Найти тему

Гатчинский дворец. История и интерьеры. Часть 2. Женская половина дворца.

Перед прочтением рекомендую ознакомиться с:

За Верхней Тронной начинается половина Марии Федоровны. Ее покои напоминают убранство Павловского дворца.

Малиновая гостиная
Малиновая гостиная

Открывает женскую половину Малиновая гостиная. Такое название зал получил из-за того, что первоначально в его оформлении были использованы три малиновых гобелена с сюжетами из серии “История Дон Кихота”. Это был подарок Людовика XVI Павлу Петровичу и Марии Федоровне во время их европейского путешествия.

Малиновая гостиная
Малиновая гостиная

Сейчас в зале можно увидеть только один гобелен «Въезд Санчо Пансо на остров Баратарио». А два других после Великой Отечественной войны украшают зал Павловского дворца.

Интерьер гостиной дополняет мебельный гарнитур, состоящий из кресел и дивана, обитых малиновым бархатом (под цвет стен). А также стол, украшенный столешницей из “египетской яшмы”, выполненный в технике русской мозаики.

малиновая гостиная
малиновая гостиная

Особую праздничную атмосферу залу создавала золоченая лепнина, которая украшала плафон, падугу и карнизы. Картины в десюдепортах выполнены на мифологические сюжеты неизвестным итальянским художником.

Опочивальня Марии Федоровны. Э.П.Гау акварель
Опочивальня Марии Федоровны. Э.П.Гау акварель

За Малиновой гостиной следует парадная опочивальня Марии Федоровны. Апартаменты такого типа, которые в восемнадцатом веке располагались на пути обязательных посещений гостей, не просто подчеркивали высокий статус хозяев, они также возвеличивали обычные стороны жизни.

Опочивальня Марии Федоровны
Опочивальня Марии Федоровны

Зал поделен на две части: центральная и альков. В алькове стоит высокая кровать, украшенная золотыми элементами. Покрывало и балдахин выполнены из лионского шелка. Фигурная балюстрада подчеркивает приватность ложа монарха и отделяет кровать от основной комнаты.

Опочивальня Марии Федоровны
Опочивальня Марии Федоровны

Пилястры в спальне выполнены из искусственного мрамора и расписаны художником Францом Лабенским в стиле гротеск. Этот стиль характеризуется использованием декоративных элементов, таких как растения, животные, человеческие фигуры, маски, светильники и многое другое.

Между пилястр в рамах были вставлены панно из голубого лионского шелка, затканного серебряной тканью. Зеркала, расположенные друг напротив друга, создают иллюзию бесконечного расширения пространства.

Опочивальня Марии Федоровны . Плафон
Опочивальня Марии Федоровны . Плафон

Плафон “Свадьба Психеи” был выполнен французским художником Г. Дуайеном в голубовато-дымчатах тонах.

Овальный будуар Марии Федоровны. Э.П. Гау акварель
Овальный будуар Марии Федоровны. Э.П. Гау акварель

Парадная спальня соединена с анфиладой из пяти небольших комнат, расположенных в башне и в восточной торцевой части Главного корпуса.

Овальный будуар Марии Федоровны
Овальный будуар Марии Федоровны

Помещения начинались с Овального будуара. В этой комнате императрица проводила много времени. Здесь она занималась рукоделием, чтением, музицированием и беседами с гостями. Комната была обставлена изящной мебелью и украшена памятными вещами и живыми цветами.

Овальный будуар Марии Федоровны
Овальный будуар Марии Федоровны

Декор этого зала отражает стиль творчества Антонио Ринальди. Нежные пастельные тона, лепные украшения в виде цветов и фруктов, дверные наличники из искусственного мрамора. Изысканный паркет наборной работы с рисунком в виде растительного орнамента, повторял геометрию плафона.

Башенный кабинет Марии Федоровны
Башенный кабинет Марии Федоровны

К будуару примыкает Башенный кабинет, который размещается в Часовой башне. Декоративное оформление этого небольшого зала неоднократно менялось, но основные элементы интерьера были созданы Антонио Ринальди.
Изящный потолок с низким круглым куполом, украшен лепниной и живописью. Двери выполнены из ореха, клена и розового дерева, выполненные в технике маркетри, а дверные наличники из искусственного мрамора.

Башенный кабинет. Э.П.Гау акварель
Башенный кабинет. Э.П.Гау акварель

Изначально стены кабинета были отделаны искусственным мрамором. Во второй половине XIX века стены были обтянуты зеленым штофом, а на одной из стен разместили тканый портрет императора Павла I работы мастеров Петербургской Шпалерной мануфактуры.

Туалетная Марии Федоровны. Э.П. Гау акварель
Туалетная Марии Федоровны. Э.П. Гау акварель

Туалетная Марии Федоровны дошла до нас в практически первоначальном виде. Изящная лепнина на потолке и стенах, а также паркет из наборного дерева создают гармоничный архитектурный ансамбль. Необычные гирлянды из цветов и листьев, ленты, скрещенные стебли лилий, летящие птицы, зажженные факелы и вазы с цветами на дверных наддверниках - все это эффектно выделяется на серо-голубом фоне стен.

Туалетная Марии Федоровны
Туалетная Марии Федоровны

Над дверными проемами из искусственного мрамора и на стене у камина расположены фигурки спящих и просыпающихся путти, возможно, символизирующие четыре времени суток.

Декор стен дополняют мраморные барельефы. Среди них - портрет императрицы Екатерины II, заключенный в раму из лазурита, и портреты римских императоров. На камине, где раньше стояли скульптурные портреты детей императрицы, сейчас находятся мраморные бюсты Венеры и молодого римского императора Каракаллы.

Зеленая угловая. Э.П. Гау
Зеленая угловая. Э.П. Гау

Последняя комната анфилады - Зеленая угловая. В этом небольшом интерьере с единственным окном, обращенным на Парадный двор, главное пространство стен занимали три большие двери, ведущие в Тронный зал Марии Федоровны, Проходную и Греческую галерею.

Двери обрамлены наличниками из зеленоватого искусственного мрамора с позолоченными профилированными карнизами и увенчаны трехчастными барельефными десюдепортами, состоящими из щитов, военных шлемов, луков и труб.

Зеленая угловая. источник https://vk.com/albums-33966504 / автор Интерьерный фотограф Андрей Белимов-Гущин @belimovgushchin
Зеленая угловая. источник https://vk.com/albums-33966504 / автор Интерьерный фотограф Андрей Белимов-Гущин @belimovgushchin

Тему военных трофеев продолжает и декор потолка Зеленой угловой комнаты. Падуга выделяется богатством и пышностью лепнины. В центре каждого из ее сторон находится медальон с рельефным портретом в обрамлении знамен, копий и труб славы. Лепные изображения трофеев и римских императоров украшают даже откосы окон. На торцевых сторонах расположены барельефы с изображениями Петра I и Елизаветы Петровны, на двух других - Петра II и Екатерины II.

Тронная Марии Федоровны. Э.П. Гау
Тронная Марии Федоровны. Э.П. Гау

К Зеленой угловой комнате примыкает Тронная Марии Федоровны. Первоначально при графе Г. Г. Орловом, на месте Тронного зала располагалась Китайская комната. Ее декор был выполнен в модном тогда «восточном стиле». Затем для нового владельца дворца, князя Павла Петровича, в 1792 году комнату переоборудовали, разместив в ней «картины разных жанров из числа тех, что принадлежали Орлову и были привезены Бренной. Также здесь находились живописные полотна, купленные княжеской парой во время их европейского путешествия.

Тронная Марии Федоровны. Фото взято из открытых источников / автор неизвестен
Тронная Марии Федоровны. Фото взято из открытых источников / автор неизвестен

До восшествия на престол Павла I помещение называлось Картинным залом. Картины западноевропейских художников, представленные в этом зале, в основном были посвящены пейзажам, сценам из сельской жизни, историческим и библейским сюжетам.

Тронная Марии Федоровны
Тронная Марии Федоровны

В 1797 году, по приказу монарха, этот зал стали использовать в качестве Тронного для его супруги императрицы Марии Федоровны. Однако собрание картин все еще оставалось главной особенностью убранства комнаты.

Элемент декора Тронной
Элемент декора Тронной

Между окнами располагается тронное место - возвышение, обитое малиновым бархатом и венчающееся балдахином из такой же ткани с золотым шитьём. На противоположной стене был размещён мраморный камин, который был декорирован пятью рельефными элементами, на которых изображены женщины в античной одежде, играющие на сиргине и тимпане, и головы бородатых фавнов.

Элемент декора Тронной
Элемент декора Тронной

Сложный лепной карниз с характерными классицистическими элементами и аналогичного характера лепнина окаймляют плафон “Венчание Ариадны Вакхом”, созданный художниками-мастерами под руководством Я.А. Казакова.

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала

И обязательно ознакомьтесь: