Когда-то проходил американский тест на политические взгляды, вот ссылка: https://www.politicalcompass.org/ (можно выбрать русский язык). Тест рандомный, то есть вам может попасться совершенно случайный список вопросов, поэтому для полной достоверности лучше пройти его пару раз. На иллюстрацию выложил свой результат. В общем, как я и предполагал, Правый Либерализм. Делитесь в комментариях и своими результатами.
Христианство и Экуменизм
170
подписчиков
"Христианство и Экуменизм" — это интернет-проект посвященный экуменизму как идее всехристианского единства. Также мы представлены и на других платформах (ссылки в комментариях). На канале данной платформы Яндекс Дзен выкладываются авторские статьи основателя проекта и видео на богословскую тематику.
Два праздника света. Ханука и Рождество: неожиданные параллели. Ханука — Маккавеи Вопреки всем ожиданиям, эта небольшая группа еврейских партизан победила сирийско-греческую армию царя могущественной державы Империи Селевкидов Антиоха IV, что и современники и потомки расценивали не иначе как чудо. Это позволило выжить иудаизму и в итоге явить Миру Мессию. Рождество — Мессия Иисус сверхъестественным образом спасся от смерти, вынесенной Ему Иродом и всем мальчикам его возраста, когда в Земле Израильской стала распространяться весть о рождении Мессии. Ханука — Эпифан Антиох сам себе присвоил титул Эпифан («явленный Бог») —утверждая, по сути, что он бог во плоти. Но за глаза люди называли его Эпиманом, что означает «сумасшедший». Рождество — Эммануил Иисус же действительно был Богом во плоти: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил» (Исаия 7:14). Как и у Антиоха, у Него было два имени: Иешуа («ЯХВЕ спасение») и Эммануил («с нами Бог»). Но в отличие от Антиоха, ни одно из этих имён не было самопровозглашённым. И как два имени царя Соломона (2 Царств 12:24–25), одно было Его именем в повседневном употреблении, другое (никогда не употреблявшееся иным образом) отражало то, кем Он являлся. Ханука — очищение храма Антиох осквернил Иерусалимский Храм, принеся в жертву на алтаре свинью. После изгнания его войск из Иерусалима Маккавеям пришлось очищать Храм, чтобы его можно было снова использовать для поклонения Богу. По записанному в Талмуде преданию, хотя Храм был очищен и заново освящён для служения, у священников не было запаса церемониально чистого масла для храмовой меноры (которая должна была гореть непрерывно). Того небольшого количества, что удалось найти, могло хватить не больше, чем на один день. А чтобы сделать новое, требовалось целых восемь дней. Но Бог совершил чудо, сверхъестественным образом поддерживая горение масла в течение недели, пока не приготовили новое. Но подлинной основой этого праздника является вовсе не чудо меноры, а чудо победы Маккавеев над во много раз превосходящим противником, выживание еврейской веры и возможность снова беспрепятственно поклоняться Богу Израиля. Рождество — завершение строительства храма Иисус пришёл в мир, чтобы очистить наши сердца и сделать нас самих храмом, в котором поклоняются Богу: «Мы – храм Бога живого; как сказал Бог: «Я вселюсь в них и буду ходить в них, и буду их Богом, и они будут Моим народом»» (2 Кор 6:16). Его жертва очищает то, что было осквернено: «То кольми паче кровь Мессии, который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел для служения Богу живому и истинному!» (Евреям 9:14). Однако, подобно тому как в древнем Храме для горения священной меноры нужно было специальное масло, нам, даже когда мы уже очищены жертвой Иисуса, нужна духовная сила, чтобы жить жизнью, угодной Богу. Он дает её нам сверхъестественным образом, через Свой Дух: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Коринфянам 3:16). Празднуя Рождество, мы вспоминаем начало пути Иисуса к Его победе над грехом и тьмой. Ханука — Свет Меноры В Хануку в домах зажигают специальную ханукальную менору (также называемую ханукией), светильник из девяти свечей. Восемь из них символизируют число дней чудесного горения храмовой меноры, а девятая — это шамаш или «свеча-служка», которую зажигают самой первой, и только от неё или ею зажигают все остальные свечи в ханукии. Рождество — Свет Мессии Иисус пришёл в этот мир, чтобы послужить людям; Он утверждал, что является «светом миру», и даёт Свой свет всем, кто жаждет его получить: «Ибо Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Марка 10:45). «Я свет миру. Кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Иоанна 8:12)
Важность событий Хануки для истории Христианства. Изначально ранние христиане времен апостолов праздновали Хануку. В дальнейшем произошëл отход от традиционных иудейских праздников и ослабление влияния иудеохристианства, Ханука была забыта среди христианского народа на долгие две тысячи лет. Этот праздник стал ассоциироваться исключительно лишь с торжеством иудаизма, неким «еврейским Рождеством». Но Ханука нам вовсе не чуждый праздник, а очень даже родной, ведь он освещает памятные события, ставшие ключевыми для грядущего прихода Мессии и образования Его Церкви. Ханука – это некий символ переходного пути между Ветхим и Новым Заветом, предвестие великих свершений, которые бы не случились без Божественной помощи и героизма иудеев под предводительством братьев Маккавеев. В христианство этот праздник вернули уже мессианские иудеи, которые решили совместить свою веру в Господа Иешуа Машиаха с культурными и религиозными традициями своего народа. Они продолжили праздновать Хануку, причем делая это практически параллельно с Рождеством, рядом с праздничной ëлочкой у мессианских иудеев можно встретить и ханукальную менору. Обоснования этому у них железные, ведь Сам Господь Иисус праздновал Хануку. Так в 10-й главе Евангелия от Иоанна говорится, что Иисус находился в храме, идя по колоннаде Соломона, когда «праздник посвящения был в Иерусалиме». Это была Ханука, и Иисус проделал весь путь от Галилеи до Иерусалима, чтобы отпраздновать ее. Так что Хануку христиане имеют право праздновать (если нет каких-либо конфессиональных ограничений, которые они хотели бы обязательно соблюсти). Делать это можно по своему личному усмотрению. Если хотят верующие, вдруг образовался у них интерес, то пусть празднуют, не хотят, пусть не празднуют. То есть это не обязательный и не запрещëнный к исполнению торжественный день. Празднующие Хануку христиане просто сделают акцент на благодарении Бога за тот самый момент, когда была заготовлена почва для пришествия Мессии. Ведь если бы не великая победа Маккавеев, то у нас бы, скорее всего, просто и не было бы никакого христианства вообще. Нужно вспомнить исторический контекст. На момент начала восстания Иудея находилась в ужасающем положении. Иудаизм был вымирающей религией. И, скорее всего, он мог бы быть стерт с лица земли. И все истории и память о том, что придет Мессия, были бы забыты навсегда. Но Бог вмешивается в предрешëнные исторические события и благословляет на победу иудеев, которые в отчаянной и долгой борьбе не просто сохраняют свою религию, но еще и устанавливают сильнейшую региональную державу, восстановившуюся в границах некогда единого Израильского Царства, то есть совершили то, что было не под силу даже величайшим из потомков Соломона. Это в итоге привело к тому, что иудаизм расцвëл по всему эллинистическому миру. Единобожие как некая концепция прочно укореняется. Победа Маккавеев позволила Христу начать свою проповедь, а апостолам проводить работу по распространению благой вести уже в тот момент, когда по всему Средиземноморью были размножены анклавы эллинизированных иудеев и иудейских прозелитов, из которых впоследствии и будет основан первоначальный костяк Ранней Христианской Церкви.
Что празднуется на Хануку? Ханука — это еврейский праздник свечей, которые зажигают в честь чуда, происшедшего при освящении Храма после победы войска Иуды Маккавея над войсками царя Антиоха в 164 году до Рождества Христова. Этот праздник начинается 25-го числа еврейского месяца кислева и длится восемь дней. На наш 2025й год выпадает на дату 14 декабря. В 332 году до Р.Х. Иудея добровольно перешла под власть Александра Македонского, который придерживался политики невмешательства в религиозную жизнь евреев. После смерти Александра в 323 году до Р.Х. и множества войн, которые вели между собой его наследники, к власти над Иудеей пришла египетская династия Птолемеев, и последующее столетие прошло в состоянии относительной стабильности. В 198 году до Р.Х. Птолемеи были разгромлены Селевкидами, в руки которых попала и Иудея. Поначалу общая ситуация казалась неизменной и даже отчасти улучшилась. Евреи получили письменные гарантии, подтверждающие их право жить «по законам своих отцов», и налоговое бремя было несколько уменьшено. Но затем Селевкиды начали предпринимать попытки насильственно эллинизировать евреев. Греческая религия и культура постепенно стали проникать в еврейскую среду. В 175 году до Р.Х. к власти пришел Антиох Епифан, при нем эллинизация негреческого населения приобрела особо жесткие формы. Тора стала запретной книгой, соблюдение еврейских законов — серьезным преступлением, повсюду были установлены статуи греческих богов и богинь. Антиох дал свое имя Иерусалиму, храмовые сокровища были конфискованы, а сам Храм разграблен. В ответ на это в Иудее началось восстание под предводительством семьи Маккавеев. По сравнению с войском Антиоха, повстанческая армия была малочисленна, плохо вооружена и подготовлена. Возглавлявший армию Иуда Маккавей, понимая это, избегал открытых сражений, не давая противнику возможности воспользоваться численным преимуществом. Нападая на отдельные отряды греков, повстанческая армия одерживала одну победу за другой. За три года она вытеснила завоевателей с территории страны и освободила Иерусалим, доказав, тем самым, что высокая цель и сила духа порой имеют решающее значение. Предание гласит, что поднявшись на Храмовую гору, евреи нашли в Храме масло для лампад, достаточное для поддержания огня лишь в течение одного дня. Однако, чудесным образом огонь в золотой меноре горел целых восемь дней, в течение которых приготовили новые запасы масла. Так был заново освящен Храм. В память об этом событии в праздник каждый вечер зажигают свечи: одну — в первый день праздника, две — во второй, три — в третий и так далее, до восьми, используя для этого, как правило, специальный подсвечник — ханукию. Еврейская мудрость гласит: «Немного света достаточно для того, чтобы рассеять большую тьму».
Про наполнение христианским контентом Мировой Сети Одной из целей своего служения на поприще данного проекта, помимо практического продвижения экуменизма, является ещë и создание архива полезной и просветительской информации для бескрайней библиотеки мирового интернета. Кто знает, может быть, все эти пласты из квадриллионов терабайтов памяти произведений человечества в дата-центрах впоследствии будут использованы археологами для изучения людей прошлого? Я не знаю, но знаю конкретно то, что в мировом интернете мои мысли и полезные измышления других людей должны быть отпечатаны в виртуальном граните. И отныне люди с любого конца земли могут совершенно случайно наткнуться на частичку этого гранита, например, вбивая в поисковик одно единственное случайное словосочетание. Именно по этой причине я ещë и веду деятельность сразу на многих платформах, чтобы все труды наверняка сохранились. Поэтому мой вам совет: если вы христианский блогер и создаëте хороший материал, то лучше всего распространять его дополнительно, хотя бы даже в архивном варианте, и на иные непривычные вам платформы, даже если у вас там совершенно нет или не будет какой-либо аудитории. В некотором роде, работая в интернете, вы вкладываете частичку своей души в этот глобальный информационный мир. Постарайтесь эту «душу» сохранить и преумножить.
Теория малых дел В нашем мире много зла. Порой после просмотра новостей прям пропитываешься огромной массой негативной информации, и так и хочется убежать в эскапизм. Но я думаю, что хоть отдых нам и важен, всë же стоит помнить и о борьбе за справедливость, за права человека, за благополучие всего человечества. Конечно, когда идëт речь о жестоких гонениях на христиан, педофилии, завëрнутой в браки с детьми, стигматизации уязвимых слоëв общества, торговли людьми, притеснении прав женщин в некоторых отсталых странах мира и т. д., то мы ощущаем свою беспомощность и неспособность как-то повлиять на ситуацию. Но мы живëм в эпоху технологического глобализма и сейчас можем не молчать, а освещать эти проблемы и настраивать общество на активное противостояние с проявлениями зла и несправедливости в мире, влиять на другие общества извне. Не саморазрушительно проглатывать зло из новостей, а что-то совершать для предотвращения этого зла, может быть, даже банальным комментированием новостей. Да, иногда это кажется бесполезным, но оно лишь так нам кажется, ведь теория малых дел работает. Я думаю, что Бог даëт нам ношу по нашим силам, и даже маленькое дело в хорошую сторону меняет этот мир к лучшему. Так как сделаешь ты, сделает другой, и каждый внесëт свою лепту по своим силам и возможностям.
Неожиданная экуменическая встреча в лютеранской кирхе. В субботу 13 декабря мы с супругой отправились в лютеранскую церковь г. Берëзовский (небольшой город-спутник Екатеринбурга). Вот паблик этого прихода в ВК: (https://vk.ru/luther.ber2012). Встретили нас лютеране с большим дружелюбием, угощали чаем и конфетами. В общем, мы получили новые знакомства и приятные впечатления от духовной близости верующих. Основного богослужения не было, субботний день посвящался теме изучения Библии и неформальному общению. У лютеран в этот день была запланирована встреча с известным православным иконописцем Алексеем Елиным, искусствоведом, а также преподавателем кафедры богословия и библеистики в ЕДС (Екатеринбургская Духовная Семинария). Вот так Бог свëл вместе лютеран, пятидесятников и православного, всë в нашу экуменическую тематику. Алексея пригласили не просто так, а с целой лекцией, посвящëнной христианскому искусству иконописи и историей становления иконы. Собственно, вся библейская встреча была посвящена этой лекции и неформальному дружескому общению в конце. Софию я представил ещë как коллегу Алексея по иконописному творчеству, но с оговоркой о том, что моя жена не пишет, а вышивает иконы из бисера. Она ещë и на пианино лютеран сыграла католический гимн «Свет невечерний». Потом наступила пора прощаться с лютеранами. Добирались мы до Берëзовска на автобусе, а Алексей нам предложил уехать обратно до Екатеринбурга как белые люди, то есть на такси. Я подумал, что как раз очень выгодно, мы же поделим немалый счëт за такое расстояние пополам. Но по итогу оказалось, что он ещë и сам за всë уже заплатил, за что ему ещë раз наша огромная благодарность. По пути до самого расставания мы с ним ещë разговорились и о нашей личной истории, также о моëм проекте, оказалось, у нас имеются и общие православные знакомые. Да уж, христианский мир в действительности тесен и родственен, даже с учëтом нашего конфессионального разнообразия. Вот такие вот приятные воспоминания у нас остались от посещения лютеран Берëзовска.
Изменение руководства и размера церкви как меняется стратегия по мере роста
@Тимоти Келлер (американский пресвитерианский богослов, пастор и христианский апологет. Основатель и пастор общины Пресвитерианской Церкви в Нью-Йорке и автор популярных книг по теологии.) Функциональный стиль церкви, ее сильные и слабые стороны, а также роли ее лидеров из числа прихожан и штатных сотрудников будут кардинально меняться по мере изменения ее размера. Одной из наиболее распространенных причин ошибок в пасторском руководстве является игнорирование значения размера церкви. Размер оказывает огромное влияние на то, как функционирует церковь...
Опасна ли доступность Библии для всех людей? Некоторые представители исторических конфессий из лагеря традиционалистов критикуют Реформацию за то, что она привела к значительному умножению христианских деноминаций и появлению множества библейских толкований. Раньше-то оно было проще, любое толкование, которое отдалялось от генеральной линии церкви, можно было просто буквально «выжечь», а сейчас наступила эра вседозволенности и нельзя заткнуть надоедливого «еретика» за его слова. Англиканский богослов Алистер Макграт в своей книге «Опасная идея христианства» отмечает: «Идея, лежавшая в сердце Реформации XVI в., заключалась в том, что Библия может быть понятна всем христианам и все они имеют право толковать ее и настаивать на серьезном отношении к своим взглядам…» «Протестантизм защищал право человека самостоятельно толковать Библию вместо того, чтобы покоряться исключительным «официальным» толкованиям». «Кто обладает властью определять, во что следует верить? Институты или люди? Кто обладает исключительным правом толковать для всех основополагающий документ — Библию?» Почва для этой либеральной революции в отношении Библии была подготовлена Ренессансом. Эпоха Возрождения пробудила интерес к первоисточникам и древним языкам. Стремление вернуться «к истокам» (ad fontes) породило критический взгляд на существующие церковные традиции и библейские переводы. Ученые начали сверять современные им тексты с древнееврейскими и греческими оригиналами, что усилило требование к точности и соответствию первоисточнику. Все это способствовало созданию новых библейских переводов, в том числе и на современные языки. В некотором роде Реформация была исторически предопределена и неизбежна. Невозможно было развитие Христианской Цивилизации в тисках инквизиции, рано или поздно наступил бы момент, когда свершился бы интеллектуальный прорыв, породивший богословское многообразие. Мартин Лютер мог бы и не родиться, но на его месте оказался бы кто угодно другой в любом случае. Библия сама по себе не опасна, для многих она спасительна, но она точно опасна для тех, кто хочет контролировать истину, для тех, кто претендует на монополию в отношении окончательной правды, принуждая остальных верить так же, как и он сам, нет, люди должны иметь право самостоятельно выбирать, искать Бога без принуждения со стороны. Конечно, доступность Библии — это и определенный риск, потому что она попадает в руки несовершенного человека, в чем-то заблуждающегося… Ему нужно будет самостоятельно искать и познавать, используя в том числе и помощь различных богословов-толкователей. Да, это приводит к разномыслию. Но в тоже время именно свобода рождает и личную, осознанную веру, за которую человек несет ответственность перед Богом, а не перед человеческими институтами. Библия — это полноценный письменный источник, который можно изучать самостоятельно. Процесс исследования является сложным, поэтому возникает немало ложных интерпретаций и ересей, но это еще не значит, что текст нельзя изучать и прийти к правильному мнению, например в том моменте, в котором ранее могли заблуждаться и самые великие отцы Церкви. Нет, наше истинное богатство в многообразии. Именно разномыслие в значительной мере развивало богословие и открывало неизведанные пути развития христианской мысли, не позволяло закостенеть Библейскому тексту, обращëнному к человеку разных эпох. Никому не нужно принуждение, верующим необходимо взаимоуважение к разнице во мнениях, мирному диалогу и обсуждению этого самого мнения, вероятным диспутам, в которых рождается истина, как сказано апостолом Павлом. Пора прекратить практику бесконечной вражды между христианами за вариации толкований. Даже самые первые протестантские реформаторы, создав прецедент частичной свободы трактования Библии, сперва переругались друг с другом, не свыкшись с необходимостью считаться с началом богословского многообразия. Некогда будучи гонимыми, они порой сами превращались в гонителей...
Высказывание Тертуллиана об абсурде веры. «Верую, ибо абсурдно» — один из самых известных (и часто неправильно понимаемых) философско-религиозных тезисов. Его авторство приписывают латинскому богослову Тертуллиану (ок. 160 – ок. 220 от Р.Х.), хотя точная цитата звучит несколько иначе: «Et mortuus est Dei Filius; prorsus credibile est, quia ineptum est. Et sepultus resurrexit; certum est, quia impossibile» — «И Сын Божий умер; это вполне достоверно, ибо нелепо. И, погребенный, воскрес; это несомненно, ибо невозможно». Тертуллиан не утверждал, что христиане верят во что-то просто потому, что это глупо. Его мысль гораздо глубже и заключается в радикальном противопоставлении веры и человеческого разума. Для Тертуллиана "абсурдность" христианских догматов (Бог, ставший человеком; распятие Творца; воскресение из мёртвых) с точки зрения греческой философии и обычной логики была не недостатком, а преимуществом. Почему? А потому, что это доказывало: такое учение не могло быть придумано людьми. Человеческий разум никогда бы не изобрёл историю о Всемогущем Боге, Который добровольно принимает позорную и мучительную смерть. Следовательно, его источник — Божественное Откровение. Если что-то невозможно для человеческого разума, но провозглашается как истина — значит, это истина, пришедшая свыше. Тертуллиан был ярым противником попыток синтезировать христианство с греческой философией (например, гностицизм). Его знаменитое высказывание: «Что общего у Афин с Иерусалимом? У Академии с Церковью?... Наше учение с портика Соломона, а там проповедуют — искать просто... Иисуса Христа, и притом распятого?» Он считал, что попытки сделать веру "логичной" и "разумной" для язычников искажают её суть. Вера начинается там, где заканчивается разум. Абсурд — это не просто "бессмыслица", но анти-логика. Речь шла о том, что ключевые события христианства противоречили фундаментальным принципам античного мировоззрения, ибо для некоторых греков Бог — это абсолютно трансцендентное, неизменное, бесстрастное существо. Идея того, что Бог мог родиться, страдать и умереть, была не просто нелогичной, а кощунственной. Для христиан же именно в этом — вся суть Божьей любви и спасения. Тертуллиан доводит этот конфликт до предела, подчёркивая: чтобы принять это, нужен прыжок веры (отказ от диктата собственного разума). В современной речи фраза «верую, ибо абсурдно» часто используется для описания слепой, нерациональной веры, которая гордится своим противоречием фактам. В этом смысле её используют как критику религиозного фундаментализма. Но это вульгаризация идеи Тертуллиана. Для него вера была не слепой, а основанной на авторитете Божественного Откровения, которое по своей природе превосходит ограниченный человеческий интеллект. Позже другие богословы предложили иной подход к соотношению веры и разума: Блаженный Августин: «Credo ut intelligam» — «Верую, чтобы понимать». Сначала принимаешь истины веры, а затем разум, освещённый этой верой, пытается их постичь и углубиться в них. Ансельм Кентерберийский развил это в концепцию «веры, ищущей понимания» (fides quaerens intellectum). Разум не противостоит вере, а служит ей, помогая осмыслить её содержание. «Верую, ибо абсурдно» — это не призыв к глупости, а мощное богословское утверждение, утверждающее превосходство Божественного над человеческим. Истина Откровения не обязана соответствовать критериям человеческой логики. Таким образом, тезис Тертуллиана — это философский и религиозный вызов, утверждающий, что высшие истины могут быть познаны не через рациональный анализ, а только через доверие и принятие того, что превосходит саму возможность рационального постижения.
Невозможность экуменизма из-за бороды
Знаете, некоторые христиане, говоря о невозможности экуменизма, указывают на якобы «серьëзные» разногласия между представителями христианских конфессий, которые якобы могут быть непреодолимыми. Об этом ещë завуалированно и с иронией писал английский писатель «Гулливера в стране лилипутов» Джонатан Свифт. Помните тот момент, когда империи лилипутов развязали войну из-за спора о том, откуда начинать разбивать яйцо? Так вот, забавно то, что ещë в 16 веке для «непреодолимости» разногласий в католическо-православном диалоге хватало...
Влияние богословия на смену предпочтений в безбородых и бородатых образах Иисуса Христа Первым христианским автором, написавшим замечание относительно бороды, был Климент Александрийский (150-215 гг.). В книге «Педагог» в третьей главе он интересно описывает роль бороды в жизни мужчины: «Бог захотел, чтобы женщина имела кожу гладкую и чтобы только голова ее украшена была самородным и роскошным нарядом волос… Мужчину же, как и львов, Творец бородой украсил и ему вид мужественный сообщил в груди волосатой, служащей знаком силы и господства… Характерной принадлежность мужчины, борода, обнаруживающая в нем мужа, древнее Евы, и является символом природы сравнительно более сильной». И далее он утверждал, что, поскольку волосатость мужчины – это знак Божьего порядка, поэтому «нечестиво осквернять символ мужественности – волосатость». Кроме этого, в тексте сильно подчеркивается роль доминирования мужчины только из-за наличия бороды. Другой отец Церкви – Тертуллиан также выступал в защиту бороды как знака иерархии полов, заложенной Богом. В трактате «О женской одежде», в котором он прежде всего пишет о женщинах, он также вскользь упоминает мужчин, которые подстригают бороду и подбривают вокруг рта, сравнивая мужское бритье с легкомысленностью: «…правда, что в мужчинах, ради женщин, по недостатку природы заложено желание нравиться; и если этот пол признает за собой обманчивые уловки формы, свойственные только ему – например, слишком сильно подстригать бороду, выщипывать ее то тут, то там, брить вокруг рта… все это отвергается как легкомысленное, как враждебное скромности». То есть как у Климента, так и у Тертуллиана мы видим учение о том, что скромность якобы предполагает принятие любого тела таким, каким его создал Бог без изменений. Для мужчины сбривать волосы на лице, данные ему Богом, было признаком самообольщения и беспорядочных желаний, а также оскорбления Божьей иерархии в обществе, поскольку борода символизировала власть мужчины, данную ему Богом. Блаженный Августин, в толковании на 133 псалом писал: «Борода обозначает мужественность; борода отличает взрослых, серьезных, деятельных, энергичных. Поэтому, описывая такого человека, мы говорим: он бородат». Он описывает совершеннейшие черты, присущие мужчине. Исходя из того, что борода является знаком Божьего порядка и духовной власти мужчины, то совершенный человек после воскресения обязательно будет бородатым. Согласно ему, борода – украшение истинно мужской души, знак красоты, а не практической необходимости. Как таковая она указывала на грядущую жизнь, когда в воскресении будет реализовано все великолепие мужественности. Интересно, что эти богословские размышления также послужили обоснованием для «бородатого Иисуса Христа». Сегодня мы представляем Иисуса Христа как мужчину с длинными волосами и бородой, однако до IV-V вв. изображение Иисуса Христа было типичным в виде безбородого греко-римского юноши. Как, например, на фрагменте мозаики из Равенны (около 550 г.). Что мы видим? Чисто выбритое лицо, которое символизировало вечную молодость, обусловленную Его божественностью. Это связано с тем, что фиксация образа Христа произошла лишь в конце IV-V вв. Если во времена Юстиниана нередко встречались «безбородые» изображения Христа, особенно когда подчеркивалась его божественность, то единодушное воззрение отцов Церкви в отношении мужской бороды как знака совершеннейшей мужественности поспособствовала переходу к «бородатому» изображению Христа, которое к 400-м годам становилось все более распространённым, а к 600-м годам и вовсе стало повсеместным. Постепенно такие воззрения включались в различного рода теологические диспуты и постепенно официально оформлялись в виде конституций и других регламентирующих документов. Например, Апостольская конституция IV века поддерживает общий запрет на бритье, апеллируя к ветхозаветной книге Левит, однако рассматривая его как действие против естественного порядка, установленного Богом. На четвертом Карфагенском соборе (397 г.) был установлен 44 канон, по которому священник не должен был ухаживать за волосами и брить бороду.