Найти тему

МЛМ как фабрика по производству неудачников

Оглавление
Минусы МЛМ
Минусы МЛМ

«Я никак не могла выяснить, почему у меня ничего не выходит! Я делала всё то, чему меня учили, даже намного больше. И всё-таки я не приблизилась к мечте о финансовой свободе ни на шаг». Энн Сиг

Продолжение второй главы «Коллективное насилие». Начало главы, начало первой главы, начало книги

Раннее субботнее утро Артемий Игнатьевич и Васька встретили с удочками на берегу озера. Дача, рыбалка и мужские разговоры с дедушкой – любимое время с раннего детства. Они молча наблюдали за поклёвкой. Это молчание было наполнено душевным теплом и неуловимой близостью по-настоящему родных людей.

… Поставив на стол котелок с наваристой ухой, Василий задал давно мучивший его вопрос:

– Дед, а ты когда-нибудь чувствовал себя неудачником?

Артемий Игнатьевич не спеша набил трубку и закурил.

– Моё поколение выросло за железным занавесом. Советские граждане были убеждены, что живут в лучшей стране среди самых достойных людей, в обществе пусть не с идеальным, но всё же, довольно справедливым устройством.

В одночасье держава рухнула. Вместе с потоком китайских одноразовых товаров и ненатуральных продуктов в страну хлынули секты, сетевой маркетинг, книги по так называемому личностному росту. На неокрепшие души «совков» полилось западное «просвещение».

Например, книга Роберта Кийосаки «Бедный папа, богатый папа» передавалась из рук в руки как редчайшее произведение. Мы, живущие от зарплаты до зарплаты, обучались по ней финансовой грамотности. Заводы встали, в армии платили копейки. Не на что было содержать семью. Я чувствовал себя неудачником. Взялся за освоение новой для себя сферы. Как ты думаешь, чему учил нас западный гуру?

Роберт Кийосаки Правда о книге "Бедный папа, богатый папа"
Роберт Кийосаки Правда о книге "Бедный папа, богатый папа"

«Работая на дядю, денег не заработаешь. Работай на себя»

Ценность созидательного труда в таком контексте теряла смысл, главным становилось зарабатывание денег. Даже не так – получение дохода! Ссылаясь на Джона Д. Рокфеллера, автор утверждал: «Кто работает целый день, тому некогда зарабатывать деньги». Представляешь, вообще не нужно работать! Ведь работа от слова «раб». «Вон из офисного рабства», – звал нас Кийосаки на просторы собственного бизнеса….

Знакомо?

– Да, конечно! Книга и сейчас популярна. Помнишь, мы с Колькой в Монополию играли. А его родная тётка Маринка на собрания Амвея каждое воскресенье как в церковь ходила, – с жаром поддержал Васька, доедая уху.

– Вот и просвети меня, старого дурака, что человек может создать один, абсолютно один, без команды, без трудовой синергии, да ещё и не работая? Мы уху и то вдвоём сварили. Оглянись вокруг: всё, буквально всё без исключения создано объединённым трудом. Даже первобытные люди знали, что в одиночку не проживёшь и добычу домой не принесёшь. Отправляясь на охоту, кроманьонцы объединялись. Что же изменилось за тысячи лет? Любой человек без помощи других может добыть электричество, создать сложные схемы компьютерных плат и, видимо, спаять их пальцем?

– Ты, дед, передёргиваешь. В современных условиях человек может прожить в полном одиночестве. – Василий высокомерно взглянул на дедушку.

Артемий Игнатьевич разглядывал внука так, будто видел его в первый раз. Под пристальным взглядом пожилого человека подросток занервничал. Стал поводить плечами, погрыз ноготь на большом пальце, ссутулился, расправил плечи и вызывающе взглянул в глаза деду. А тот после продолжительной паузы предложил:

– Ну-ка, раздевайся до нага и иди в лес, благо недалеко.

– Ты что, дед, сдурел? Меня мошка с комарами сожрут, клещи вопьются, что я там буду есть, где спать?

– Друг мой, ты сам себе противоречишь. Ты утверждаешь, что можешь прожить в одиночестве и без совместных достижений цивилизации.

– Я так не говорил. Я один жил пару недель, пока ты в больнице был.

– Милый, так ты жил в доме, который построила строительная компания, по проекту института, из материалов разных производителей и поставщиков. Это всё совместный труд огромного количества людей. Кстати жил на мои деньги. А я за свою пенсию 40 лет на дядю пахал.

– Да это-то понятно, что цивилизация нужна, и что человек должен работать. Но ведь работать можно удаленно и на себя. Можно так работу выстроить, чтобы ни с клиентами, ни с помощниками или нанимателями в близкий контакт не вступать. Еду и вещи заказывать. В больших городах так многие живут. А про «без цивилизации» я не говорил. Я думаю, чем более развиты технологии, тем более одинокую жизнь человек может себе позволить. Я не спорю, что для этого необходимы усилия каждого. Только не совсем понятно, что мешает им самим решать, какие именно усилия прикладывать – что и есть, вообще-то, собственный бизнес или самозанятость. Я соглашусь с тобой, что на советское воспитание такие идеи ложатся совсем не так естественно, и воспринимаются как раз как ты описал. Так что давай дальше про книжку и неудачников.

– Как ты думаешь, был ли в таком посыле злой умысел или обычная безграмотность автора?

– Автор – американец, писал для американцев, опираясь на культурный нарратив Запада. Мне кажется, он и не интересовался, как бы это русским человеком интерпретировалось. А ты?

– Я считаю, что он и в контексте западных ценностей не то, чтобы владел материалом, и не то чтобы правда хотел «вдохновлять» людей.

Первое – безграмотность. Несмотря на то, что отец Роберта был педагогом, в детстве будущий теоретик бизнеса плохо учился. То ли проблема была в однобоком американском образовании, то ли в интеллекте самого гуру, только он упустил тот исторический факт, что прогресс стал возможен благодаря разделению труда. Это же азы экономики!

– Типа не было бы разделения труда, не было бы и прогресса?

– «Типа того», – передразнив внука, Артемий Игнатьевич уточнил: – Сначала что было? Община, живущая натуральным хозяйством. Наши предки самостоятельно и полностью обеспечивали свой быт всем необходимым. Да и сейчас в каждой семье есть разделение труда: кто-то готовит и убирает, кто-то деньги зарабатывает. Только системное внедрение разделения труда и совместная деятельность обеспечили научно-технический прогресс и все достижения цивилизации.

А как ты понимаешь, что значит «работа на себя»? Объясни-ка мне, как, для кого и зачем можно создавать ценность, за которую люди готовы платить деньги (ведь из-за них весь сыр-бор), если не для улучшения качества жизни других? А если это делается для человека или группы людей, то, в любом случае, что бы ты ни предпринимал – это работа на дядю, будь то босс или клиент. Принципиальная разница между предпринимателем и работой по найму лишь в том, кто оплачивает риски, неудачи и просчёты.

Вот так безграмотных берут и ведут как овец на заклание! Думаешь, я зря тебе талдычу: учись, учись. Знания за плечами не носить. Чем шире кругозор, чем выше способность к критическому мышлению, тем меньше ошибочных решений будет в жизни, ниже риск оболванивания.

– Да ладно, дедуль, есть разница: начальник может самодурствовать или на равных взаимодействовать. Конечно, те, кто увольняется от хороших директоров, чтобы ничего не делать – дураки, но не все же такие. Кого-то, наверно, реально третируют. – парировал Василий, – Я и стараюсь учиться, чтобы попасть к «хорошему» управляющему под крыло, а не пахать как лошадь. У меня же лучшие оценки в классе.

– Успеваемость – это хорошо. Но этого мало. Надо развивать логику, учиться задавать вопросы. Это самые важные навыки, да воля ещё. Где-то у меня сталинские учебники болтались. Будем заниматься?

– Вау, твои учебники ещё живы? Прикольно, я бы почитал. Ты всё же расскажи – второе-то что – злой умысел?

– Теперь, спустя годы, я думаю, что маркетинговое агентство Лёнинг Анекс, вложившее 44 миллиона долларов в раскрутку книг Кийосаки, стремилось вывести людей из производственной сферы в сетевой маркетинг. Писатель Джон Т. Рид, подтверждая мою мысль, пишет, что Кийосаки является творением Amway. Его книги не продавались, пока он не объединился с МЛМ. Затем объём продаж книг ребятам из МЛМ сделал Роберта «автором бестселлеров». Это создало у нормальных людей впечатление, что книга стоящая.

– Погоди, дед, это что же получается, они намеренно вешали лапшу людям на уши, и даже американцам это тоже одна лапша? И что, вся эта затея с финансовой грамотностью – афера века?

– Афера или нет, не знаю. Да только компания автора этого бестселлера обанкротилась. Но ведь и это ещё не всё!

«Потребление как образ успешной жизни»

С точки зрения Кийосаки, жизнь вообще нужно устроить так, чтобы не работать, а потреблять. Немножко поработать, создать пассивный доход и всё! Уже не быть рабом. В этом якобы поможет некий «Закон Притяжения», утверждающий, что мысль материальна. Поэтому можно в принципе ничего не делать, нужно только визуализировать, думать позитивно и потреблять.

– О, эту твою тему я наизусть знаю: жить – это глагол. Не бывает бездействия. Человек всегда действует.

– Да, в моём сознании нежелание работать никак не укладывается. Мы были воспитаны на «Диалектике природы» и считали, что труд создал человека. Советский человек был творцом и созидателем, автором преобразования своей жизни и окружающего мира. А неработающие люди считались иждивенцами и тунеядцами. Мир перевернулся?

– Дедушка, как же ты не понимаешь! В мире так много интересного! Можно на концерты ходить, на скейтборде кататься, путешествовать. Да мало ли что ещё! Вот и совсем не хочется работать, штаны в офисе просиживать ради прибыли чужого дяди. Да и делать то, что ты сам, лично, считаешь важным и осмысленным, не всегда получается на обычной работе. – Василий посмотрел на деда как на недоумка.

– Так-так-так. Развлекаться и не работать?

– Ну да, хобби своими заниматься. Так ведь тоже пользу можно приносить. И кайф от жизни ловить на полную. В конце концов, нельзя ведь в унынии пребывать чуть ли не 24 на 7.

– А путешествовать будешь без денег, солнцем питаться?

– Уфф, так и нужен пассивный доход, чтобы свободу ощутить! – Васька устало объяснял непонятливому деду прописные истины.

– Тогда скажи мне, кто ты при этом? Вот я подводник, потом судостроитель, ветеран труда. Помнишь, я тебе в Петербуржском порту показывал корабли? Я горжусь результатами своего труда. Жизнь у меня была интересная, подумываю мемуары написать. А ты чем будешь гордиться? Как себя называть? Это женщина может называть себя через мужа: «Я – жена адмирала». А мужчина? Мужик себя через свой труд определяет. Нет труда – нет мужика, есть «Облако в штанах», тьфу!

– Я могу называть себя, например, путешественник! – воззрился на деда Васёк.

– Вот ещё Миклухо-Маклай выискался! Николай Николаевич был не просто путешественник, а этнолог, антрополог и биолог. Он опроверг мнение о том, что различные расы человечества принадлежат к разным видам. А ты что? Съездил в Китай, поел утку по-пекински и уже путешественник. Толк в этом какой? Нагуляешься по странам, умрешь от какой-нибудь лихорадки, никто не вспомнит про тебя. Так, пустое место, бесполезный человек. – Артемий Игнатьевич тяжело поднялся из-за стола и пошёл в дом. Оглянулся и через плечо бросил внуку указание:

– Посуду помой, да убери всё у костра и со стола. Хоть какая-то от тебя польза будет.

Деньги как ценность

… Утро понедельника началось с «закрытого совещания» Кольки с Васькой. Не успел Василий закончить завтрак с дедом, прибежал Николай.

– Дело есть, давай поговорим! – с порога скомандовал Васе возбуждённый приятель.

­– Даже чаю с нами не попьёшь? – уточнил Артемий Игнатьевич.

Подросток отрицательно помотал головой и прошмыгнул в комнату Василия. Пацаны включили музыку погромче, чтобы дед не подслушивал, и долго о чём-то перепирались.

Через некоторое время Василий нарисовался на террасе перед дедом. Артемий Игнатьевич что-то писал, не поворачивая головы, спросил:

– Что-то срочное?

– Дедушка, у меня к тебе есть просьба, – переминаясь с ноги на ногу, произнёс Вася.

Пожилой человек повернулся, внимательно посмотрел на внука, смерил холодным взглядом стоящего на пороге Николая, и вопросительно поднял брови.

­– Мне надо комп обновить, – выпалил Василий.

– С чего бы это? Недавно купили, укомплектовали по твоему желанию.

– Устарел он, мне многих функций не хватает.

– Так быстро устарел? – не унимался Артемий Игнатьевич.

– Да! – настаивал внук.

– Присаживайся, – широким жестом предложил дед Ваське, – давай обсудим, чего конкретно и почему тебе вдруг стало не хватать в компьютере. Дружка своего зови.

– Я здесь постою, – Николай сделал шаг назад, скрывшись в тени комнаты от недоброжелательного взгляда.

Василий, продолжая стоять, нерешительно начал:

– Мощностей маловато, не тянет комп в целом.

– Василий, не пыли! Выкладывай, что надумали!

– Ты же мне прошлый раз сказал, что я стану самостоятельным, когда у меня будут свои деньги, так.

– Так.

– Вот я и решил зарабатывать.

– Как?

– Майнить биткоины.

– Что-что? – Дед аж привстал, – это тебя Колька надоумил?

Васька раскраснелся, потупил взгляд и замялся, не зная, что ответить дедушке.

– Что с твоим другом стало, а, Василий? Вроде хороший был пацан. Но чем старше, тем чудесатее. Денег у матери ещё не таскает? Давно ли он взялся Родиной торговать, друга подставлять, чужими руками жар загребать? Не уследил я, кажется. Если дальше так пойдёт, то придётся вашу дружбу ограничивать. ­– Артемий Игнатьевич резко встал, вышел с террасы и прихватил за шиворот Колю. Таща его за собой на кухню, продолжал. – Пойдём-ка, дружок, выкурим чайник Мира.

– Василий, завари свежего, да пирожки достань. Накормим этого недоросля. Видать, у него с голодухи кукуха слетела.

Когда троица уселась за стол, Николай немного расслабился. Кажется, в этот раз Васькин Зевс не будет убивать молнией незадачливого подростка. И принялся с аппетитом поедать выставленное другом на стол угощение.

Василий, чувствуя за собой вину, продолжал избегать взгляда разгневанного деда.

– Вы думаете, что «если деньги в вашей голове не на первом месте, то они не пристанут и к вашим рукам»?

Так научил вас Роберт Кийосаки? Ты читал этого богатого сына бедного папы? – Артемий Игнатьевич в упор посмотрел на Кольку. Тот от неожиданности даже жевать перестал.

– Мы презирали подвиг Павлика Морозова, который донёс на родного отца. Почему же вы вдруг воспылали симпатией к Роберту, который выкинул бедного отца на свалку жизни, чтобы взять пример с мелкого лавочника?

Может и ты меня, Васёк, выкинешь из жизни, когда я не смогу содержать тебя? – Пожилой человек перевёл грозный взгляд на внука, который неотрывно рассматривал столешницу.

– Значит ли это, что человеку ради заработка нужно отодвинуть на задний план супругов, детей, друзей и родителей, жизненные интересы и даже здоровье?

Вы кого слушаете? Миллиардеров? Что вам в уши льёт греческий миллиардер Аристотель Онассис:

«Самое главное в жизни — это деньги. Обладающие ими — вот подлинные короли нашего времени».

Это же подмена понятий: хочешь стать успешным и счастливым – тебе нужны деньги. Всё остальное не имеет значения?

Знаете ли вы, как влияют деньги на личность?

– Дед, не начинай. Типа деньги – зло. Заходишь в магазин, смотришь на цены и понимаешь, что зла не хватает! – возразил Василий и нерешительно глянул на деда, раскрасневшись от собственной смелости.

– Ты, Колян, наверное, уверен, что счастье – это новенький ифон? – Артемий Игнатьевич вновь пронзил взглядом подростка.

– Ну так, а то… – мечтательно заулыбался сытый Николай.

– И проблемы сами собой решатся, как только у тебя будет много дензнаков?

– Да уж, хотелось бы – осмелевший Колька налил себе ещё чаю.

– Как вы не понимаете, что установка: «Деньги – это успех» устраняет из жизни истинные общечеловеческие ценности, низвергает созидающий труд, формирует зависимость от идеи, что деньги решают все проблемы и делают человека счастливым. Может, врут, что «Богатые тоже плачут»? Или золотые горы заменили людям эмоции и отношения?

На какую сумму ты готов поменять мать? – вдруг обратился Артемий Игнатьевич непосредственно к Николаю.

«Не пронесло, – подумал, съёжившись, Колька, – прибьёт».

– Мать, что мать…. Как её можно поменять? Она живёт ради меня, на трёх работах вкалывает. Всё ради того, чтобы было не хуже, чем у людей. Как ей тягаться с родителями моих одноклассников? – протянул разочарованно Николай, и с жаром добавил: – Знаете, что я сделаю, когда разбогатею? Шубу ей куплю, хату нормальную сделаю, с террасой как у вас, евроремонт забабахаю! На море свожу.

– Слава Богу, не всё человеческое потеряно! – Артемий Игнатьевич облегчённо вздохнул и уточнил: – Зачем тебе это? Прибыли с нищей матери никакой?

– Любит она меня. – Колькины глаза увлажнились, в лице мелькнула нежность и жалость к маме.

– То-то и оно! Отношения, качественные отношения с родными и друзьями спасают человека от психологических проблем. Добавь уверенность в себе, хорошее дело на благо общества и любящую девчонку – и будет тебе счастье. Где здесь место ифону?

– Кто же меня полюбит без Айфона и Майбаха? – возразил Николай пожилому собеседнику.

– А зачем тебе подруга, которая не тебя любит, а твои деньги? – допытывался Артемий Игнатьевич. – Ты же её даже уважать не сможешь, зная, что купил её как вещь на распродаже. А какая может быть любовь без уважения?

– Давай вернёмся к понятиям – предложил дед внуку – что значит уважать?

– Может, подчиняться силе уважаемого человека?

– Ха-ха-ха, это как дорогу уступить КАМАЗу? Чем больше и дороже авто, тем больше его уважают? Так уважают не владельца, а берегут свои деньги и нервы, да свято чтут заповедь «трёх Д»: Дай Дорогу Дураку!

Уважать – делать важным для себя. А приставка «у» - быть рядом, возле важного человека. Когда человек для тебя важен, тебе хочется общаться с ним, ты ведёшь себя так, чтобы ему нравиться. Кроме того, копируешь его поведение. Зачем? Чтобы таким же стать – уважаемым человеком.

– Согласны? – Артемий Игнатьевич обвёл взглядом собеседников. Те утвердительно кивнули в ответ.

– Теперь давайте посмотрим, что будет, если вы уважаете деньги?

Для таких, которые деньги делают ценностью и целью, предназначена целая сфера «обучения денежному мышлению». Где подвох, как думаете?

– Ну, э, так, значит, – замялся Колька и обвёл кухню взглядом как бы что-то ища.

– Может, в том, что денег за обучение нужно очень много заплатить? Тони Роббинс не мелочится, билет в Олимпийский полляма стоил. А я думаю, будь у меня такие деньжищи, зачем мне этот тренер? – нашёлся Колька. При этом он не сказал, что они с Васькой ужасно хотели попасть на это шоу, но не смогли.

– И это, конечно, тоже. Но опять в ловушку попадают те, кто не понимает смысла понятий. Деньги – это что? – Артемий Игнатьевич смотрел на подростков, переводя взгляд с одного на другого. – Что у вас в школе преподают: экономику, обществознание? Про древние общества вам хоть что-то рассказывают?

– Про Трою? – Кольке хотелось хоть что-то сказать, чтобы снять растущее раздражение Васькиного деда. Захотелось поскорее уйти, но он не мог найти предлог.

– Ой, неужели в пятом классе учился? – съязвил Артемий Игнатьевич.

– Средство обмена, – вдруг выпалил Васька, спасая друга. – Помнишь, на экскурсии в Греции нам рассказали, что богиню Юнону, покровительницу обмена, называли ещё и Монетой.

– Неужели! Давай тогда все экскурсии вспоминать. Что ещё тебе рассказывали?

– Талант – это весы или чаша весов. Вот и в Израиле шекель от взвешивания зерна получился. А хорватская куна - от шкурки куницы.

– Так что же такое деньги? – Артемий Игнатьевич вперил взгляд в Кольку.

Тот заёрзал, чувствуя себя на допросе, и прошептал, боясь ошибиться и вновь разозлить пожилого человека:

– Васька же сказал, средство обмена.

– А что ты можешь поменять-то, когда у тебя ничего нет: ни зерна, ни шкурок?

– Труд, – Васька опять пришёл на помощь другу. – Сначала выращиваешь зерно, а потом его можно поменять. Но дед продолжал требовательно смотреть на Кольку.

Колька уже злился на себя, Ваську и его деда. Сжимал и разжимал кулаки под столом, чтобы снять нарастающее напряжение. Он тяготился разговором.

– Ну да, я это, буду работать, мне за это деньги заплатят. Так это гроши, вон, мать на трёх работах горбатится. – вспомнив про мать, Николай обмяк. У него вновь проснулся интерес с тому, что Артемий Игнатьевич говорит. Вдруг пригодится? Он уважал Васькиного деда.

– Про твою мать в другой раз поговорим. Давай про мышление. Можно ли развить денежное мышление?

– Ну так, это… развивают же…

– Что развивают-то? Мышление — процесс познания окружающего мира. Оно может быть предметным, действенным, абстрактным, логическим, аналитическим, творческим и даже магическим. Денежного не бывает! Как можно развить то, чего нет? – Дед встал, взял трубку. – Пойдём на террасу, покурю.

Васька включил чайник, поставил на сервировочный столик оставшиеся пироги, буженину и сыр, хлеб с маслом. Добавил конфет и мандаринок. И покатил импровизированный ланч следом за дедом. Есть ему хотелось постоянно.

Колька выдохнул, допрос с пристрастием прервался. Он пошёл в туалет, а потом долго мыл руки, разглядывая обстановку ванной комнаты. Дома он, идя в ванну, нёс с собой мыло, полотенце и даже зубную пасту. Стоило что-то оставить в общем месте, как исчезало всё, от ложек до носков.

Когда троица вновь собралась на террасе, Артемий Игнатьевич, глядя вдаль, не торопясь продолжил неоконченную беседу:

– Современные тренинги по достижению финансовой независимости рассказывают участникам, что отсутствие богатства связано с негативным отношением к деньгам. Деньги не только мистифицируют, их одушевляют! Чего только не услышишь от финансового гуру: «Деньги надо полюбить, с ними нужно выстроить отношения. Деньги не любят, когда…». Получается, чтобы быть счастливым (подразумевается – богатым), нам нужно достичь гармоничных отношений с деньгами. С кем будем общаться? С цветными бумажками? С виртуальными цифрами на банковских и брокерских счетах? Со слитками драгметаллов? Так и перестанешь быть хорошим парнем, будешь Кощеем над златом чахнуть.

– Нет, я же не про то, – попытался оправдаться Николай. – Заработаю денег, куплю квартиру, машину, женюсь. Жена детей нарожает. Будем возить их на море в Турцию.

– Мечты хорошие, а вот способ достижения кривой. – Парировал Артемий Игнатьевич – Не злись, я без осуждения. Мне про тебя как раз всё понятно. Первые исследования, проведенные профессором психологии Тимом Кассером, показали: если молодой человек сообщает, что финансовый успех занимает среди его жизненных целей одно из приоритетных мест, этому сопутствует низкий уровень психологического благополучия, дистресс и проблемы с социальной адаптацией.

Про тебя ведь пишет Тим? Безотцовщина, вечно уставшая мать, комната в коммуналке, невозможность посещать платные секции и кружки, плюс презрение одноклассников. Друг-то у тебя только один – Васька. Так? – пожилой человек, поглаживая усы, тепло посмотрел на паренька.

– Да, вы правы. – Кольке стало жаль самого себя.

– А с мечтами твоими знаешь, что не так?

– Нет.

– Если, не дай Бог, ты очень быстро заработаешь по-настоящему много денег, то тебе будут не нужны ни жена, ни дети. Обладание огромной суммой денег даёт человеку ощущение всемогущества, излишней самонадеянности, неоправданного оптимизма – так утверждает социальный психолог Пол Пифф. Результат всегда примерно одинаков и отражается в искажении жизненных установок:

  • Человек начинает жить по принципу «что хочу, то и ворочу». Возникает иллюзия контроля над миром, ощущение почти безграничной власти. Человек начинает думать, будто мир подчиняется ему лично, и он буквально всё может иметь, на всё влиять. Хоть футболистов Кокорина с Мамаевым взять.
  • Происходит дегуманизация личности: утрачивается чувствительность к эмоциям других людей. Разрываются привычные контакты, так как человек идёт по головам: топчет и давит окружающих для достижения своих целей. Как однажды сказал Гарри Уэйн Хайзенга: «Сделка — это вроде как гоняешься за девкой. Жмешь её, пока она не скажет «да». Всё время давишь на них. Бьёшь их прямо между глаз.… Убиваешь их». Так деньги и власть становятся инструментом насилия, вырывающим человека из общества себе подобных.
  • Происходит утрата интеллекта в течение 5-10 лет. Этому есть реальные подтверждения в жизни, примеров много. Вспомните хотя бы начало правления Гитлера. Культ труда, пропаганда здорового образа жизни, программа по борьбе с безработицей.... Будущего лидера фашизма люди выбрали в надежде, что его партия, придя к власти, поможет преодолеть экономический кризис в стране. Что случилось потом, всем известно. Необязательно быть диктатором. Современные деятели искусства, собирающие залы и стадионы фанатов, также постепенно теряют вменяемость. Странные одежды и эпатажность вряд ли кому-то мешают, а вот хамство, мания величия, восприятие остальных людей как серой массы безмозглых неудачников, которые хавают их «творчество», не могут не вызывать отвращения. Например, как на вечеринке Насти Ивлеевой

– Насмешил, так насмешил. Теряют интеллект. Да у нынешних звёзд его и не было. Ты Даню Милохина на экономическом форуме в Питере слышал? Он рот открывает и словами говорит: “Мозги не нужны!” Ха-ха-ха, – Васёк закатился от смеха.

– Вы уж, Артемий Игнатьевич, меня извините – осмелел Коля – по-вашему, получается, нужно жить в нищете? Сами-то, небось, ни в чём себе не отказываете, а мне зазорно?

– Не передёргивай! Я не говорил, что нравственность возможна только в безденежье. В нищете появляются Раскольниковы, позволяющие себе вседозволенность и ставящие деньги выше ценности человеческой жизни. Пусть это и жизнь старухи-процентщицы.

Хорошо, когда доходы растут постепенно. Человек как бы к ним готовится, учится грамотно распоряжаться ресурсами. А внезапные большие деньги опьяняют. Знаю, по неопытности сам в этот капкан попал.

– Ты, дед? – Василий недоверчиво присвистнул.

– Представь себе!

– Расскажи!

­– Как-нибудь в другой раз. А сейчас марш по делам. Кстати, на обновление компьютера можешь сам заработать. Соседи на фасовку икры работников искали. Возьмитесь с Николаем на пару. Деньги получите, а я посмотрю, захочешь ли ты тратить их на модернизацию своего коня. Может, найдёшь им лучшее применение.

Зачем нужно оболванивать людей?

… Поздним вечером уставший Васька доедал остывший ужин и делился с дедом впечатлениями прошедшего дня.

– Колька говорит, что тебе надо лекции читать. Какой у тебя могучий интеллект. Как ты нам всё разложил! И психологию приплёл, и экономику вспомнил. Как это в твоей голове всё умещается?

– Нас не оболванивали, а развивали. Мы с тобой книжку «Богатый папа» обсуждали. Ответь-ка мне на вопрос, зачем раскручивать книгу Роберта Кийосаки, которая несёт нам ключевые посылы:

  • Деньги – это успех, а успех – это деньги!
  • Не общайся с теми, кто не умеет делать деньги.
  • Работай только на себя.
  • Лучше вообще не работай, а потребляй!
  • В принципе ничего не делай, только визуализируй и думай позитивно.

– Так ты вроде уже все сказал – поднял глаза на деда Василий – подмена понятий.

– Да. А зачем? Зачем нужно оболванивать людей?

– Отношения разрушить. Ну, чтоб любви не было, стариков – в дом престарелых, женщин – за деньги, детей не нужно, одни траты от них. Так?

– Верно подмечено. Стоит задача создать общество разобщённых и плохо мыслящих людей, которые будут послушно верить в свой успех, визуализировать и ждать, когда богатство свалится им на голову. А в это время потреблять – вкладывать свои денежки в бизнес «богатых пап», биржу и лотереи.

Знаешь, – Артемий Игнатьевич наклонился вперед, ближе к Василию, и заговорщицки продолжил – раньше я думал, что в России над людьми всё время ставят эксперименты, чтобы показать всему миру, как жить не надо. Вроде как нас проверяют – выживем или нет. Но чем больше у меня фактов про жизнь простых американцев, тем больше уверенности в том, что именно на них и отрабатывают технологии разрушения личности.

Например, исследователи подсчитали, что одним из необходимых факторов революции является избыток свободной молодёжи, процентов 25 или более. В США в результате беби-бума к середине 60-х годов как раз и появился излишек молодых людей. Вместо того чтобы поднимать целину или строить БАМ, они решили иначе утилизировать их энергию. Придумали рок и движение хиппи. Подсадили молодежь на алкоголь, наркотики и секс.

Когда же в 80-х вынесли «вредное» производство в Китай, появился пласт незанятого трудоспособного населения. Куда его девать? – В МЛМ! Нужно было вовлечь людей в сетевой маркетинг. Именно продвижение товаров таким способом подменяет созидающий труд на потребление: якобы зарабатываешь на самом процессе жизнедеятельности: моешься, ешь и пьёшь, причём богатеешь «независимо» от других людей! Так окружающие и близкие люди превращаются в инструмент получения дохода. Чувства и человеческие взаимоотношения обесцениваются. Происходит подмена дружбы, семьи, адекватных рабочих взаимоотношений стадным существованием среди одержимых такими же идеями быстрого обогащения. Так незаметно происходит отделение человека от базовых ценностей.

Обороты сетевых компаний с каждым годом растут, а вот личные доходы независимых дистрибьюторов остаются незавидными, они увязают в долгах и кредитах. Ах, да, мы забыли, это же только тот, кто не научился мыслить позитивно, недостаточно хорошо и долго визуализировал! – дед улыбнулся только усами – глаза оставались серьёзными – и задал риторический вопрос:

– Что всё это, как не форма насилия над личностью?

Массовое изменение сознания, переориентация с общечеловеческих ценностей на животное потребление. Под маркой развития происходит разрушение личности. Вот как об этом пишет Тим Кассер:

«Культурный климат потребительского общества создает среду, где любовь, контроль и самоуважение становятся атавизмами. Погоня за материальным не только перекрывает человеку доступ к опыту и переживаниям, способствующим его психологическому росту и здоровью, но и сигнализирует о существенном отрыве от действительно значимого и важного в его жизни».

Артемий Игнатьевич выбил трубку, словно поставил точку в конце разговора. Василий встал, собирая грязную посуду.

– С утра нагишом по квартире не разгуливай. Лариса придёт уборку делать, – напомнил Василию дед и пошёл в ванную.

Продолжение:

Обманчивое счастье. Почему визуализация по карте мечты НЕ работает
Психолог Мария Кудрявцева14 июля 2023
Психолог Мария Кудрявцева
Психолог Мария Кудрявцева