Найти тему
SpaceForYou

Российская многоразовая космонавтика. Как и Илона Маска или лучше?

К 2023 году мы вынуждены признать, что некогда мощная космическая держава постепенно утрачивает свои позиции в космосе, уступив первенство США, Китаю и даже Индии.

И в этом нет ничего удивительного. В каждой из этих стран действует программа поддержки частного космоса и в каждой из этих стран частные космические компании показывают рекордные, недоступные для государственного сектора результаты.

В России частный космос, связанный с оказанием пусковых услуг имеет околонулевую поддержку со стороны государства, поэтому его путь происходит не благодаря, а скорее вопреки.

Сравнить эффективность частного и государственного сектора можно на примере SpaceX и производителя российских двигателей.

Согласно данным российской википедии, кислород-метановый РД-0162 вошел в этап разработки, начиная с 2006 года. На 2023 год наша страна не провела ни единого запуска ракет, использующих метан-кислородные двигатели по банальной причине - их у нас нет.

SpaceX вела неспешные работы по метановой тематике с 2006 года и активные с 2012-го. В 2020 метановые двигатели Raptor производятся в количестве нескольких десятков единиц в год и используются для проведения пробных запусков прототипов Starship, один из которых должен состояться до конца ноября 2023 года.

Мы в ОК

Как и в США, наши соотечественники планируют использовать метановые двигатели для создания многоразовых космических комплексов, способных осуществлять до 50 запусков с использованием одного двигателя.

-2

В России данный комплекс прошел серию переименований, примерив сначала название Союз-7, затем Амур СПГ, затем Союз СПГ. Впрочем, есть основания полагать, что за этими наименованиями скрываются разные комплексы с разными двигателями.

На данный момент, Союз-СПГ планирует использовать 5 метановых двигателей РД-0169 с общей тягой до 100 тонн на первой ступени и 1 двигатель в высотной модификации.

Все хорошо, но полный цикл испытаний данного двигателя будет завершен не ранее 2026 года, что говорит о том, что ближайший пуск едва-ли состоится до конца этого десятилетия. Все хорошо, но к концу десятилетия главные космические конкуренты в лице США и Китая не только создадут, но и внедрят многоразовые ракетные системы с использованием топливной пары метан-кислород.

Все это позволит лидерам отрасли уже в этом десятилетии снизить цену пуска ~до $2к за кг полезной нагрузки, а следовательно запускать еще больше космических аппаратов по меньшей цене. Чем ответит РФ? Будем надеяться ускорением работ по проекту Союз-СПГ.