Я уже не застал Советский Союз. Родился, когда угли от него ещё догорали, можно сказать. Но даже в сознательном возрасте я ещё успел покататься на этом чуде технический мысли. В нашем городе они пылили на маршрутах до середины 2000-х годов.
Если мне не изменяет память, последние отправились на металлолом только уже в начале 2010-х годов.
Конечно, «Луноход» такой специфический автобус, который ни с чем не спутаешь. Кстати, было у него и второе прозвище. Но чуть более обидное. Ещё ЛиАЗ-677 прозвали «скотовозом».
Почему? Потому что был дико вместительным. А ещё с годами он немного проседал и создавалось такое ощущение, что при полной загрузке машина перегружена. И еле волочится по дороге.
«Луноход» прожил долгую жизнь. Он выпускался большими партиями почти 30 лет, начиная с 1967 года. Массовый выпуск закончили в 1994-ом, но штучно продолжали собирать модель вплоть до 2002-го года.
Получается, что в общей сложности 677-й прожил на конвейере 35 лет.
Но что стало с заводом, который выпускал эти автобусы?
Собирали легендарные «Луноходы» на предприятии в Ликино-Дулево. Это небольшой городок с населением в 34 000 человек, который находится в московской области.
Ликинский автобусный завод прекрасно себя чувствовал во времена СССР. Помимо «Лунохода» там так же выпускали множество его модификаций. Например, для пригородных перевозок и даже передвижную телевизионную станцию «Лотос».
В 1986 году было освоено производство принципиально новой модели ЛиАЗ-5256.
Но после распада СССР завод попал в очень тяжелое положение, как и другие промышленные предприятия страны. С каждым годом темпы производства падали и экономическое положение ухудшалось.
Дошло до того, что в 1996 году производство совсем остановилось. Во-первых, сказалась нехватка денег, а во-вторых, случился пожар на заводе двигателей КамАЗ. В следующем 1997-ом ЛиАЗ был признан банкротом.
И на этом всё?
В 2000-ом году завод возродился. Он вошёл в группу компаний «Русские автобусы», а с 2005-го года в состав «Группы ГАЗ».
С тех пор была проведена серьёзнейшая модернизация производства. Завод получил современное оборудование их Японии, Швеции, Австрии.
Разумеется, уже несколько раз поменялась и модельная линейка предприятия. С 2018-го года ЛиАЗ начал выпускать даже электробусы. Первенцем стал ЛиАЗ-6274, первый низкопольный электрический автобус российского производства.
В общем и целом, история ЛиАЗа — это редкий случай, когда известное советское предприятие не потерялась в лихолетье, а выжило и здравствует. Впрочем, не оно одно. Будем вспоминать и другие.
Советую посмотреть:
ЕрАЗ-762 — худший автомобиль СССР, которым наказывали нерадивых водителей
Мнения разделились. Новая Лада Веста или 26-летняя Honda в идеале с пробегом в 7000 км?
Если было интересно, предлагаю подписаться на канал. Самые свежие новости, заметки о редких моделях и шпионские фотографии. Лучшее из мира нашего автопрома.