АИ-25 — мотор Яка и «Альбатроса». Оглавление
В прошлой серии на титановый компрессор высокого давления была поставлена сделанная из жаропрочного сплава камера сгорания. Правда, похоже на рисунок?
В жаровой трубе камеры установлены 12 форсунок, распыляющих керосин для горения, сейчас как раз предстоит их расставить:
Головка форсунки плотно сидит в жаровой трубе, а «черенок» — в крепёжной детали, в просторечии её зовут по-разному — например, «подвес». Топливо к форсунке подаётся от коллектора через трубку, которая вместе с «подвесом» притянута к форсунке гайкой:
Каждый «подвес» крепится к корпусу камеры двумя болтами:
Надо раскромсать одну форсунку. Отгибаю лапку контровочной втулки (зажима) и сворачиваю форсунке головку:
Разрезаю, примеряю — и сразу становится видно, что форсунка устроена точно так же, как конфорка газовой плиты:
Изучив авиадвигатель, можно стать не только мотористом, но и газовиком, тоже работа хлебная!
А я препарирую и жиклёр (справа), и корпус:
Забоины в виде лунок на резьбе — это контровка, чтобы головка не отворачивалась, ведь контровочная втулка на распиленном корпусе уже не сидит:
Расставив по камере форсунки, режу внутренний корпус («кастрюлю»), задача которого — направить поток из камеры в турбину и защитить от него полость подшипниковых опор, поэтому он двойной — как термос:
А корпус лабиринта вместе с кольцевыми рёбрами на роторе образует лабиринтное уплотнение опоры.
После установки «кастрюли» самое время заняться лопатками соплового аппарата (СА) первой ступени турбины. Поди найди ещё нужные лопатки в нашем многообразии:
РЛ — рабочие лопатки, РНА — регулируемый направляющий аппарат, мы его собрали во второй части:
Сопловые первой ступени на самом деле отличить очень просто — это единственные охлаждаемые лопатки в этом двигателе, пóлые внутри, в них для охлаждения подаётся воздух:
В полость заложен дефлектор — пластина, поджимающая охлаждающий поток к стенкам. Другую лопатку режу с другой стороны, ибо она ляжет с другой стороны разреза:
И начинаю укладывать лопатки, одной стороной они ложатся на внешний корпус (оболочку), другой — на внутренний («кастрюлю»):
А в центре корпуса лабиринта, как видим, заждался свою турбину шлицевой вал компрессора высокого давления. Инь для этого яня выглядит вот так:
Обратите внимание на замки лопаток: вроде обычные ёлочные, но в каждый паз диска запиханы ДВЕ лопатки! На каждой лопатке выполнена одна сторона «ёлки». Это ноу-хау пришло в моторостроение как раз в 60-е годы и позволило здорово упростить и облегчить турбину, а на ней каждый сэкономленный грамм означает доли секунды приёмистости и десятки часов ресурса, ибо падает и момент инерции, и центробежные силы, десятками тонн разрывающие диск. Да, именно десятками тонн, поэтому диск толщиной как рельс.
Вал и лабиринтное кольцо во время резки и зачистки:
Распорная втулка, дающая рабочее место графитовым кольцам, и куски самих колец:
Ну не смог я, не смог разобрать уплотнение без заводской оснастки, не сломав кольца! Тем более они прекрасно склеиваются эпоксидкой.
Собранный вал ТВД с болтами:
В следующей серии соединим и скрепим валы, установим диск и займёмся ротором низкого давления. До встречи на болгарке! Не пропустить новую статью поможет наш коллективный транспортный Телеграм-канал:
А для ориентировки по Дзен-каналу есть общее оглавление: