Немногим более полувека назад в составе Военно-морского флота (ВМФ) СССР появились новые учебные корабли. Прежде в этом качестве использовались боевые корабли флота, уже имевшие солидный возраст, на которых будущие офицеры проходили, как правило, летнюю практику. Но реальность показала, что такие корабли явно не удовлетворяют серьезным вызовам современной подготовки морских специалистов. Поэтому принимается решение приступить к строительству современных специальных учебных кораблей.
В 1970 году вступил в строй первый такой корабль проекта 1886-У — «Бородино», а в следующем — «Гангут», который полвека назад, в апреле 1972 года, отправился в свой первый океанский поход. Об этом плавании и рассказывает подполковник медицинской службы (м/с) в отставке, в 1972 году лейтенант м/с, первый начальник медслужбы УК «Гангут» И.П. Козырин.
Коротко об авторе воспоминаний. Игорь Петрович Козырин родился 24 апреля 1946 года в семье служащих (отец инженер, мать — врач). В 1971 году окончил факультет подготовки врачей для ВМФ СССР Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова с присвоением звания лейтенанта медицинской службы (м/с). С 26 декабря 1971 по 21 ноября 1974 года исполнял обязанности начальника медицинской службы учебного корабля «Гангут», на котором за это время прошел 72 507 миль (329 дней на ходу), 32 дня корабль простоял на якоре и 705 дней в гавани. На его борту лейтенант, затем старший лейтенант м/с И.П. Козырин участвовал в следующих заграничных походах: в 1972 году — Куба, Марокко (Касабланка); в 1973 году — Дания (Копенгаген); 1974 — Марокко (Касабланка), ОАРЕ — Египет (Александрия). С декабря 1974 по декабрь 1997 года Игорь Петрович в Высшем военно-морском училище им. М.В. Фрунзе на кафедре теории устройства и живучести корабля (врач-физиолог, преподаватель, старший преподаватель — руководитель водолазного цикла), офицер-водолаз (более 3000 ч под водой и повышенным давлением).Врач высшей категории, доцент, участник трех парадов на Красной площади в Москве.
С декабря 1997 года И.П. Козырин — научный сотрудник Военно-медицинского музея МО РФ, а с ноября 2003 года — его главный хранитель. И.П. Козырин ветеран Вооруженных сил СССР, подполковник медицинской службы в отставке автор более 50 печатных работ по водолазной медицине, педагогике и истории медицины.
Утро четверга 6 апреля 1972 года на Минной стенке Севастополя было солнечным. На баке учебного корабля (УК)«Гангут» заканчивался непродолжительный митинг корабельной команды, курсантов и преподавателей Каспийского Высшего военно-морского училища, прибывших на практику, посвященный — теперь уже можно уверенно сказать —историческому событию для Российского ВМФ — первому выходу в открытый океан будущих офицеров флота на целевую длительную штурманскую практику.
Главком ВМФ СССР Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков в семидесятые годы прошлого века претворил в жизнь идею о возрождении на военном флоте практического обучения моряков «тому, что нужно на войне», не только в стенах училищ, но и в открытом море. После окончания митинга экипаж «Гангута» переоделся (сменил парадную «тройку» на рабочее платье) и разошёлся по боевым постам, а преподаватели и курсанты заняли свои места на астрономической и спортивной палубах. Провожающих на стенке было немного: представители штаба Краснознаменного Черноморского флота, несколько жен офицеров «Гангута», небольшой военный оркестр, швартовная команда, случайные прохожие. Около 10 часов над учебным кораблем разнеслось: «Флаг перенести»! Под звуки военного оркестра, исполнявшего марш «Прощание славянки», «Гангут» медленно начал движение к выходу из гавани Севастополя — впереди у всех, собравшихся на борту, было два месяца напряженной работы по специальности. Командиром похода был назначен капитан 1 ранга Михаил Александрович Крук — командир бригады строящихся и ремонтирующихся кораблей, руководивший 5 октября 1971 года торжественным подъемом Военно-морского флага СССР на УК «Гангут», стоявшем у стенки Николаевского судостроительного завода им. 61 коммунара.
Командиру «Гангута» Владимиру Ивановичу Анциферову и двадцати офицерам корабля удалось за короткий промежуток времени создать из почти двух сотен матросов, старшин срочной службы и сверхсрочников полноценный аттестованный для выхода в море экипаж. Морякам впервые надлежало справиться со всеми поставленными перед ними задачами по подготовке корабля к длительному безаварийному автономному плаванию, обеспечению комфортных бытовых условий для большого количества людей во время длительного пребывания в открытом море и, самое главное, обеспечению учебного процесса курсантов.
План похода предполагал четыре этапа: переход из Севастополя до выхода из Гибралтара, трансатлантический переход до Кубы, короткая стоянка там и возвращение к родным берегам, в Кронштадт. Черное море прошли быстро (за сутки), и ранним утром 7 апреля в назначенное время сигнальщики подняли на мачте «Гангута» государственный флаг Турции. Это означало, что он вошел в её территориальные воды — пролив Босфор. Любая «узкость», к которым относятся и проливы, требует соблюдения не только особых условий мореплавания, но и выполнения специфических требований, установленных государством, на территории которого они расположены.Мосты над Босфором тогда ещё отсутствовали, поэтому количество плавсредств, пытавшихся переправить людей и грузы с одного берега пролива на другой, особенно в городской зоне Стамбула, было велико и напоминало броуновское движение. Иногда казалось, что столкновение нашего корабля с каким-нибудь «паромчиком», прогулочным катером или тихоходным баркасом неизбежно.
Усугубляло эту непростую ситуацию и то, что несколько катеров, видимо выполнявших роль разведчиков, пытались своими широкоугольными фотокамерами и киноаппаратами не только запечатлеть внешний вид нового военного корабля Советского Союза издали, но и приближались к борту максимально, чтобы не упустить возможность получить на будущих фотографиях и кинолентах изображение мелких подробностей оснащения и оборудования его верхней палубы.
Близость берега давала возможность преподавателям училища и будущим офицерам, расписанным при проходе узкостей, находиться на астрономической палубе, без дополнительных оптических приборов в подробностях рассмотреть, что происходило на каждой из сторон пролива (европейской и азиатской), и пополнить свой «исторический» фотоархив знаковых событий похода. Пройдя за сутки Босфор, Мраморное море и Дарданеллы, утром 8 апреля учебный корабль «Гангут» оказался в Эгейском море, после прохождения которого началась, как говорили на флоте, «Средиземка». Продолжалась эта часть дальнего плавания неделю и закончилась достижением Гибралтара. Пребывание в течение недели в Средиземном море не было для всего экипажа туристическим круизом. Курсанты ежедневно в процессе теоретических занятий знакомились с особенностями европейского побережья и установленным на нем разными государствами навигационным оборудованием; пытались по внешним очертаниям определять проекты встречных военных кораблей, как отечественных, входивших в состав Пятой оперативной Средиземноморской эскадры, так и вероятного противника. Представляли для них интерес и самолеты морской разведки стран НАТО, которые с завидной точностью осуществляли ежедневный облет «Гангута» около полудня, нарушая покой заслуженного послеобеденного отдыха моряков, так как их появление в обязательном порядке сопровождалось объявлением на УК боевой тревоги. Команда корабля в те же дни в соответствии теперь уже с суточным распорядком несла трехсменную вахту. Это касалось личного состава боевых частей (БЧ): штурманской (БЧ-1), артиллерийской (БЧ-2), минно-торпедной (БЧ-3), наблюдения и связи (БЧ-4), а также специалистов радиотехнической службы (РТС). Особое внимание на протяжении всех переходов заслуживали вахты специалистов БЧ-5 (электромеханической), представленные личным составом дивизионов, движения (ДД) и электротехнического (ЭТД), а также машинистами трюмно-котельной группы (ТКГ).
Матросы и старшины служб и команд выполняли ежедневные обязательные работы: заведующие кладовыми провизии и холодильными камерами выдавали продукты, коки готовили пищу и кипятили питьевую воду; медики следили за санитарным состоянием бытовых и жилых помещений, оказывали необходимую медпомощь; представители вещевой службы готовили к выдаче тропическую форму (требовалось подготовить почти 400 комплектов) для всех курсантов и офицеров училища, офицеров и матросов УК; писари приводили в порядок учетную документацию, накопившуюся за время подготовки «Гангута» к дальнему походу. С момента выхода в море прибавилось хлопот и у боцманской команды. Кроме традиционного наведения общего порядка на верхней палубе и постоянного контроля содержания спасательных устройств, появилось практически ежедневное обеспечение обучения курсантов боцманским премудростям — вязанию морских узлов, плетению матов, мягких кранцев, швабр, заделке концов и т.д.
©И.П. Козырин
Перед Вами фрагмент статьи из журнала "Гангут №130"/2022
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut
Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!