Найти в Дзене

Гатчинский дворец. История и интерьеры. Часть 3. Белый зал, Греческая галерея, Мраморная лестница.

Перед прочтением рекомендую ознакомиться с:

Самый большой парадный зал Гатчинского дворца - Белый. Он предназначался для особо торжественных приемов и многолюдных празднеств. Когда места в Мраморной столовой не хватало - в Белом зале накрывали столы. А также он использовался для балов и маскарадов.

Белый зал. Э.П. Гау. акварель
Белый зал. Э.П. Гау. акварель

В нем во многом сохранилась изначальная отделка, выполненная Антонио Ринальди: изящный лепной растительный орнамент на стенах, художественный паркет, двери, украшенные мозаичными вставками из наборного дерева, и наличники из искусственного мрамора.

Стены и простенки зала ритмично разделены тридцатью двумя колоннами коринфского ордера.

Плафон в Белом зале
Плафон в Белом зале

В центральной части потолка находится плафон Г.Ф. Дуайена “Аллегория на рождение великого князя Михаила Павловича”. Он заменил утраченное в годы Великой Отечественной войны полотно “Геркулес на распутье между пороком и добродетелью”, написанное художником Джузеппе Бонито.

Даже летом солнечные лучи не проникали в Белый зал. Благодаря рассеянному свету, скульптуры из белого и черного мрамора смотрелись особенно хорошо.

Рамы дверных проёмов, выполненные из искусственного красноватого мрамора, завершались пышными скульптурными композициями в стиле барокко.

Белый зал. источник википедия. автор Lion10~commonswiki
Белый зал. источник википедия. автор Lion10~commonswiki

Фигуры, расположенные над дверными проёмами - лев, лежащий на плотных, тяжёлых от зрелости колосьях на одной, и два больших омара посреди цветов и плодов - на другой, возможно, имели не только декоративную, но и аллегорическую значимость. Была высказана догадка о том, что данные изображения символизируют знаки зодиака - июль и август.

Белый зал конец XIX века
Белый зал конец XIX века

Большую продольную стену этого зала украшали два крупных овальных рельефа. Если бы не эти рельефы, стена выглядела бы пустой. Связывало их между собой единство темы. Сюжетами послужили сцены из Троянской войны. Один рельеф, выполненный Д.Маркиори, изображал сцену похищения Елены Парисом. А рельеф, работы И. Морлайтера назывался «Эней, спасающий Анхиза».

Белый зал. 1930-ые годы
Белый зал. 1930-ые годы

В Белом зале находились и подлинные античные скульптуры, размещённые Бренной.

Белый зал. элементы декора
Белый зал. элементы декора

Головы Антиноя и Каракаллы были установлены на пьедесталах по сторонам двери, ведущей в Аванзал. На стене над камином располагался римский барельеф «Жертвоприношение императора Веспасиана», а рядом с ним — ещё один античный рельеф с изображением путника с посохом или пастуха.

Белый зал. Элементы декора
Белый зал. Элементы декора

В Белом зале находилось несколько статуй, в том числе «Нимфа» и «Аполлон». Эти скульптуры были созданы римскими мастерами на основе обломков античных статуй. Во второй половине XVIII века подобные произведения искусства создавались в большом количестве. Одним из самых талантливых мастеров-реставраторов того времени был скульптор Бартоломео Кавачеппи. В Белом зале можно было увидеть две его работы - копии античных бюстов Гомера и Сократа.

Балкон
Балкон

Высокие остекленные двери ведут на широкий балкон, откуда открывается вид на парадный плац.

Балкон
Балкон

В маленькой проходной комнате рядом с Белым залом находится барельеф с профилем Ринальди, выполненный скульптором Ф.Шубиным. Это дань уважения и памяти талантливому зодчему.

Греческая галерея. Э.П. Гау. акварель
Греческая галерея. Э.П. Гау. акварель

С Арсенальным каре главный корпус дворца связывала Греческая галерея. Она была создана в 1790-ых годах по проекту Винченцо Бренны.

В её оформлении широко использовались рельефы со сценами из античного быта. Здесь располагались многочисленные скульптуры и картины Гюбера Робера — виды фантастических зданий и руин античных сооружений.

Греческая галерея
Греческая галерея

Греческая галерея была своеобразным музеем, посвящённым искусству Древней Греции и Рима. В XVIII веке было характерно увлечение античностью.

Кабинет Ротари. Э.П. Гау. акварель
Кабинет Ротари. Э.П. Гау. акварель

К Греческой галерее примыкает небольшое помещение. Главным художественным убранством которой были портреты придворных дам и кавалеров работы П.Ротари. Именно благодаря этому интерьер получил название “Кабинет Ротари”.

Из Кабинета Ротари был проход в жилые помещения, находившиеся за глухой стеной галереи и выходящие окнами в парк.

За внутренней стеной галереи находилось несколько маленьких комнат с окнами в сад. Они разделены на две части: женскую и мужскую половину. После 1917 года, когда дворец был национализирован, эти комнаты были отданы под различные фонды и кабинеты. К сожалению, точная опись не проводилась и интерьер воссоздан по немногочисленным фотографиям.

Спальня
Спальня

Женская половина начинается со спальни. Спальня была одним из личных, закрытых интерьеров, куда доступ имела разве что прислуга.В середине XIX века водопровод уже был проведён в Гатчинский дворец, однако туалеты и ванные комнаты имелись не во всех помещениях. Поэтому в маленьких служебных квартирах, подобных этой, спальня часто выполняла функции гардеробной, туалета и даже ванной комнаты. В таких случаях биде с умывальником и ночной горшок скрывались за ширмой.

Спальня
Спальня

Обстановка спальни в значительной степени состоит из функциональных предметов мебели: кровати, комода с трёхстворчатым зеркалом, столика для рукоделия. В середине XIX века жилые помещения часто украшались предметами, созданными самой хозяйкой дома, например, работами, вышитыми ею в разных техниках.

Будуар
Будуар

Следом за спальней идет будуар. Мебель, обитая в ситец с цветочным орнаментом, и дровяной ящик происходят из исторической коллекции Гатчинского Дворца. Они были изготовлены на Петербургской фабрике “А.Тур и сын” по проектам архитектора Р.И. Кузьмина специально для покоев Марии Александровны. Позднее диван и зеркало, расположенное над ним, подчеркивают частный характер этой комнаты.

Будуар
Будуар

Канделябры из золочёной бронзы, которые стоят на камине, а также фарфоровые статуэтки, произведённые на Мейсенской мануфактуре, ранее также украшали покои Марии Александровны.

Центральное место в Будуаре занимает портрет молодой девушки, принадлежавшей к свите великой княгини Екатерины Михайловны, о чем свидетельствует шифр (украшенный бриллиантами вензель «ЕМ») на её левом плече.

Гостиная
Гостиная

Следом идет Гостиная. Лёгкая и изящная обстановка интерьера включает в себя мебель в “стиле Людовика XV”, которая отличается особенно изогнутыми линиями с изящной позолоченной резьбой. Набор мебели обит бархатом, сотканным специально по размерам кресел, стульев и диванов.

Бюро украшено бронзовыми накладками с узорами в стиле рококо и сюжетной росписью. Изящная горка украшена мозаикой маркетри из разных видов древесины.

Кабинет
Кабинет

Далее начинается мужская половина. Первая комната - это кабинет. Кабинет представляет собой типичный интерьер 30-40-х годов XIX века “в стиле классицизма”. Комната обставлена мебелью из красного дерева.

Интеллектуальный дух интерьера Кабинета подчёркивает бюст Вольтера (копия работы скульптора Гудона). Тема патриотизма, получившая распространение в обществе во время войны 1812 года, отражается в серии медальонов, выполненных Ф.П. Толстым (над диваном).

Спальня
Спальня

Последняя комната - это спальня. Спальня представляет собой жилой интерьер “в стиле ампир”, который был характерен для 1810 - 1820 - х годов. В начале девятнадцатого века писатели и их работы оказали значительное влияние на общество. Одной из таких “властительниц дум” был Иоганн Вольфганг Гете, портрет которого находился над бюро.

Ротонда под гербом
Ротонда под гербом

Греческую галерею с Мраморной лестницей соединяет Ротонда под гербом. Во время реконструкции дворца в середине XIX века на куполе одной из башен Арсенального каре был установлен двуглавый орёл — символ Российской империи.

Купол зала, его стены и обрамления ниш богато украшены гипсовыми скульптурами орлов, лепными картинами с резвящимися путти и изящным растительным орнаментом.

До 1941 года ротонду украшали большие декоративные фарфоровые и каменные вазы и художественные бронзовые изделия.

Мраморная лестница. Фото из открытых источников.
Мраморная лестница. Фото из открытых источников.

Мраморная лестница является главной парадной лестницей Арсенального корпуса. Интерьер был создан по проекту архитектора Р.И. Кузьмина в период с 1840 по 1850 год.

Мраморная лестница
Мраморная лестница

Основным элементом декора является декоративная отделка стен, колонн и пилястров искусственным мрамором различных цветов. В лепнине использованы имперские символы - двуглавые орлы и атрибуты государственной власти.

Мраморная лестница
Мраморная лестница

Особенностью интерьера является световой фонарь в центре потолка.

Многие залы Гатчинского дворца до сих пор находятся на ремонте после Великой Отечественной войны.

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала

И обязательно ознакомьтесь: