Я познакомилась с трудами Якова Чернихова в Российской национальной библиотеке в Петербурге. Это удивительный архитектор, который знаменит не столько реализованными проектами, сколько своей фантазийной графикой.
Спустя 90 лет книги Чернихова «Конструкция архитектурных форм» (1931), «Искусство начертания» (1927) и «Основы современной архитектуры» (1930) с одной стороны воодушевляют своим взглядом в будущее и одновременно огорчают из-за того, что столь классные проекты не были реализованы, хотя для этого существовали все возможности.
Чернихов пишет: «Красиво всё то, что закономерно, а что закономерно, то и целесообразно». Кажется, что слишком строго и скучно? Эту цитату можно разбавить щепоткой идеализма Якова Георгиевича:
«Как соответствующее сочетание звуков дает нам музыкальное произведение, так и мы построим и скомпануем такое изображение, в котором линии будут музыкально настроены. Выявим в линии ее подлинную красоту и свяжем одно сочетание кривизны с другим так, как связывают ноту с нотой в музыке. Точно так же мы подойдем в композициях плоскостных и объемных задач».
Эти книги идут неразрывно с действующей в Советском союзе идеологией, поэтому буржуазная архитектура оценивается как устаревшая. Чернихов отметил, что «экономика во всём мире жёстко продиктовала архитектуре некоторые условия». Он имел в виду повлиявшую на промышленность и бытовую жизнь индустриализацию, технические усовершенствования и материал – железо-бетон, который вытеснил все другие материалы.
«Всякий, открывший нечто новое, разрушает что-то, ранее выработанное, установившееся, вовсе не будучи по своему характеру абсолютным разрушителем. Видимо, природа человека устроена так, что вслед за разрушением он приступает к созиданию. Безотчётная потребность в конструктивизме, хотя бы бессистемном, присущая каждому человеку, в конечном результате должна в будущем найти себе основу», – пишет он в книге «Конструкция архитектурных и машинных форм».
Яков Чернихов говорил, что «уменье фантазировать и претворять образы фантазии в видимое начертание [графическим путём] есть первая основа новой архитектуры». Он выделял такое понятие, как «беспредметность» – когда архитектор-строитель сочетает различные линии, плоскости, поверхности и объёмы друг с другом вне зависимости от того, что представляют собой указанные части. Так получается впечатление сооружения, здания. При этом он утверждал, что необходима функциональность, чтобы чувствовать «рациональное оправдание взаимной конструктивной связи» частей, участвующих в здании.
Он отмечал, что «в движении – жизнь», а «искусство, техника и наука всегда в движении». Это можно и сказать о его чертежах – буйство жизни, идей, искусства начертания, времени и архитектуры. Взгляните сами и оцените: