Найти тему

Вопросы для судебной экспертизы в семейных спорах: как спрашивать неправильно?

Заявляя ходатайство о проведении судебной экспертизы в спорах о порядке воспитания детей, стороны указывают вопросы, которые предлагают поставить на разрешение экспертов. Давайте разберемся какие вопросы правильные, а какие нецелесообразны.

из интернета
из интернета

Примеры вопросов, на которые судебные эксперты не смогут дать ответ и которые являются неправильными.

Вместо объекта указывается предмет исследования

«Провести обследование внутрисемейных взаимоотношений»

«Исследовать психологическую совместимость ребенка с конкретным родителем»

Обозначение поручения как просьбы

«Выразить свое мнение по поводу…»,

«Предоставить сведения о…»

Постановка вопросов, решение которых не входит в компетенцию психологов, а находится всецело в компетенции суда:

«Дать рекомендацию по определению места жительства»,

«Проживание с отцом или матерью будет отвечать интересам ребенка?»,

«Приоритетное место жительства для ребенка», «Определить целесообразность общения отца (матери) с ребенком»,

«Сообщить, где, когда и в присутствии кого эти встречи могут происходить»,

«Целесообразен ли предложенный отцом (матерью) порядок общения с ребенком?»,

«Какой порядок общения отдельно проживающего родителя будет наиболее благоприятен с психологической точки зрения для ребенка?»

«Будет ли способствовать порядок общения, предложенный родителем, интересам ребенка?»,

«Определить готовность ребенка оставаться у матери (отца) на несколько дней с ночевкой?» и т. п.

из интернета
из интернета

Постановка задач, решение которых входит в компетенцию других специалистов:

«Определить совместимость ребенка с родителем с учетом его физиологических особенностей»

«Оценить психофизическое состояние ребенка».

Постановка задач, с целью установить фактические обстоятельства, не имеющие отношение к диагностике психологических свойств, процессов, состояний:

«Выявить факты насилия над детьми, либо их отсутствие»,

«Достаточно ли уделяется внимания ребенку в семье матери, при отсутствии общения с отцом?»

«Имеет ли место общение родителя с ребенком в грубой форме, окрик, рукоприкладство?»

«Как родители общаются между собой в присутствии ребенка?».

Широкие, неконкретные и ненаучные формулировки вопросов:

«Дать психологическую оценку обстановки в семье (сложившейся ситуации)»,

«Какова обстановка в семье матери (отца)?»,

«Комфортно ли в настоящее время проживание ребенка с матерью (отцом)?»,

«Какова психологическая готовность каждого из родителей быть отцом (матерью)?»,

«Как оценить психологическую ситуацию, сложившуюся между родителями ребенка и их родственниками?».

Поручение психологу выяснить мнение и желание ребенка:

«Каково мнение ребенка относительно проживания отдельно от матери совместно с отцом?»,

«Каково мнение ребенка относительно общения с каждым из родителей в будущем?»,

«С кем из родителей хочет проживать"

/по материалам экспертов центра Сербского/