Перед прочтением рекомендую ознакомиться с:
Самый большой парадный зал Гатчинского дворца - Белый. Он предназначался для особо торжественных приемов и многолюдных празднеств. Когда места в Мраморной столовой не хватало - в Белом зале накрывали столы. А также он использовался для балов и маскарадов.
В нем во многом сохранилась изначальная отделка, выполненная Антонио Ринальди: изящный лепной растительный орнамент на стенах, художественный паркет, двери, украшенные мозаичными вставками из наборного дерева, и наличники из искусственного мрамора.
Стены и простенки зала ритмично разделены тридцатью двумя колоннами коринфского ордера.
В центральной части потолка находится плафон Г.Ф. Дуайена “Аллегория на рождение великого князя Михаила Павловича”. Он заменил утраченное в годы Великой Отечественной войны полотно “Геркулес на распутье между пороком и добродетелью”, написанное художником Джузеппе Бонито.
Даже летом солнечные лучи не проникали в Белый зал. Благодаря рассеянному свету, скульптуры из белого и черного мрамора смотрелись особенно хорошо.
Рамы дверных проёмов, выполненные из искусственного красноватого мрамора, завершались пышными скульптурными композициями в стиле барокко.
Фигуры, расположенные над дверными проёмами - лев, лежащий на плотных, тяжёлых от зрелости колосьях на одной, и два больших омара посреди цветов и плодов - на другой, возможно, имели не только декоративную, но и аллегорическую значимость. Была высказана догадка о том, что данные изображения символизируют знаки зодиака - июль и август.
Большую продольную стену этого зала украшали два крупных овальных рельефа. Если бы не эти рельефы, стена выглядела бы пустой. Связывало их между собой единство темы. Сюжетами послужили сцены из Троянской войны. Один рельеф, выполненный Д.Маркиори, изображал сцену похищения Елены Парисом. А рельеф, работы И. Морлайтера назывался «Эней, спасающий Анхиза».
В Белом зале находились и подлинные античные скульптуры, размещённые Бренной.
Головы Антиноя и Каракаллы были установлены на пьедесталах по сторонам двери, ведущей в Аванзал. На стене над камином располагался римский барельеф «Жертвоприношение императора Веспасиана», а рядом с ним — ещё один античный рельеф с изображением путника с посохом или пастуха.
В Белом зале находилось несколько статуй, в том числе «Нимфа» и «Аполлон». Эти скульптуры были созданы римскими мастерами на основе обломков античных статуй. Во второй половине XVIII века подобные произведения искусства создавались в большом количестве. Одним из самых талантливых мастеров-реставраторов того времени был скульптор Бартоломео Кавачеппи. В Белом зале можно было увидеть две его работы - копии античных бюстов Гомера и Сократа.
Высокие остекленные двери ведут на широкий балкон, откуда открывается вид на парадный плац.
В маленькой проходной комнате рядом с Белым залом находится барельеф с профилем Ринальди, выполненный скульптором Ф.Шубиным. Это дань уважения и памяти талантливому зодчему.
С Арсенальным каре главный корпус дворца связывала Греческая галерея. Она была создана в 1790-ых годах по проекту Винченцо Бренны.
В её оформлении широко использовались рельефы со сценами из античного быта. Здесь располагались многочисленные скульптуры и картины Гюбера Робера — виды фантастических зданий и руин античных сооружений.
Греческая галерея была своеобразным музеем, посвящённым искусству Древней Греции и Рима. В XVIII веке было характерно увлечение античностью.
К Греческой галерее примыкает небольшое помещение. Главным художественным убранством которой были портреты придворных дам и кавалеров работы П.Ротари. Именно благодаря этому интерьер получил название “Кабинет Ротари”.
Из Кабинета Ротари был проход в жилые помещения, находившиеся за глухой стеной галереи и выходящие окнами в парк.
За внутренней стеной галереи находилось несколько маленьких комнат с окнами в сад. Они разделены на две части: женскую и мужскую половину. После 1917 года, когда дворец был национализирован, эти комнаты были отданы под различные фонды и кабинеты. К сожалению, точная опись не проводилась и интерьер воссоздан по немногочисленным фотографиям.
Женская половина начинается со спальни. Спальня была одним из личных, закрытых интерьеров, куда доступ имела разве что прислуга.В середине XIX века водопровод уже был проведён в Гатчинский дворец, однако туалеты и ванные комнаты имелись не во всех помещениях. Поэтому в маленьких служебных квартирах, подобных этой, спальня часто выполняла функции гардеробной, туалета и даже ванной комнаты. В таких случаях биде с умывальником и ночной горшок скрывались за ширмой.
Обстановка спальни в значительной степени состоит из функциональных предметов мебели: кровати, комода с трёхстворчатым зеркалом, столика для рукоделия. В середине XIX века жилые помещения часто украшались предметами, созданными самой хозяйкой дома, например, работами, вышитыми ею в разных техниках.
Следом за спальней идет будуар. Мебель, обитая в ситец с цветочным орнаментом, и дровяной ящик происходят из исторической коллекции Гатчинского Дворца. Они были изготовлены на Петербургской фабрике “А.Тур и сын” по проектам архитектора Р.И. Кузьмина специально для покоев Марии Александровны. Позднее диван и зеркало, расположенное над ним, подчеркивают частный характер этой комнаты.
Канделябры из золочёной бронзы, которые стоят на камине, а также фарфоровые статуэтки, произведённые на Мейсенской мануфактуре, ранее также украшали покои Марии Александровны.
Центральное место в Будуаре занимает портрет молодой девушки, принадлежавшей к свите великой княгини Екатерины Михайловны, о чем свидетельствует шифр (украшенный бриллиантами вензель «ЕМ») на её левом плече.
Следом идет Гостиная. Лёгкая и изящная обстановка интерьера включает в себя мебель в “стиле Людовика XV”, которая отличается особенно изогнутыми линиями с изящной позолоченной резьбой. Набор мебели обит бархатом, сотканным специально по размерам кресел, стульев и диванов.
Бюро украшено бронзовыми накладками с узорами в стиле рококо и сюжетной росписью. Изящная горка украшена мозаикой маркетри из разных видов древесины.
Далее начинается мужская половина. Первая комната - это кабинет. Кабинет представляет собой типичный интерьер 30-40-х годов XIX века “в стиле классицизма”. Комната обставлена мебелью из красного дерева.
Интеллектуальный дух интерьера Кабинета подчёркивает бюст Вольтера (копия работы скульптора Гудона). Тема патриотизма, получившая распространение в обществе во время войны 1812 года, отражается в серии медальонов, выполненных Ф.П. Толстым (над диваном).
Последняя комната - это спальня. Спальня представляет собой жилой интерьер “в стиле ампир”, который был характерен для 1810 - 1820 - х годов. В начале девятнадцатого века писатели и их работы оказали значительное влияние на общество. Одной из таких “властительниц дум” был Иоганн Вольфганг Гете, портрет которого находился над бюро.
Греческую галерею с Мраморной лестницей соединяет Ротонда под гербом. Во время реконструкции дворца в середине XIX века на куполе одной из башен Арсенального каре был установлен двуглавый орёл — символ Российской империи.
Купол зала, его стены и обрамления ниш богато украшены гипсовыми скульптурами орлов, лепными картинами с резвящимися путти и изящным растительным орнаментом.
До 1941 года ротонду украшали большие декоративные фарфоровые и каменные вазы и художественные бронзовые изделия.
Мраморная лестница является главной парадной лестницей Арсенального корпуса. Интерьер был создан по проекту архитектора Р.И. Кузьмина в период с 1840 по 1850 год.
Основным элементом декора является декоративная отделка стен, колонн и пилястров искусственным мрамором различных цветов. В лепнине использованы имперские символы - двуглавые орлы и атрибуты государственной власти.
Особенностью интерьера является световой фонарь в центре потолка.
Многие залы Гатчинского дворца до сих пор находятся на ремонте после Великой Отечественной войны.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: