10 ноября 2023 года в США взлетел прототип стратегического бомбардировщика Б-21 «Райдер». Событие было пафосно подано пиарщиками корпорации «Нортроп Грумман», которая на этой «разработке» подняла уже более 21 миллиарда долларов только по первоначальному контракту 2015 года.
Текстовка у американцев вышла очень забористая: «Б-21 представляет собой продолжение эволюции флота стратегических бомбардировщиков ВВС США и первый в мире самолет шестого поколения, достигший неба. Когда дело доходит до реализации решимости Америки, Raider обеспечит ВВС США большую дальность полета, высокую выживаемость и гибкость полезной нагрузки. B-21 пробьет самую надежную оборону и нанесет высокоточные удары в любой точке мира. Вот что вам нужно знать о B-21 Raider компании «Northrop Grumman», продолжающем летные испытания».
Конец цитаты. Гусары, молчать!
Собственно, почему я взял слово «разработка» в кавычки, когда пишу об этом «самолете шестого поколения», как его гордо именуют авторы? Потому что это не совсем новый самолет и не совсем шестого поколения. Американцы всё больше напоминают самих себя из своих же комедийных (и не только) фильмов 1980-90-х, о которых сегодня многие не очень-то вспоминают. Там всё было всегда чётко: вранье военных и чиновников на грани полного провала, воровство и распилы госденег корпорациями и море комических ситуаций. Дело в том, что Б-21 «шестого поколения» это Б-2 на грани 4-го и 5-го поколений, как бы сегодня сказали у нас, «после глубокой модернизации». А что там с Б-2?
Когда в США очень хотели показать СССР, какие они крутые, в финале «холодной войны» после фактического провала с бомбардировщиком Б-1, которого наш Ту-160, внешне достаточно схожий, порвал по всем параметрам, было решено сделать некое wunderwaffe с низкой степенью радиолокационной заметности и большой дальностью, а посему с дозвуковой скоростью. Деньги начали пилить при Рейгане (легендарный президент-антисоветчик) в 1980 году примерно под теми же лозунгами как не так давно у Трампа «сделаем американскую армию самой крутой в мире, а США самой великой». Под это дело в ВПК полились миллиарды. Б-2 к 1987-88 годам все-таки построили, откушав за счет бюджета 23 миллиарда еще тех достаточно полновесных долларов (в нынешних деньгах как минимум надо умножать на 2 или на 3). А тут Советский Союз раз и сошел с ума: вначале Горбачев начал разоружение и развал ВПК, а потом и вовсе прикончил страну вместе с другими перекрасившимся коммунистами. Американцы остались в некотором недоумении: как теперь быть с их большими проектами? Но их военные все-таки хотели «самый крутой самолет в мире», а чиновники в Вашингтоне хотели вместе с ними «пилить» бюджет. Итогом стала постройка до 2000 года целых 20 Б-2, получивших имя «Spirit» («Дух»). Машина оказалась самой дорогой в истории, при этом она бомбила страны, которые и толком-то не могли оказать реального сопротивления (Югославия, Ирак, Афганистан, Ливия). По сути, заколачивали гвозди микроскопом, и опять же неплохо доили бюджет «на модернизации» уже построенных. Тем временем народ, который разрабатывал и строил Б-2, уже разбежался кто куда, а после 1997 года новые машины не закладывались…
И тут снова на горизонте нарисовалась Россия. Бодрая такая, без больших по американским меркам денег, но с очень мотивированным ВПК. Как раз в конце 2000-х у нас завертелись разговоры о модернизации парка Ту-160, а в начале 2010-х решено было восстановить производство Ту-160 и двигателей к нему (что и случилось в 2018-2022 годах). Параллельно еще и стали работать по теме нового ПАК ДА, который должен сменить старые дозвуковые Ту-95МС. В США на это очень сильно возбудились. Что привело к оживлению работ по замене Б-2 на «новый» Б-21. В общем-то, тут и смешно, и грустно: не смогли американцы выдать что-то радикально нового, ибо пилить бюджеты это не реальный НИОКР делать. Фактически «прокачанный» по электронной начинке и слегка уменьшенный Б-2 выдали за новый самолет. Наши были куда культурнее: Ту-160 тем же самым Ту-160 и назвали, только букву М приделали (или М2, чтобы запутать немного всех интересующихся).
Тем временем родился заокеанский «Райдер», который полетел спустя 8 лет после того, как его создателям выдали 21 миллиард зеленых бумажек. То есть восстановили производство стратегических бомбардировщиков в США. Теперь обещают строить по 6-7 штук в год, начиная с 2025 года.
Так что, ребята, без паники и шизоидных явлений, пожалуйста: янки фактически возвращаются к тому, на чем остановились когда-то в 90-х, когда пропала конкуренция в мире между сверхдержавами из-за едва не состоявшегося однополярного мира. Сейчас всё хорошо: конкуренция снова возрождается. Это стимулирует нас (возможно, что еще и китайцев) делать новые самолеты, лучше и круче, а вместе с тем и развивать научно-технические разработки по всему что можно в авиации. Кстати, Ту-160 «с нуля» мы уже имеем в первых экземплярах, Казанский завод научился строить их снова после куда более серьезного перерыва, чем в США. И движки к ним НК-32-02 на конвейере, они еще и экономичнее советского оригинала (Эх, как ныли российские «всёпропальщики», что их вообще никогда не будет!). А «сто шестидесятый», между прочим, это еще и сверхзвуковая скорость, в отличие от Б-2/Б-21, где весь упор на малозаметность. Что будет дальше – поживем и увидим. Так если в этом ключе пойдет всё двигаться, то и первый ПАК ДА выкатят этак в 2024-25 годах, чтобы супостата потроллить. Говорят, что внешне будет похож на американца (тоже схема «летающее крыло», малозаметный и дозвуковой).
Всё только начинается.
На фото: Б-21 перед первым полетом, США, 10.11.2023 г.
По поводу новостей с того берега океана и как это касается нашего ВПК
16 ноября 202316 ноя 2023
822
4 мин
6