Найти в Дзене

Искоренение язычества после принятия христианства в формате государственной религии

Принятие Русью христианства в 988 году было событием ожидаемым и, в общем-то, логичным. Дело в том, что языческая религия, царствовавшая среди славян несколько столетий, себя откровенно изжила – не решала многие социальные вопросы, не давала возможности обществу развиваться в духовном отношении.

Кроме того, старое вероисповедание было противно многим заграничным торговым партнерам, в первую очередь, Византии, в результате чего начали резко падать княжеские доходы. Казалось бы, проблема невелика – окрестил население, приказал им резко стать христианами и дело с концом. Тем не менее, язычество еще долго «шевелилось», правителям Руси пришлось приложить немало усилий, чтобы искоренить это явление.


Но вот что интересно: основные антихристианские восстания на Руси, которые оказывались действительно кровавыми, начали вспыхивать уже после кончины Владимира в 1015 году, хотя отдельные волнения были и до этого. Одно из самых крупных выступлений – восстание волхвов в Суздале, которое произошло в 1024 г. Подавление волнений язычников, организованное Ярославом Мудрым, покрыто мраком. Конечно, жертвы были, но только среди:

- тех бунтовщиков, которые сами взялись за оружие;
- волхвов, провоцирующих волнения.

Остальных или отпустили с миром, или выгнали из города.
Другие языческие восстания проводились примерно по тому же сценарию.

Первый психологический прием, к которому стали прибегать князья – уничтожение языческих капищ при стечении народа (язычников, разумеется) и быстрое возведение на их месте православных храмов. Нужно сказать, что методика оказалась действенной – в те далекие времена люди были очень внушаемыми, и «коллективной памяти» надолго им не хватало. Уже через несколько лет народ особо не вспоминал про жертвенники и прочие языческие атрибуты, привыкнув к новым церквям и проповедям византийских священников (своих пока было мало)

-2


Результат впечатляет – в Новгороде и Киеве народ стал спокойно относиться к христианству уже к 1010 году, хотя не обходилось и без волнений, разжигаемых волхвами.

Нельзя сказать, что вчерашние жрецы были истинно верующими язычниками. Но ими двигало осознание потери власти над людьми. Они начали привлекать народ на свою сторону психологией, а не силой:

- объявляли самих себя старыми богами;
- говорили, что богатые люди прячут от простолюдинов еду, призывая грабить их и уничтожать;
- рассказывали, что князья не люди вовсе, а злые духи, и христианство – их вера.

Правители отреагировали моментально. Они понимали, что расправами над простыми людьми, верившими волхвам, добиться ничего не получится, поэтому начали бить в корень проблемы, разоблачая жрецов-шарлатанов.

Показательно закончилось новгородское языческое выступление 1071 года, которое, кстати, стало последним из крупных антихристианских восстаний. Новгородский князь Глеб Святославич выслушал пророчества волхва, возводящего в народ смуту, согласно которым жрец этот уже вечером будет творить чудеса великие, да и ударил его по голове топором.

Жестоко? В каком-то смысле да, но этим действием он фактически разоблачил лжеца. Народ почти моментально успокоился, восстание закончилось.

Примерно по этому образцу и проходила активная фаза ликвидации язычества до конца XI века. Потом распространение христианства по отдаленным уголкам Руси пошло уже естественным путем, то есть без восстаний и расправ. Это к стати одна из проблем современных неоязычников, которые очень хотят выдумать некую грандиозную войну в которой язычники стояли на смерть и до последнего бились. Но эпичных сражений Вархаммера практически не происходило.