Найти тему

Как сделать чтоб ваш ребенок заговорил вовремя и причем тут офтальмолог .

Всех приветствую ☀️

   В научном мире отмечается, что речевые расстройства встречаются у детей с нарушениями зрения значительно (в полтора-два раза) чаще, чем у хорошо видящих. Данные о причинах этих нарушений в литературе разноречивы. Большая часть авторов связывает речевые расстройства непосредственно с дефектами зрения. Но имеются разрозненные данные и о том, что у таких детей речевые расстройства могут быть следствием самых разнообразных причин: нарушений внутриутробного развития и центральной нервной системы, воздействия эмоциональных и соматических факторов, ограничения непосредственных контактов с окружающим миром, неблагоприятного влияния окружающей среды, слабого развития моторики и координации и др.

  Дело в том,что пик развития речевых функций приходится на первые 3-4  года жизни ребёнка,на это же время приходится и пик развития зрительной системы,а если зрительная система имеет грубые врожденные дефекты и не может развиваться правильно,то и в развитие других органов и систем могут наблюдаться дефекты.

  В целом становление речи идёт одинаково и у тех, кто хорошо видит, и у тех, кто плохо видит. Однако особенности есть, и они существенны. Зрячий ребенок получает информацию от внешнего мира с помощью всех анализаторов. У слабовидящего взаимодействие анализаторов нарушается. Поэтому формируются обходные связи. А на это необходимо время. В результате процесс идет медленнее, чем в норме. В памяти накапливается много слов, которые не имеют конкретного значения для ребенка. 

  У здорового ребенка каждое слово имеет образ, в формировании которого большую роль играет зрение. Он видит мать, отца, игрушки, реакцию и мимику. Поэтому за каждым словом закрепляется его суть.

  У слабовидящего малыша всё не так. Примерно до года он воспринимает интонацию и ритм фразы, связывая ее с конкретным действием. Затем начинает вычленять слова, их общую структуру. Формирование понимания идёт от фразы к слову, но не наоборот. С 1,5 лет ускоряется развитие фонематического слуха, пассивный словарь начинает быстро пополняться. К 2-м годам у малыша скапливается огромный запас слов и фраз, значение которых ему непонятно. Он ими может пользоваться только в ответ на поощрение со стороны взрослого. 

  И тут мы вернулись к началу… к проверке зрения в раннем возрасте и если необходимо к назначению очковой коррекции. Примерно половина родителей спрашивает,что будут закапывать в глаза их ребенку и примерно третья часть говорит,а можно обойтись без капель? А провести полный тщательный осмотр глаз ребенка без капель невозможно.

И если вдруг в районе 8-10-12 месяцев назначается выверенная подтвержденная многочисленными осмотрами коррекция многие родители сильно негодуют. Кого-то приходится убеждать ни один час,а кто-то и во все идет за вторым мнением и потом из-за непринятия ситуации пренебрегают рекомендациями врача.

   Иногда,сидя на приеме хочется сказать: «Дорогие родители,мы не желаем зла вашему ребенку и Вам, мы хотим ему помочь,мы учились по 8-10 лет не для того,чтоб вредить людям …» Но если бы было всё так просто…

   Родителей тоже можно понять,им страшно. Кому-то сложно принять,что эта проблема случилась именно с ними. Но доктор для того и доктор,чтоб взять Вас за руку и пройти вместе все трудности.

 Осмотры в 1 месяц,6 месяцев и 12 месяцев у офтальмолога очень важны,это поможет вашему крохе вырасти здоровым и сильным или в крайнем случае как можно раньше начать лечение обнаруженных патологий. А со зрением именно так,что «налечили» в первые 5-7-10 лет жизни ,то и получили на всю оставшуюся.

Ну и как Вы поняли,без хорошего зрения шансы на правильную своевременную речь снижаются. Родителям приходится больше тратить времени,сил,денег на развитие ребёнка,а есть ведь другой путь…

 И вот пару советов от знакомого логопеда о том как развивать речь у плоховидящего ребёнка:

  •   Именно с 1,5-2 лет роль взрослого в становлении речи у слабовидящего ребенка огромна. Многократное повторение с позитивным подкреплением дает возможность компенсировать отсутствие четкого зрения для формирования речевого поведения. Благодаря регулярным занятиям, формируются обходные пути, мозг обрабатывает сигналы от всех анализаторов в комплексе. Постепенно каждое слово, фраза обретают смысл. И ребенок активно начинает пользоваться речью.

  •   Чтобы процесс шёл быстрее, родителям нужно формировать и совершенствовать предметные навыки у малыша. Для этого все действия ребенка нужно комментировать. Такая направленность позволяет компенсировать недостаточность зрения. При этом общение не должно быть монотонным. Взрослому надо постараться говорить образно, ярко. Всё, что ребенок может потрогать, нужно давать в руки. Если предмет обладает ароматом – дать понюхать, если издает звуки – послушать. При таком подходе речь слабовидящего ребенка формируется успешно. Накапливается существенный словарный запас, которого так долго ждали.

P.S. Берегите себя,зрение своих деток и будьте здоровы ❤️

-2