол, второй альбом лучше, ибо тяжелее. Да уж, синтезаторная гитара звучала весьма "тяжело"))

Нашу популярность не могла обойти стороной администрация, и нас немедленно позвали выступить на новогодней дискотеке в 2002 году. Специально для неë нам впервые одолжили электрогитару! За буквально пару часов я едва успел вникнуть, как управляться с педалью перегруза-дисторшна))) Я даже тогда и понять не мог, что первая электрогитара, на которой я играл, был самый настоящий знаменитый Гибсон! Но мы всё же с успехом отыграли свой первый концерт: четыре песни под гитару, электрогитару, пианино и с басом с барабанами из синтезатора. Само собой, игрались песни "Свет", "Жизнь моя" и ещё две поп-рок-песни. Адские крики а-ля Slipknot мы, конечно же, не стали исполнять на таком мероприятии)

15 декабря 2002 г. Наше первое выступление - на школьной новогодней дискотеке.
15 декабря 2002 г. Наше первое выступление - на школьной новогодней дискотеке.

Но мы не сразу выявили наш основной успех: на второй кассетке появилась песня, которая для нас была проходной, и мы её не собирались даже играть на концерте. Меж тем, она в ближайшем будущем стала нашей визитной карточкой. Эту песню мы неоднократно перезаписывали, отшлифовывали, еë не стыдно было никогда никому поставить (ни за текст, ни за музыку). Как-то я на уроке подглядел в тетрадку своей соседки по парте, Светы Боровицкой, которая была одарённой поэтессой, её стихи уже тогда даже в сборниках печатались, и увидел стихотворение, которое жадно попросил забрать себе, музыка мгновенно родилась в голове. Эта песня впоследствии вышла за рамки нашей школьной жизни, она была единственной, которую мы играли живьём в уже студенческое время на клубных площадках и с живым барабанщиком. Собственно в финальной версии 2004 года как раз присутствуют кадры с наших выступлений в студенческом клубе ФинЭка, где я учился.

Но вернёмся к школьной жизни. Второй наш концерт произошёл на праздновании 35-летия гимназии, где мы впервые "Я пойду за тобой" и сыграли. Однако мероприятие было настолько официальное, что сидящие в переднем ряду пожилые учителя не особо оценили наш "хеви-рок", глядя на нас снисходительными взглядами, в общем, концерт провалился.

Февраль 2003 г. Выступление на 35-летии гимназии.
Февраль 2003 г. Выступление на 35-летии гимназии.

4. "Прощай, школа..." (2003)

В некотором роде с окончанием школы закончился такой романтически-мечтательный период нашей группы. Его можно было бы просто охарактеризовать двумя песнями. Первую нам "заказала" директор школы - к последнему звонку. Странным образом, но Стас зачем-то взял за основу мелодию песни известной в то время ска-панк-группы Элизиум. Однако, мелодия была сильно завуалирована, а по аранжировке превращена в настоящий советский эстрадный рок 60-80-х. Ещё и текст к ней, такой добрый, невинный, грустный написала моя чудесная мама-филолог, Наталья Юрьевна Дудинская, она до сих пор в нашей гимназии преподаватель русского и литературы, опытный эксперт по ЕГЭ, а у меня тогда она ещё и классным руководителем была в старшей школе. Видео с самого исполнения песни на Последнем звонке реально выглядит как привет, школа СССР 60-х. Собственно, мы полностью оправдали выбранный нами изначально имидж советского ВИА))

Грустный финал - это песня, написанная Стасом после выпускного вечера. С музыкальной точки зрения ощущается большое влияние на наше поколения господствовавших тогда Linkin Park. В видео на песню как раз кадры с нашего последнего школьного выступления - на самом выпускном вечере. Песня - яркий пример трагического осознания окончания школьного мечтательного настроения. Впереди была другая жизнь.

5. Послешкольная жизнь и the end (2003-2006)

Первые два курса наших университетов мы в основном со знанием дела несколько раз перезаписывали наши старые песни на нормальных инструментах, периодически придумывая новые - таким образом, у нас появились новые "первый" и "второй" альбомы - на дисках. Однако, почему-то никто из нас не задумывался ещё и совершенствоваться на игре на гитаре хотя бы... Как не умели играть, так и не стали учиться. Сейчас, глядя с высоты, понимаешь, что если бы стали этим заниматься, возможно, совсем другой поворот был бы у нас обоих в музыке. Но тогда казалось, главное, придумать, а во время записи всегда думали по-русски: "И так сойдёт"

2004 г. Наша первая провальная попытка выступить на музыкальном конкурсе в Финэке, где я учился.
2004 г. Наша первая провальная попытка выступить на музыкальном конкурсе в Финэке, где я учился.

Но ведь грянула студенческая жизнь, какая там учёба на инструментах!) Появились новые знакомства, новые друзья по творчеству, параллельно у нас со Стасом стали возникать наши личные сольные проекты и проекты с другими музыкантами и группами. До 2005 года мы всё же как-то что-то делали вместе. Но финальные две точки можно было бы обозначить следующие:

Выступление наше в первом настоящем клубе в 2005 году - тогда ещё существовавшем легендарном Red Club'е - в студенческой "рок-солянке". За барабанами в живых выступлениях нам стал помогать друг Стаса по его универу Технологии и дизайна Игорь "Гарик" Ермаков. А мне тогда пришлось основательно взять бас-гитару в руки, одолжив у знакомого, да так и остаться с ней. Как это всегда и бывает: басистами не рождаются! Бас-гитару всегда берут в руки вынужденно, когда больше некому играть! Сам Пол Маккартни когда-то так же стал басистом. А зачастую потом игре на басу так и не совершенствуешься, так как используешь этот инструмент как вспомогательный для реализации своих идей, а не для создания ритма, бита и "кача". Ну да ладно, я потом как-нибудь порассуждаю на эту тему отдельно, она немного болезненная для меня, ибо я до сих пор, можно считать, так и не научился играть толком на этом инструменте.

В 2006 году, когда уже мы со Стасом окончательно погрязли в каких-то своих творчествах и других группах, то просто решили собраться в последний раз и записать в более-менее слушабельном варианте все наши основные песни. Этот финальный сборник и стал нашим официальным окончанием творчества. Я храню его как самую великую память... По крайне мере, потому что его можно слушать и ставить другим людям. Без стыда)

Стас до сих пор является моим лучшим другом, а по прошествии двадцати лет мы оба постоянно ещё больше осознаём важность проделанного нами вместе пути. Хоть многое и не получилось, но отношение к творчеству именно тогда было чистым, честным и бескорыстным. Первая музыкальная группа - как первая любовь, как первый поцелуй, как первый с... ну, не буду углубляться уже)) Думаю, меня все поймут)

С тех пор прошло уже 20 лет, Стас из нас единственный, кто стал зарабатывать музыкой: он давно уже является музыкальным дизайнером одной международной фирмы по озвучке компьютерных игр, а по совместительству имеет свой электронный синт-вейв проект Beatkoin. Ну а про меня все знаете: я уже больше 10 лет играю в группе Ямайский и Островитяне. Не знаю, как Стас, а я до сих пор считаю, что мы разошлись зря. По крайней мере, так рано. Займись мы тогда изучением инструментов, возможно, группа во что-то более профессиональное превратилась бы, у нас был вместе потенциал к созданию материала, вписавшийся в любое время. Но, увы, тогда мы витали в облаках, а когда дорвались до живых исполнений, то по большей части хотелось подурачиться, нежели что-то качественно поиграть... А я, надо сказать, так ни на одном инструменте толком и не научился нормально играть. Всё по большей части хотелось сочинять и принимать участие в создании песен, аранжировок, но как их реализовывать - этот вопрос никогда не решался идеально)

В качестве заключения: кадры с нашего одного из последних совместных выступлений на двух квартирниках с нашей первой символической песней...

ЗАПИСКИ О ТВОРЧЕСТВЕ. ОГЛАВЛЕНИЕ:

1. ОТ ТЬМЫ ДО СВЕТА (1985-2002)

2. СВЕТ В НАЧАЛЕ ТУННЕЛЯ (2002-2006)

3. ПОТЕРЯВШИЙСЯ (2005)

4. EUGENE AXE. ЗАПЕРТЫЙ (2005-2007)

5. ЧТО УГОДНО, ТОЛЬКО НЕ МУЗЫКА. КИНО И СОЦСЕТИ (2007-2008)

6. RUNWAY. В НАЧАЛЕ ВЗЛЁТНОЙ ПОЛОСЫ. РЕТРО-ХАРД-РОК (2008)

7. RUNWAY. ОТ ХАРД-РОКА К ХЭВИ-МЕТАЛУ (2008-2009)

8. RUNWAY. ОТ ХЭВИ-МЕТАЛА К ЭКСПЕРИМЕНТАМ. "ПОСАДОЧНАЯ ПОЛОСА" (2009-2010)

9. НА РАСПУТЬЕ. НЕМНОГО БРИТ-ПОПА И РУССКОГО РОКА (2011)

10. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ. СИБИРСКОЕ РЕГГИ (2011-2012)

11. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ. ПРОРЫВ. ЧАСТЬ 1 (2012)

12. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ. ПРОРЫВ. ЧАСТЬ 2 (2012)

13. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ. ПЕРВЫЙ АЛЬБОМ И НАШЕ РАДИО (2013)

14. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ. ОБЩЕРОССИЙСКИЙ УРОВЕНЬ (2014)

15. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ (2015)

16. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ. КРИЗИС (2015)

17. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ. НОВОЕ "ЛИЦО" (2015)

18. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ. ПЯТЬ ЛЕТ. СТАБИЛЬНОСТЬ (2016)

19. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВНЕ "ОСТРОВА" (2015-2016)

20. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ. ВТОРОЙ АЛЬБОМ И ОКОНЧАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2017)

21. ПОПЫТКИ МУЗЫКАЛЬНОГО БЛОГЕРСТВА И ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (2017-2021)

22. ЯМАЙСКИЙ И ОСТРОВИТЯНЕ СНОВА В ДЕЛЕ (2020-2022)

23. КАК ПЕРЕВЕРНУТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ В 37 ЛЕТ И НАЧАТЬ ЕЁ С СЧАСТЛИВОГО НУЛЯ (2022-2023)

Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.