Перед прочтением рекомендую ознакомиться с:
За Верхней Тронной начинается половина Марии Федоровны. Ее покои напоминают убранство Павловского дворца.
Открывает женскую половину Малиновая гостиная. Такое название зал получил из-за того, что первоначально в его оформлении были использованы три малиновых гобелена с сюжетами из серии “История Дон Кихота”. Это был подарок Людовика XVI Павлу Петровичу и Марии Федоровне во время их европейского путешествия.
Сейчас в зале можно увидеть только один гобелен «Въезд Санчо Пансо на остров Баратарио». А два других после Великой Отечественной войны украшают зал Павловского дворца.
Интерьер гостиной дополняет мебельный гарнитур, состоящий из кресел и дивана, обитых малиновым бархатом (под цвет стен). А также стол, украшенный столешницей из “египетской яшмы”, выполненный в технике русской мозаики.
Особую праздничную атмосферу залу создавала золоченая лепнина, которая украшала плафон, падугу и карнизы. Картины в десюдепортах выполнены на мифологические сюжеты неизвестным итальянским художником.
За Малиновой гостиной следует парадная опочивальня Марии Федоровны. Апартаменты такого типа, которые в восемнадцатом веке располагались на пути обязательных посещений гостей, не просто подчеркивали высокий статус хозяев, они также возвеличивали обычные стороны жизни.
Зал поделен на две части: центральная и альков. В алькове стоит высокая кровать, украшенная золотыми элементами. Покрывало и балдахин выполнены из лионского шелка. Фигурная балюстрада подчеркивает приватность ложа монарха и отделяет кровать от основной комнаты.
Пилястры в спальне выполнены из искусственного мрамора и расписаны художником Францом Лабенским в стиле гротеск. Этот стиль характеризуется использованием декоративных элементов, таких как растения, животные, человеческие фигуры, маски, светильники и многое другое.
Между пилястр в рамах были вставлены панно из голубого лионского шелка, затканного серебряной тканью. Зеркала, расположенные друг напротив друга, создают иллюзию бесконечного расширения пространства.
Плафон “Свадьба Психеи” был выполнен французским художником Г. Дуайеном в голубовато-дымчатах тонах.
Парадная спальня соединена с анфиладой из пяти небольших комнат, расположенных в башне и в восточной торцевой части Главного корпуса.
Помещения начинались с Овального будуара. В этой комнате императрица проводила много времени. Здесь она занималась рукоделием, чтением, музицированием и беседами с гостями. Комната была обставлена изящной мебелью и украшена памятными вещами и живыми цветами.
Декор этого зала отражает стиль творчества Антонио Ринальди. Нежные пастельные тона, лепные украшения в виде цветов и фруктов, дверные наличники из искусственного мрамора. Изысканный паркет наборной работы с рисунком в виде растительного орнамента, повторял геометрию плафона.
К будуару примыкает Башенный кабинет, который размещается в Часовой башне. Декоративное оформление этого небольшого зала неоднократно менялось, но основные элементы интерьера были созданы Антонио Ринальди.
Изящный потолок с низким круглым куполом, украшен лепниной и живописью. Двери выполнены из ореха, клена и розового дерева, выполненные в технике маркетри, а дверные наличники из искусственного мрамора.
Изначально стены кабинета были отделаны искусственным мрамором. Во второй половине XIX века стены были обтянуты зеленым штофом, а на одной из стен разместили тканый портрет императора Павла I работы мастеров Петербургской Шпалерной мануфактуры.
Туалетная Марии Федоровны дошла до нас в практически первоначальном виде. Изящная лепнина на потолке и стенах, а также паркет из наборного дерева создают гармоничный архитектурный ансамбль. Необычные гирлянды из цветов и листьев, ленты, скрещенные стебли лилий, летящие птицы, зажженные факелы и вазы с цветами на дверных наддверниках - все это эффектно выделяется на серо-голубом фоне стен.
Над дверными проемами из искусственного мрамора и на стене у камина расположены фигурки спящих и просыпающихся путти, возможно, символизирующие четыре времени суток.
Декор стен дополняют мраморные барельефы. Среди них - портрет императрицы Екатерины II, заключенный в раму из лазурита, и портреты римских императоров. На камине, где раньше стояли скульптурные портреты детей императрицы, сейчас находятся мраморные бюсты Венеры и молодого римского императора Каракаллы.
Последняя комната анфилады - Зеленая угловая. В этом небольшом интерьере с единственным окном, обращенным на Парадный двор, главное пространство стен занимали три большие двери, ведущие в Тронный зал Марии Федоровны, Проходную и Греческую галерею.
Двери обрамлены наличниками из зеленоватого искусственного мрамора с позолоченными профилированными карнизами и увенчаны трехчастными барельефными десюдепортами, состоящими из щитов, военных шлемов, луков и труб.
Тему военных трофеев продолжает и декор потолка Зеленой угловой комнаты. Падуга выделяется богатством и пышностью лепнины. В центре каждого из ее сторон находится медальон с рельефным портретом в обрамлении знамен, копий и труб славы. Лепные изображения трофеев и римских императоров украшают даже откосы окон. На торцевых сторонах расположены барельефы с изображениями Петра I и Елизаветы Петровны, на двух других - Петра II и Екатерины II.
К Зеленой угловой комнате примыкает Тронная Марии Федоровны. Первоначально при графе Г. Г. Орловом, на месте Тронного зала располагалась Китайская комната. Ее декор был выполнен в модном тогда «восточном стиле». Затем для нового владельца дворца, князя Павла Петровича, в 1792 году комнату переоборудовали, разместив в ней «картины разных жанров из числа тех, что принадлежали Орлову и были привезены Бренной. Также здесь находились живописные полотна, купленные княжеской парой во время их европейского путешествия.
До восшествия на престол Павла I помещение называлось Картинным залом. Картины западноевропейских художников, представленные в этом зале, в основном были посвящены пейзажам, сценам из сельской жизни, историческим и библейским сюжетам.
В 1797 году, по приказу монарха, этот зал стали использовать в качестве Тронного для его супруги императрицы Марии Федоровны. Однако собрание картин все еще оставалось главной особенностью убранства комнаты.
Между окнами располагается тронное место - возвышение, обитое малиновым бархатом и венчающееся балдахином из такой же ткани с золотым шитьём. На противоположной стене был размещён мраморный камин, который был декорирован пятью рельефными элементами, на которых изображены женщины в античной одежде, играющие на сиргине и тимпане, и головы бородатых фавнов.
Сложный лепной карниз с характерными классицистическими элементами и аналогичного характера лепнина окаймляют плафон “Венчание Ариадны Вакхом”, созданный художниками-мастерами под руководством Я.А. Казакова.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: