В январе этого года, заинтересовавшись истоками такого специфического - не для слабонервных - киножанра на стыке ужастика и триллера, как "джалло", я задался целью составить как можно более ёмкое представление о фильмах 1960-х годов, что перечислены в предметной англовики-статье (в рувики этот вопрос освещён слабовато). В итоге за три недели мне удалось найти и глянуть практически все названные - аж 20 (преимущественно итальянских) фильмов, попутно сочиняя коротенькие заметки по поводу каждого. Публиковать их я не планировал, так как осознавал, что ценителей подобного среди читателей Дзена немного да и алгоритм может отнестись с подозрением. Углубляться в рассуждение об атрибутах спекулятивно-кровавого и зачастую пропитанного эротизмом субжанра и так чревато, а что говорить про иллюстративный материал, где, как правило, преобладает кричащая экспрессия и обнажёнка. С другой стороны, а чего добру пропадать? Пришлось, правда, пошерстить инет, чтобы выбрать самые безобидные афиши и обложки. И самое главное: наиболее ранний, подходящий по всем (пусть и спорным) параметрам фильм-джалло в итоге был найден. Как же не поделиться! Поэтому, приступим:
- Черно-белый фильм 1963 года "Девушка, которая слишком много знала", снятый итальянским режиссёром Марио Бава, частно называют самым первым джалло, но из основных признаков там только расследование убийства нечаяным свидетелем, и то три остальных совершены аж 10 лет назад были. А так довольно иронично и под вопросом - может всё привиделось из-за прочитанной книжки. Оценка: 3,5/5
- "Шесть женщин для убийцы" (1964) того же Марио Бава.: на этот раз цветной и довольно эстетски в плане изображения убийств, но слишком рано всё раскрывается. И маньяческой темы нет - всё ради бабла и любви плюс шантаж. Расследование ведёт полиция и до конца не доводит - слились сами. Оценка: 3,5/5
- Западногерманский черно-белый фильм "Лондонское чудовище" (1964) о вовсе ничего обшего с джалло не имеет. Ну кроме убийцы в плаще. Эстетизации нет. Развязка слишком уж в духе классического детектива а ля Агата Кристи, поэтому только 3/5
- Совсем другое дело итальянский ч/б триллер "Либидо" (1965): готично и в помине никаких маньяков, но перчатки есть) плюс все умерли. А сам сюжет - про наследника состояния, который в детстве стал свидетелем убийства, совершённого отцом, после чего попал в психушку. Музыка из заводного сверчка соответствует. Оценка: 4/5
- В противовес дурацкий ч/б триллер "Венецианский монстр" или "Бальзамировщик" (1965), про маньяка, который в костюме аквалангиста утаскивал понравившихся ему девушек под воду и затем бальзамировал в потайном логове, чтобы навеки сохранить красоту. 3/5
- В "Женщине озера" (1965) от жанра только общая мутность и готическая таинственность, ну и конечно то, что разобраться в происходящем пытается не служитель закона: писатель приезжает в родной городок и узнает, что девушка, которая ему нравилась, покончила с собой. Потом погибает молодая невеста сына хозяина отеля, а потом и он сам... Оценка: 3/5
- "Ночи насилия" (1965) - полнейшая чушь: 2,5 из 5. В начале убита проститутка из хорошей семьи и за дело берется полиция. Сестра убитой тоже пытается понять что к чему, в то время как незадачливый маньяк, надевая маски известных актёров, пристаёт на ночных улочках к девушкам. Оказался жертвой Хиросимы.
- Не в пример этому следующий экспонат: "Третий глаз" (1966), которому и 5 из 5 не жалко. Хоть и полноценный хоррор (ч/б), а не джалло. Про молодого графа (Франко Неро), который сходит с ума после того, как служанка прикончила его злую мать и подстроила автокатастрофу, в которой погибла невеста. Самое время и самому пуститься во все тяжкие...
- Название следующего по списку черно-белого якобы джалло перевести буквально на русский невозможно: "A come Assassinо" (1966), то бишь "У... значит Убийца". Семейка и дворецкий переубивали друг друга из-за ожидаемого через две недели наследства, а убийцей богатого дядюшки оказалась его сестра. Кроме этого тайны ни-ка-кой. Оценка: 3,5 из 5
- А вот цветное и почти что уже джалло "Лезвие, пронзающее плоть" (1966). Снято в духе британской студии "Хаммер", притом эротично: 1870 год, забытый родственник-уродец, живущий на втором этаже психбольницы, иногда выбирается и режет, не дожидаясь перитонита. Медсестра - красотка. Концовка подпортила впечатление: доктор оказался не при чём - выходи за него. Оценка: 4/5
- "Убийство по договору" (1966) - забавный триллер (но не джалло) абсурда с авангардной операторской работой. Актер похож на Коннери. Итого 4,5 из 5
- "Убийца с красным шарфом" (1966) - ещё один неведомо как затесавшийся в список представитель западногерманской кинематографии, но действие происходит в Вене. Слабенькое кино про 9-летнюю девочку, бегавшую по городу от "понятно кто" убийцы матери, пока полиция расследовала (инспектор в конце обещал удочерить). Ничегошеньки от джалло, так ещё и англотитры отвратительны. Оценка: 2/5
- Черно-белого "Убийцу без лица" (1967) в январе-феврале найти никак не получалось, а тут вдруг обнаружился на видео-хостинге veoh. Намёки на джалло присутствуют, но три убийства в замке совершаются из пистолета с глушителем, что для жанра как-то глупо. А так-то психиатрия, ложный след, как полагается. Оценка: 3/5.
- "Запыхавшись" (1967) от скандально знаменитого режиссёра "Калигулы" Тинто Брасса - эротический триллер с элементами психоделики и комикса. Трентиньян что-то расследует, влюбился в 17-летнюю красотку, а та его в конце концов и кокнула. Из пистолета. Не-джалло. Перегруженно, но стояще. Оценка: 4/5
- "Нежная плоть Деборы" (1967) - еще один эротический триллер. Повсеместно утверждают, будто джалло, но я углядел лишь отдельные элементы по периферии - кожаный плащ да нож в одинственном эпизоде. Инсценировкой всё оказалось. Плюс затянуто. Оценка: 3,5 из 5.
- "Смерть снесла яйцо" (1968), он же "Птицефабрика" в русском прокатном варианте. Сюрреалистический фантатриллер со звёздным составом в лице Трентиньяна, Лоллабриджиды и шведской красотки Евой Аулин (ранее видел её в "Запыхавшись"). На джалло лишь намёки, так как ножевые убийства оказались липовыми. Но фильм нечто: 4,5 из 5!!
- "Тихое место за городом" (1968) - эротико-психиатрический триллер без убийств (лишь в ретроспективе одно). Франко Неро в роли художника-авангардиста, постепенно едущего крышей, а Ванесса Редгрейв играет его любовницу, куратора и мнимую жертву. Крутой фильм! Для меня 5 из 5.
- И наконец-то первое в списке 1960-х полноценное джалло - "Голая... ты умрешь!" (1968). Тут и множество убийств в чёрных перчатках, убийца-психопат, хоть и из-за наследства, но неадекватен. А дело происходит в женском пансионе, воспитанницы весьма привлекательны. Плюс иронично. Правда, развязка слишком дубовая и неправдоподобно в целом при таком раскладе. Также составило труда найти сколько-нибудь нейтральную афишку - остальные все слишком откровенные под стать названию. Садовника видел ранее в "6 женщинах", а старика-орнитолога в "Убийстве по договору". Оценка: 4/5
- Найденый лишь накануне триллер "Убийство по призванию" (1968) откровенностью как раз не отличается. Изобретательностью тоже. Прямые намёки на джалло вовсю присутствуют, но пока многовато беготни по ложному следу и стрельба в конце преобладает. Действие зачем-то перенесли во Францию, благодаря чему звучит музыка в стиле йе-йе. Оценка: 3,5/5.
- Еще один просмотренный только вчера фильм "Попозже, Клэр, попозже" (1968) снят был на несколько лет раньше, о чём свидетельствует и черно-белая плёнка. Режиссёр Брунелло Ронди по его словам больше ставил своей задачей заклеймить упадок нравов в конце "прекрасной эпохи", поэтому искать джалло там бесполезно. Поэтому речь не о том вовсе. Атмосфера, костюмы - это да. А вот объяснений кто ж убил-то Клэр и её сына (как и причин смерти) не будет. Оценка: 3,5/5.
- "У смерти нет пола (1968). Хороший драматический триллер, но опять же не джалло. Полицейский детектив расследует убийства информаторов по наркоделу и попутно ревнует жену. Киллера (в плаще и перчатках) он вычисляет быстро, но тот влюбляется в его жену... Оценка: 4/5
- Пляжный психоделический триллер "Интерабанг" (1969) - наслаждение для глаз с намёками на джалло, но все убийства оказались обманкой. И вновь пришлось отделаться нейтральной обложкой. Оценка 4/5
И завершаю обзор оказавшимся 20-м по счёту фильмом из вики-списка "джалло" 1960х, что я умудрился посмотреть всего за три недели в январе-феврале этого года:
- "Довольно сложная девушка" (1969) с очаровательной Катериной Спаак в роли искусительницы. В первую очередь эротика, в последнюю триллер, а тем более джалло. Возможно встречался в репертуаре видеосалонов как "Очень особенная женщина". 4/5
P. S. Задним числом в данный список добавили эротическую драму "Желтый: Кузины" (1969), но от джалло разве что надзаголовок, так как итальнское слово "giallo" и переводится как жёлтый, беря начало от цвета страниц дешёвых криминальных романов. В интернете фильм пока что выложен без перевода или субтитров хотя бы на английский, но из беглого просмотра следует, что сестрёнку-бесстыдницу, поселившуюся с богемным мужем-скульптором в унаследованном от покойного дядюшки доме, в середине сюжета нашли неживой, а кто, как и зачем так с ней обошёлся, станет понятно ближе к концу.
(с) Albert Magnus специально для kin0guru