Я часто отмечаю, что в Библии и Коране есть много противоречивых и спорных мест, которые верующие пытаются объяснить в том числе с помощью логических уловок. Недавно одно из таких противоречий я прислал в один христианский чат. Я хотел узнать, как святые отцы решают это противоречие. В ответ многие обиделись и стали поливать меня грязью. О каком противоречии идет речь и как его толкуют христиане? В этой статье я также критикую христианское толкование, но при этом даю историческое объяснение противоречия.
Если мы откроем Вторую книгу Царств и Первую книгу Паралипоменон (или Первая книга Хроник), то обнаружим описание одного и того же события, но с явными противоречиями:
1. "Снова разгорелся на израильтян гнев Господа, и Он возбудил против них Давида, говоря: Иди и пересчитай народ Израиля и Иудеи". (2-я Царств 24:1)
2. "Сатана восстал на Израиль и возбудил Давида устроить перепись Израиля". (1-я Паралипоменон 21:1)
В первом случае Бог побудил царя Давида устроить перепись населения Израиля и Иудеи. Во втором случае Сатана побудил царя Давида устроить перепись Израиля.
Как объяснить явное противоречие в этих стихах? Более того, как объяснить остальные противоречия в этих текстах? Например, во 2-й книге Царств перепись выявила 800 тысяч мужчин в Израиле и 500 тысяч в Иудее. В то время как в 1-й книге Паралипоменон в Израиле таких мужчин было 1100 тысяч, а в Иудее - 470 тысяч.
"Иоав доложил царю о результатах переписи: восемьсот тысяч сильных мужчин, способных владеть мечом, в Израиле, и пятьсот тысяч — в Иудее". (2-я Царств 24:9)
"Иоав доложил Давиду о результатах переписи. Во всем Израиле было один миллион сто тысяч мужчин, способных владеть мечом, включая четыреста семьдесят тысяч в Иудее." (1-я Паралипоменон 21:5)
Существует огромное количество христианских интерпретаций этих противоречий. Я остановлюсь на первых стихах, где Бог или Сатана побуждают Давида провести перепись народа, чтобы не распыляться. К тому же это самое интересное противоречие.
Христианские толкования
На православном сайте азбука.ру опубликована статья "101 мнимое противоречие в Библии", где как раз обсуждаются данные противоречия. Там сказано, что никаких противоречий на самом деле нет, ведь в Библии есть много случаев, когда Сатана и Бог были вовлечены в испытания людей.
Авторы статьи приводят пять библейских сюжетов, когда Бог позволил Сатане испытывать людей. Один сюжет из Книги Иова, когда Бог договорился с Сатаной, что тот будет испытывать праведника Иова. Остальные сюжеты взяты из Нового Завета, поэтому их не имеет смысла рассматривать, потому что их написали позднее.
Почему пример с Иовом не работает? Потому что в Книге Иова Бог позволяет экспериментировать Сатане над Иовом, а не сам становится инициатором бедствий в жизни Иова. В случае со 2-й книгой Царств именно Бог является инициатором, в то время как в 1-й книге Паралипоменон инициатором является Сатана.
Интерпретация через "божественное попущение" используется у многих христианских толкователей: святитель Филарет (Дроздов), теолог Уильям Макдональд, теолог Александр Лопухин и другие.
Толкование святого Максима Исповедника
Максим Исповедник - один из важнейших богословов Средневековья. Он приводит два толкования представленного противоречия.
Во-первых, Максим ссылается на апостола Павла, который говорит, что Сатана есть "бог сего века", это и имеется в виду во 2-й книге Царств. Следовательно, обе книги говорят о Сатане. Однако странно, почему тогда во 2-й Царств Сатана назван именем Яхве - личным именем библейского Бога, которое было дано Моисею.
Во-вторых, Максим использует классическую интерпретацию через "божественное попущение".
Как видим, никакое противоречие не является для христианских толкователей основанием для сомнения. Более того, попытка согласовать два разных текста приводит к тому, что каждый из текстов является несамодостаточным. Объяснение через "божественное допущение" сомнительно, потому что в Книге Царств сказано, что именно Яхве является зачинщиком, а не Сатана. Объяснение Максима Исповедника также сомнительно, потому что в Книге Царств нет ни намека на то, что речь идет о Сатане (к тому же вряд ли автор книги мог назвать Сатану личным именем Бога).
Исторический подход к противоречиям
Для объяснения явного противоречия между текстами их нужно рассматривать историко-текстологически. С учетом того, что 2-я книга Царств возникла значительно раньше 1-й книги Паралипоменон, можно заключить, что автор книги Хроник знал Книгу Царств. Следовательно, он намеренно изменил описание событий времен Давида, не предоставив никакой дополнительной информации о том, кем мог быть обвинитель и подстрекатель царя Давида.
Эволюция взглядов
Можно предположить, что взгляды древних евреев со временем эволюционировали, особенно после Вавилонского пленения, когда зороастризм сильно повлиял на иудаизм, из-за чего среди евреев распространилась идея о дуализме добра и зла. До этого только Бог был инициатором как зла, так и добра, о чем свидетельствуют книги пророков Амоса, Исаии и Иеремии:
"Когда в город приходит беда, разве не Господь наслал ее?" (Амос 3:6)
"Я создаю свет и творю тьму, даю благополучие и творю беду; Я, Господь, создаю все это". (Исаия 45:7)
"Не по слову ли Всевышнего приходят бедствие и благо?" (Плач Иеремии 3:38)
Поэтому нет ничего странного в том, что в Книге Царств именно Бог является инициатором переписи, которая является следствием гнева Яхве. В то же время в Книге Хроник инициатором является Сатана, потому что во времена Второго Храма постепенно происходит разделение полномочий, где Бог уже абсолютно добрый, а Сатана - абсолютно злой.
Бог как противник, а не Сатана
Данная интерпретация, с моей точки зрения, является вполне разумной, в отличие от тех, которые дают христианские толкователи. В этой интерпретации основой является сюжет о Валааме из Книги Чисел, которому преградил дорогу ангел. Ниже представлен стих с параллельной оригинальной транскрипцией ключевых слов:
"Но Бог разгневался, когда он пошел, и Ангел Господень (малак яхве) встал на дороге, чтобы помешать (сатан) ему. Валаам ехал на ослице, и с ним были двое его слуг". (Числа 22:22)
Во-первых, этот стих имеет смысловое пересечение с отрывком из Книги Царств - в обоих сюжетах Бог разгневался.
Во-вторых, в случае с Давидом и Валаамом именно Бог является инициатором их греховности. Бог побудил Давида начать перепись, и Бог побудил Валаама пойти с вождями Моава (из-за чего потом сам же и разгневался):
"В ту ночь Бог пришел к Валааму и сказал: — Раз эти люди пришли, чтобы призвать тебя, вставай и иди с ними, но делай лишь то, что Я тебе скажу". (Числа 22:20)
Смотрите как интересно - именно Бог является противником своих же пророков, Давида и Валаама. Слово "противник" на иврите - это "сатан". То есть Бог посылает ангела, который является противником (мешает Валааму ехать дальше), или сатаной. Но в данном случае "сатан" - это лишь функция, а не существо.
Таким образом, автор Хроник либо ссылается на Книгу Чисел, описывая действия Давида, либо дает обобщающую интерпретацию в соответствии с библейской традицией. Однако остается неясным, почему же автор прямо не указывает на бога Яхве, а лишь пишет о "противнике". Возможно, автор знал, что аудитория поймет межбиблейский характер его послания, где Давид раскаивается в грехах подобно Валааму.
Данные интерпретации в большей степени соответствуют историческому контексту и характеру составления библейских текстов, в отличие от христианских толкований.
⚡ Бонусные статьи на Boosty и поддержка автора.
⚡ Задать вопрос автору и следить за новыми публикациями (+религиоведческие мемы) - в моем телеграме.