Найти тему
ТРИКСТЕР | Научно о религии

Бог - это Сатана? Противоречие в Библии, из-за которого на меня обиделись христиане

Оглавление

Я часто отмечаю, что в Библии и Коране есть много противоречивых и спорных мест, которые верующие пытаются объяснить в том числе с помощью логических уловок. Недавно одно из таких противоречий я прислал в один христианский чат. Я хотел узнать, как святые отцы решают это противоречие. В ответ многие обиделись и стали поливать меня грязью. О каком противоречии идет речь и как его толкуют христиане? В этой статье я также критикую христианское толкование, но при этом даю историческое объяснение противоречия.

Если мы откроем Вторую книгу Царств и Первую книгу Паралипоменон (или Первая книга Хроник), то обнаружим описание одного и того же события, но с явными противоречиями:

1. "Снова разгорелся на израильтян гнев Господа, и Он возбудил против них Давида, говоря: Иди и пересчитай народ Израиля и Иудеи". (2-я Царств 24:1)
2. "Сатана восстал на Израиль и возбудил Давида устроить перепись Израиля". (1-я Паралипоменон 21:1)

В первом случае Бог побудил царя Давида устроить перепись населения Израиля и Иудеи. Во втором случае Сатана побудил царя Давида устроить перепись Израиля.

Как объяснить явное противоречие в этих стихах? Более того, как объяснить остальные противоречия в этих текстах? Например, во 2-й книге Царств перепись выявила 800 тысяч мужчин в Израиле и 500 тысяч в Иудее. В то время как в 1-й книге Паралипоменон в Израиле таких мужчин было 1100 тысяч, а в Иудее - 470 тысяч.

"Иоав доложил царю о результатах переписи: восемьсот тысяч сильных мужчин, способных владеть мечом, в Израиле, и пятьсот тысяч — в Иудее". (2-я Царств 24:9)
"Иоав доложил Давиду о результатах переписи. Во всем Израиле было один миллион сто тысяч мужчин, способных владеть мечом, включая четыреста семьдесят тысяч в Иудее." (1-я Паралипоменон 21:5)

Существует огромное количество христианских интерпретаций этих противоречий. Я остановлюсь на первых стихах, где Бог или Сатана побуждают Давида провести перепись народа, чтобы не распыляться. К тому же это самое интересное противоречие.

Царь Давид
Царь Давид

Христианские толкования

На православном сайте азбука.ру опубликована статья "101 мнимое противоречие в Библии", где как раз обсуждаются данные противоречия. Там сказано, что никаких противоречий на самом деле нет, ведь в Библии есть много случаев, когда Сатана и Бог были вовлечены в испытания людей.

Авторы статьи приводят пять библейских сюжетов, когда Бог позволил Сатане испытывать людей. Один сюжет из Книги Иова, когда Бог договорился с Сатаной, что тот будет испытывать праведника Иова. Остальные сюжеты взяты из Нового Завета, поэтому их не имеет смысла рассматривать, потому что их написали позднее.

Почему пример с Иовом не работает? Потому что в Книге Иова Бог позволяет экспериментировать Сатане над Иовом, а не сам становится инициатором бедствий в жизни Иова. В случае со 2-й книгой Царств именно Бог является инициатором, в то время как в 1-й книге Паралипоменон инициатором является Сатана.

Интерпретация через "божественное попущение" используется у многих христианских толкователей: святитель Филарет (Дроздов), теолог Уильям Макдональд, теолог Александр Лопухин и другие.

Толкование святого Максима Исповедника

Максим Исповедник - один из важнейших богословов Средневековья. Он приводит два толкования представленного противоречия.

Во-первых, Максим ссылается на апостола Павла, который говорит, что Сатана есть "бог сего века", это и имеется в виду во 2-й книге Царств. Следовательно, обе книги говорят о Сатане. Однако странно, почему тогда во 2-й Царств Сатана назван именем Яхве - личным именем библейского Бога, которое было дано Моисею.

Во-вторых, Максим использует классическую интерпретацию через "божественное попущение".

Максим Исповедник
Максим Исповедник

Как видим, никакое противоречие не является для христианских толкователей основанием для сомнения. Более того, попытка согласовать два разных текста приводит к тому, что каждый из текстов является несамодостаточным. Объяснение через "божественное допущение" сомнительно, потому что в Книге Царств сказано, что именно Яхве является зачинщиком, а не Сатана. Объяснение Максима Исповедника также сомнительно, потому что в Книге Царств нет ни намека на то, что речь идет о Сатане (к тому же вряд ли автор книги мог назвать Сатану личным именем Бога).

Исторический подход к противоречиям

Для объяснения явного противоречия между текстами их нужно рассматривать историко-текстологически. С учетом того, что 2-я книга Царств возникла значительно раньше 1-й книги Паралипоменон, можно заключить, что автор книги Хроник знал Книгу Царств. Следовательно, он намеренно изменил описание событий времен Давида, не предоставив никакой дополнительной информации о том, кем мог быть обвинитель и подстрекатель царя Давида.

Эволюция взглядов

Можно предположить, что взгляды древних евреев со временем эволюционировали, особенно после Вавилонского пленения, когда зороастризм сильно повлиял на иудаизм, из-за чего среди евреев распространилась идея о дуализме добра и зла. До этого только Бог был инициатором как зла, так и добра, о чем свидетельствуют книги пророков Амоса, Исаии и Иеремии:

"Когда в город приходит беда, разве не Господь наслал ее?" (Амос 3:6)
"Я создаю свет и творю тьму, даю благополучие и творю беду; Я, Господь, создаю все это". (Исаия 45:7)
"Не по слову ли Всевышнего приходят бедствие и благо?" (Плач Иеремии 3:38)

Поэтому нет ничего странного в том, что в Книге Царств именно Бог является инициатором переписи, которая является следствием гнева Яхве. В то же время в Книге Хроник инициатором является Сатана, потому что во времена Второго Храма постепенно происходит разделение полномочий, где Бог уже абсолютно добрый, а Сатана - абсолютно злой.

Сатана пытается искусить Иисуса
Сатана пытается искусить Иисуса

Бог как противник, а не Сатана

Данная интерпретация, с моей точки зрения, является вполне разумной, в отличие от тех, которые дают христианские толкователи. В этой интерпретации основой является сюжет о Валааме из Книги Чисел, которому преградил дорогу ангел. Ниже представлен стих с параллельной оригинальной транскрипцией ключевых слов:

"Но Бог разгневался, когда он пошел, и Ангел Господень (малак яхве) встал на дороге, чтобы помешать (сатан) ему. Валаам ехал на ослице, и с ним были двое его слуг". (Числа 22:22)

Во-первых, этот стих имеет смысловое пересечение с отрывком из Книги Царств - в обоих сюжетах Бог разгневался.

Во-вторых, в случае с Давидом и Валаамом именно Бог является инициатором их греховности. Бог побудил Давида начать перепись, и Бог побудил Валаама пойти с вождями Моава (из-за чего потом сам же и разгневался):

"В ту ночь Бог пришел к Валааму и сказал: — Раз эти люди пришли, чтобы призвать тебя, вставай и иди с ними, но делай лишь то, что Я тебе скажу". (Числа 22:20)

Смотрите как интересно - именно Бог является противником своих же пророков, Давида и Валаама. Слово "противник" на иврите - это "сатан". То есть Бог посылает ангела, который является противником (мешает Валааму ехать дальше), или сатаной. Но в данном случае "сатан" - это лишь функция, а не существо.

Ангел препятствует Валааму
Ангел препятствует Валааму

Таким образом, автор Хроник либо ссылается на Книгу Чисел, описывая действия Давида, либо дает обобщающую интерпретацию в соответствии с библейской традицией. Однако остается неясным, почему же автор прямо не указывает на бога Яхве, а лишь пишет о "противнике". Возможно, автор знал, что аудитория поймет межбиблейский характер его послания, где Давид раскаивается в грехах подобно Валааму.

Данные интерпретации в большей степени соответствуют историческому контексту и характеру составления библейских текстов, в отличие от христианских толкований.

⚡ Бонусные статьи на Boosty и поддержка автора.

⚡ Задать вопрос автору и следить за новыми публикациями (+религиоведческие мемы) - в моем телеграме.