Славу и признание Эрдману принесли не стихи, которым он баловался в 20-х, а пьеса 1925 года “Мандат”. Кстати, роль Гулячкина принесла славу и начинающему актеру Эрасту Гарину.
Именно тогда критика отметила “силу бичующей сатиры» начинающего драматурга:
Силянс! Я вам, мамаша, последний раз в жизни заявляю: чтобы нынче к вечеру у нас все харчи пролетарского происхождения были, и никаких Копенгагенов. Понимаете?
Сейчас, когда на дворе у нас опять одна партия и один на все партии президент, тем более в эпоху санкций, эта фраза дорогого стоит.
Автоном Сигизмундович. А ну, покажи! Какая была печать! Опять же и мысли, и твердый знак. А почему? Люди были великие. Ну вот, скажем, к примеру, Сытин. Печатал газету «Русское слово», и как печатал. Трехэтажный дом для газеты построил и во всех этажах печатал. Зато, бывало, как мимо проедешь, сейчас же подумаешь: «Вот оно – оплот Российской империи, трехэтажное „Русское слово“. Его величество государь император. Смирно!
И вот в 1928 году появляется “Самоубийца”:
Аристарх Доминикович. Ну, вот видите. Так нельзя. Так нельзя, гражданин Подсекальников. Ну, кому это нужно, скажите, пожалуйста, «никого не винить». Вы, напротив, должны обвинять и винить, гражданин Подсекальников. Вы стреляетесь. Чудно. Прекрасно. Стреляйтесь себе на здоровье. Но стреляйтесь, пожалуйста, как общественник. Не забудьте, что вы не один, гражданин Подсекальников.
Интеллигенция, как основной становой хребет любого режима, лживая и продажная, и первая жертва, когда начинают искать виноватых.
Пьеса Эрдмана на все времена. Я смотрел эту пьесу в театре “Сатиры”. В знаменитом теперь старом составе: Роман Ткачук, Спартак Мишулин, Михаил Державин, Ольга Аросева, Георгий Менглет и т.д.
Сейчас трудно себе представить, как она будет смотреться на фоне того, что творится?! Как будто Николай Робертович писал “Самоубийцу” про нас, про сейчас:
Посмотрите вокруг. Посмотрите на нашу интеллигенцию. Что вы видите? Очень многое. Что вы слышите? Ничего. Почему же вы ничего не слышите? Потому что она молчит. Почему же она молчит? Потому что ее заставляют молчать. А вот мертвого не заставишь молчать, гражданин Подсекальников. Если мертвый заговорит. В настоящее время, гражданин Подсекальников, то, что может подумать живой, может высказать только мертвый. Я пришел к вам, как к мертвому, гражданин Подсекальников. Я пришел к вам от имени русской интеллигенции.
Интеллигенция вымерла, как мамонты. Осталось одно недоразумение, а не интеллигенция. Но не будет о грустном.
Кстати сказать, как потом аукнулась роль Роману Ткачук. Если помните, Семен Семенович Подсекальников ложится в гроб, чтобы все поверили, что он застрелился. А в 1994 году, когда умерла любимая супруга, и Роман Ткачук сводит счеты с жизнью, “Самоубийца” отыгрался на самоубийстве.
Но вернемся к Эрдману.
Естественно, советская власть запретила Эрдмана, самого его сослали в Енисейск, но всего лишь на три года. Любовь к Ангелине Степановой и остроты не прошли для него даром.
А в в 1951 году необыкновенный комедиограф, на совести у которого “Веселые ребята”, “Волга-Волга” и много чего еще, удостоился Сталинской премии.
А вспомним знаменитую комедию дель арте Карло Гоцци «Принцесса Турандот. Кстати, инсценировку этой пьесы написал все тот же Николай Эрдман.
В частности - арию принца Калафа “Nessun dorma” из опера Пуччини:
E noi dovrem, ahimè, morir, morir!
Dilegua, o notte! Tramontate, stelle!
Tramontate, stelle! All'alba vincerò!
Vincerò! Vincerò!
Николай Эрдман преодолел время, да и мы все это переживем:
Я сейчас, дорогие товарищи, в Кремль позвоню.
Прямо в Кремль. Прямо в красное сердце советской республики. Позвоню... и кого-нибудь там... изругаю по-матерному…