Этот фильм — не столько о личностных качествах, сколько именно о писательском пути Джерома Сэлинджера, автора культового романа «Над пропастью во ржи». Фильм про то, как стать писателем и как жить, будучи писателем.
1939 год, на молодежной вечеринке, где звучит джаз, отчисленный из ряда учебных заведений за острый язык студент Джером Сэлинджер (Николас Холт) знакомится с юной красоткой Уной — дочерью Юджина О`Нила.
Позже у них начнется очень непростой роман, и отношения с Уной, мечтающей стать актрисой, станут страницами книги «Над пропастью во ржи». Но это будет сильно позже.
А сейчас дома зреет конфликт, отец ставит вопрос ребром: чем Джером планирует зарабатывать на жизнь? Сэлинджер-старший занимается продажами сыра и копченостей и мечтает, чтобы сын продолжил семейное дело и стал королем бекона.
Но мама верит в талант сына, ей нравится, как он пишет. Она переубеждает мужа дать Джерри еще один шанс, и юноша поступает в Колумбийский университет. Там он где слушает курс лекций о коротком рассказе, который читал редактор журнала «Стори» Уит Бернетт (Кевин Спейси).
Впрочем, в университете Джером тоже дерзит и бунтует. Нужно сказать, что ни одно из высших учебных заведений Джером так и не закончил.
Но встреча Уитом Бернеттом повлияла на юного бунтаря.
Фрагмент занятия Бернетта со студентами о писательском голосе, который делает историю уникальной, но при этом не должен затмевать сюжет, я бы рекомендовала отдельно смотреть всем пишущим. Кевин Спейси очень хорош в роли наставника.
Именно он задает главный писательский вопрос Сэлинджеру: что его заставляет творить?
«В жизни меня многое злит, и я не знаю, что с этим делать». Изливая мысли на бумагу, он чувствует облегчение.
Отказы издателей огорчают. Но Бернетт неумолим.
«Готов ли ты посвятить свою жизнь писательству, зная, что всю жизнь будешь получать отказы? Если нет, то ты не писатель!»
Именно Бернетт, прочитав один из рассказов, скажет Сэлинджеру, что он должен продолжать писать про Холдена Колфилда, поскольку этот герой заслуживает отдельной книги.
Впереди еще будут споры с литагентом, которая считает, что не страшно снижать свою стандарты, если того требуют редакторы и издатели — лишь бы публиковали. Будут споры с редакторами, отстаивание своего авторского видения и желания писать правдиво. Мы еще увидим изнанку писательского труда.
После известия о бомбардировке Перл-Харбора, и Сэлинджер отправляется на Вторую мировую войну.
В любой свободный от войны момент он пишет. Холден Колфилд прошел с ним всю войну, Сэлинджер штурмовал Нормандию с шестью главами будущего романа в сумке. Писал и в лагерях смерти, которые освобождали американские войска, и в госпитале, где лечился от боевой психотравмы.
Ад войны еще долго будет ему аукаться — вспышки фотоаппаратов, неизбежные для успешного писателя, будут ассоциироваться с прожекторами концлагерей и всполохами выстрелов. И тем, что он долго не мог работать над романом — сам образ Холдена вызывал воспоминания о страшных событиях, пережитых на войне.
Насилие и жестокость покалечили его душу. Его мучают кошмары.
Помогают приглушить кошмары увлечение дзен-буддизмом и медитации.
И снова встают вопросы о писательстве. «Вы пишите, чтобы показать талант, или чтобы выразить то, что у вас в сердце?» - спрашивает его гуру.
Спустя несколько лет роман написан. Сначала издатели не принимают Холдена: он такой саркастичный! Но по выходу «Над пропастью во ржи» становится прорывной книгой года, голосом поколения.
Приятно, что в фильме звучат цитаты из книги.
Трудный подросток стал трудным взрослым. Тут бы радоваться успеху первой книги, но Сэлинджер выступает против ее рекламы и постоянно спорит с менеджерами. Он запрещает экранизировать свою книгу.
Сэлинджер отгораживается от всех забором и живет как затворник.
Он понимает, что для полного счастья ему нужно только писать, но не публиковаться. После 1965 года он не опубликовал ни слова.
«Над пропастью во ржи» за короткий срок была издана тиражом 65 млн экземпляров, переведена на более чем 30 языков, стала одним из самых важных романов 20 века.
Сэлинджер умер в 2010 году в 91-летнем возрасте. И был верен принципу: писать до конца жизни, ничего не получая взамен.
- Драма американского режиссера Дэнни Стронга основана на книге Кеннета Славенски «Идя через рожь».
Смотрели фильм? Читали «Над пропастью во ржи»?
Кадры из фильма с сайта КиноПоиск.ру
Читайте также на канале:
Еще больше обзоров — в подборках «Кино круглый год» и «Наше кино»