Заявляя ходатайство о проведении судебной экспертизы в спорах о порядке воспитания детей, стороны указывают вопросы, которые предлагают поставить на разрешение экспертов. Давайте разберемся какие вопросы правильные, а какие нецелесообразны.
Примеры вопросов, на которые судебные эксперты не смогут дать ответ и которые являются неправильными.
Вместо объекта указывается предмет исследования
«Провести обследование внутрисемейных взаимоотношений»
«Исследовать психологическую совместимость ребенка с конкретным родителем»
Обозначение поручения как просьбы
«Выразить свое мнение по поводу…»,
«Предоставить сведения о…»
Постановка вопросов, решение которых не входит в компетенцию психологов, а находится всецело в компетенции суда:
«Дать рекомендацию по определению места жительства»,
«Проживание с отцом или матерью будет отвечать интересам ребенка?»,
«Приоритетное место жительства для ребенка», «Определить целесообразность общения отца (матери) с ребенком»,
«Сообщить, где, когда и в присутствии кого эти встречи могут происходить»,
«Целесообразен ли предложенный отцом (матерью) порядок общения с ребенком?»,
«Какой порядок общения отдельно проживающего родителя будет наиболее благоприятен с психологической точки зрения для ребенка?»
«Будет ли способствовать порядок общения, предложенный родителем, интересам ребенка?»,
«Определить готовность ребенка оставаться у матери (отца) на несколько дней с ночевкой?» и т. п.
Постановка задач, решение которых входит в компетенцию других специалистов:
«Определить совместимость ребенка с родителем с учетом его физиологических особенностей»
«Оценить психофизическое состояние ребенка».
Постановка задач, с целью установить фактические обстоятельства, не имеющие отношение к диагностике психологических свойств, процессов, состояний:
«Выявить факты насилия над детьми, либо их отсутствие»,
«Достаточно ли уделяется внимания ребенку в семье матери, при отсутствии общения с отцом?»
«Имеет ли место общение родителя с ребенком в грубой форме, окрик, рукоприкладство?»
«Как родители общаются между собой в присутствии ребенка?».
Широкие, неконкретные и ненаучные формулировки вопросов:
«Дать психологическую оценку обстановки в семье (сложившейся ситуации)»,
«Какова обстановка в семье матери (отца)?»,
«Комфортно ли в настоящее время проживание ребенка с матерью (отцом)?»,
«Какова психологическая готовность каждого из родителей быть отцом (матерью)?»,
«Как оценить психологическую ситуацию, сложившуюся между родителями ребенка и их родственниками?».
Поручение психологу выяснить мнение и желание ребенка:
«Каково мнение ребенка относительно проживания отдельно от матери совместно с отцом?»,
«Каково мнение ребенка относительно общения с каждым из родителей в будущем?»,
«С кем из родителей хочет проживать"
/по материалам экспертов центра Сербского/