Найти в Дзене
Не медлит Бог Несколько раз в новозаветном тексте поднимается вопрос о том, что Бог может замедлить с ответом на молитву. Прежде всего об этом говорил Иисус: «Бог ли не защитит избранных Своих, хотя и медлит защищать их?» (Лук. 18:7-8). О том же говорит и апостол Петр, прямо утверждая о некоем промедлении со стороны Бога (2 Петра 3:9). Отсюда у некоторых людей возникает весьма устойчивое восприятие Господа, Который не очень-то торопится помогать. А библейские авторы, со своей стороны, вынуждены неким образом объясняться, реагируя на людское недовольство. Однако при более внимательном рассмотрении переводов становится очевидной несколько иная картина. Дело в том, что слова «медлить, промедление» у Иисуса и у Петра неодинаковы. И если Петр использует слово «брадуно» – «медлить, мешкать», то у Иисуса в русском переводе, хотя и звучит слово «медлить», на самом деле в оригинале стоит «макрофюмео» – «долготерпение». Кстати, Петр его у себя тоже использует, и оно переведено именно как «долготерпение». Таким образом получается, что никакого промедления в действиях Бога нет. Иисус, якобы утверждая, что Бог медлит защищать, в реальности просто описывает картину, которая сложилась в головах не вполне понимающих людей. А Петр напрямую говорит, что это только некоторым кажется, что Бог медлит. На самом же деле оба они учат одному и тому же: кажущееся промедление – лишь Божье долготерпение. Господь тщательно выверяет тот момент и те обстоятельства, которые будут наиболее благоприятны для оказания нам максимально эффективной помощи. Вот только нам, к сожалению, зачастую трудно оценить Его старания.
4 часа назад
Филео и Агапао: ошибочная трактовка При чтении Нового Завета всегда бывает интересно рассматривать то или иное слово на языке греческого оригинала и находить разные оттенки значения греческих слов. Но на этом пути бывают и крайности, когда прямое и ясное значение написанного подменяется ненужной филологической эквилибристикой. К тому же есть опасность совершить современную реконструкцию мыслей апостолов и навязать им то, что они вовсе не имели в виду. Так произошло с ἀγαπάω и φιλέω в Евангелии от Иоанна (21:15-17), где звучит знаменитое «любишь ли ты меня, Пëтр?». Так как ἀγαπάω во многих древнегреческих источниках означает любовь жертвенную, а φιλέω — дружественную, эту парадигму наложили и на данный отрывок. Чередование двух глаголов стали толковать как запрос Христа на духовную любовь и неспособность Петра ответить на нее, так как Петр может любить только по-дружески (φιλέω). Но библеисты и филологи уже давно показали, что в Писании эти два глагола используются синонимично-хаотично. Это можно проверить и самому с помощью поисковика в греческом тексте Библии. К тому же в отношении диалогов Христа с апостолами важно не забывать, что говорили они на арамейском языке (возможно, с элементами библейского иврита). А арамейский язык, скорее всего, не предполагает таких нюансов, никаких аналогов «филео» и «агапао» там просто не было.
10 часов назад
Двойственность демонстрации добрых поступков В Нагорной проповеди есть два высказывания Христа, на первый взгляд противоречащие друг другу. Одно предписывает проявлять свой свет, то есть добродетель, «перед людьми» (Мф. 5:16). Другое, напротив, призывает совершать все «в тайне» (Мф. 6:1-4). Нужно ли, чтобы наши добрые дела видели люди, или их необходимо делать скрытно? Кажется, Бог Сам Себе противоречит. Если в первом явный призыв к добродетельным поступкам, которые нужно совершать во свидетельство, то есть прилюдно. То второй отрывок призывает действовать «в тайне», то есть не напоказ. В первом отрывке Иисус призывает проявлять свет Божественной святости, которую мы обрели благодаря спасению во Христе. Эти слова находятся в созвучии со словами Петра, который призывает нас к добродетельной жизни между язычниками. Поскольку именно такая жизнь является наилучшим свидетельством об Истине (Первое Послание Петра 2:12). Теперь рассмотрим второй отрывок. В нем Господь призывает не следовать примеру фарисеев, которые выставляют своё наигранное благочестие напоказ для получения похвалы. Однако, в этих словах не звучит запрет на показательные действия вообще. Господь предупреждает лишь о показных деяниях с целью получить общественное поощрение и пренебрежении скромностью. Призыв действовать «в тайне» подразумевает не скрытое от чужих глаз действие, поскольку это не всегда возможно и некоторые нужные поступки могут совершатся лишь прилюдно. Но имеется в виду отказ от гордыни за свои добрые дела, поэтому и призыв действовать в тайне, а не напоказ выставлять во всю свою ту или иную благотворительную деятельность.
16 часов назад
Моисеево седалище “Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак, всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают” (Мф. 23:1-3). “Седалище” (греч. “καθέδρα” – “стул, скамья, сиденье”) являлось не метафорой, а особым сиденьем в любой синагоге и выделялось среди других посадочных мест своим декором. К Моисею оно относилось опосредовано, просто подчёркивая высокий учительский статус сидящего на нем – авторитетного, признанного и образованного проповедника. Достойного восседать на “Моисеевом седалище” назначал синагогальный староста, называемый “архонтом” или “начальником” (Мрк. 5:22; Лук. 13:14; Деян. 13:15; 18:8, 17). Старосты ведали всеми хозяйственно-организационными вопросами и находились на своих постах в течение всей жизни. Таким образом, Иисус привёл в пример общеизвестную вещь, функция которой была хорошо известна Его слушателям. И на ее примере пояснил, что не всякий, занимающий столь значимое место, действительно достоин его. На иллюстрации представлено “седалище” из синагоги Хоразина.
1 неделю назад
Шестая заповедь: «не убивай» Некоторые люди задаются вопросом, почему Бог дал шестую заповедь «не убий», но в итоге евреи продолжали убивать на войне и казнить преступников? Это двойственность Библии, или нам просто достался несовершенный перевод? Двойственности тут уж точно нет, в законе всë чëтко прописано. Запрет на убийство соседствует с 20 законами, за которые наказание — смертная казнь. Кроме того, можно вспомнить о войнах, которые вёл Израиль по благословению Яхве. Значит, может, стоит разобраться в языке? В иврите глагол «убить» имеет два перевода: «лаhарог» и «лирцоах» (есть и другие, но менее распространённые). Так вот, первый означает — убийство, лицензированное государством, а второй — криминальное убийство по злому умыслу. Что удивительно, в русском нет отдельных глаголов для подобной нюансировки, а вот в английском — есть: «kill» — просто убивать, тогда как «murder» — преступно убивать. Поэтому заповедь «не убей» — это запрет проливать невинную кровь — «Не убей преступно». Вообще, «убийство — рецах» определяется как незаконное лишение жизни или убийство без законного основания, или заранее продуманное и преднамеренное убийство другого человека. Оно отличается от других видов отнятия жизни, которые предположительно являются законными или приемлемыми, таких как казнь в случае совершения преступления (высшая мера наказания), убийство во время войны или в целях самозащиты. Цель шестой заповеди заключалась в том, чтобы запретить любой вид незаконного отнятия жизни, который противоречил воле и лучшим интересам общества. Шестая заповедь не запрещает всякое убийство, а утверждает, что эта заповедь лишь запрещает незаконное, неоправданное отнятие жизни. Такое прочтение объясняет разницу между убийством на войне, убийством в порядке самозащиты и убийством ради корыстных целей или без повода вообще. Всевышний, Который, понятное дело, хорошо знал иврит, намеренно использовал выражение «лë тирцах» — не убий со злым умыслом, а не — просто не убивай. Слово, которое используется здесь «тирца», от глагола «раца» никогда не используется, когда речь идёт о смертных приговорах или о смерти на войне. Для этого в Ветхом Завете есть два других слова: הָרַג «гараг» и מות «мот», которые встречаются в Писании намного чаще. Последнее обозначает не только противозаконное убийство из ненависти, за которое однозначно полагалась смерть, но также и убийство без умысла. В последнем случае убийца мог укрыться от мести или у жертвенника Яхве или в одном из городов-убежищ. Более того, в Септуагинте так же употребляются разные слова в тех или иных случаях. В самой заповеди стоит слово «φονεύω» — просто убивать и умерщвлять. А вот когда речь идёт о смертных приговорах или о смерти на войне, или о том, когда убивает людей сам Бог, тогда употребляется слово «Θανατόω» — умерщвлять и предавать смерти. К примеру: «Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил (Θανατόω) и его» (Бытие 38:10). И это только в русском языке почему-то казнь преступников, смерть на войне и криминальные преступные убийства стали нераздельно одним и тем же.
1 неделю назад
Зло в Церкви, пожирающее само себя. «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Галатам 5:15). В христианских сообществах, будь то церковь или интернет-группы, часто возникают внутренние конфликты. Почему так происходит? Если люди не ценят свою конфессию, христианский мир в целом, репутацию Самого Бога в глазах человечества, то они, конечно же, склонны к спорам ради личных интересов, а не целей справедливой христианской апологетики. Такие люди просто выплескивают негативную энергию на окружающих, преследуя не христианские идеалы, а нужды своего характера или нервозности, чаще всего с желанием возгордиться на чëм либо фоне. Возникает при этом и неприязнь к представителям других конфессий (представлять свою конфессию исключительно избранной особенно приятно нарциссам). Также возникают и конфликты внутри прихода зачастую по самым ничтожным поводам. Христианство не исключает злость и гнев, саму борьбу за истину с возвышением нашего голоса. Но Господь требовал от нас проявлять эти чувства только в случае серьëзных преступлений, а не разбрасываться ими направо и налево. Эти эмоции действительно могут быть благотворными проявлениями ревности по истине и справедливости. Однако важно не переходить грань. Постоянная злость внутри человека не есть хорошо, поиск поводов для конфликтов и неспособность успокоиться — это не от того духа. Гнев и озлобление должны быть редки и направленными исключительно на полезные дела, на справедливое осуждение, а не мелочные придирки со сцеживанием комара и поглощением верблюда. Они не должны становиться постоянной частью нашей духовной жизни. В противном случае мы можем просто изничтожим себя и уроним репутацию нашей веры в глазах окружающих. Мы — лицо Церкви, и будет неловко, если это лицо будет представлять из себя злобную гримасу. Если же вы агрессивно себя ведëте, пытаясь унизить представителей других конфессий, возвысив при этом свою, то в глазах окружающих выглядеть обезумевшими мракобесами будете вы, а не ваши оппоненты. Людей может напугать та навязчивая агрессивность, которую вы им пытаетесь навязать.
1 неделю назад
Самая большая рукописная Библия в Мире Семейство евангельских христиан-индийцев, проживающих в Дубае, создали огромную рукописную Библию, побив мировой рекорд Гиннесса. Манодж и Сьюзан Варгезе, а также их дети Карун и Крупа – семья, совершившая этот удивительный подвиг. Колоссальный текст весит целых 150 килограммов. Впечатляет то, что каждое из 800 000 слов, содержащихся на огромных страницах формата А1, тщательно написано от руки. Они начали проект 11 мая 2019 года. На полное завершение у них ушло пять месяцев. Мотивация Сьюзен заключается не в том, чтобы просто лишь заполучить самую большую в мире Библию, а в том, чтобы оставить что-то выдающееся своим детям. «Всё, чего я хотела, — это оставить что-то прекрасное своим детям. Я хотела, чтобы они бережно хранили то личное, что я им дала». Работая медсестрой, чтение Библии на языке малаялам давало ей силы пережить каждый день. Она хотела показать своим детям, насколько важно каждое слово в Библии. «Я решила написать Библию на английском языке на обычной бумаге, чтобы подарить её своим детям. Я чувствовала, что мои дети не только вдохновятся Библией, но и будут помнить мать, которая сделала им такой личный подарок», — сказала она. Сьюзен немного рассказала о процессе: «Я тратила по 12–15 часов каждый день на тщательное переписывание Библии. У меня дёргались глаза, болели руки, но в процессе я обнаружила, что Библия говорит со мной, вдохновляет и направляет меня». «В ходе этого процесса моя вера в Бога ожила, и я могу назвать это паломничеством, не похожим ни на какое другое». Наконец, спустя 153 дня, семейство завершило работу над огромной рукописной Библией. Компания Trueline Book Binding в Гусаисвене даже нанесла на обложку тиснение 22-каратным золотом «Holy Bible». В отчёте говорится, что размеры Библии составляют 85,5 см на 60,7 см в длину и ширину, объём текста — 1500 страниц. Толщина — 46,3 см.
1 неделю назад
Самая Большая Библия в Мире Мировой рекорд «самой большой Библии» принадлежит экземпляру Библии в переводе Короля Иакова, которую в 1930 году создал Луис Вейнай (Louis Waynai), плотник из Лос-Анджелеса, штат Калифорния. Процесс изготовления копии занял два года. Вейнай приступил к работе 2 декабря 1928 г., а завершил её 1 декабря 1930 г. На осуществление проекта было потрачено 10 тысяч долларов (огромная на то время сумма). При создании Библии он использован большой самодельный печатный пресс. Высота книги 110,5 см, а длина в открытом виде почти 249 см. Толщина её корешка составляет 86 см. Библия Вейная весит 496 кг и содержит 8048 страниц отпечатанных вручную, шрифтом почти 3 см высотой. Страницы сшиты в 31 отдельную секцию для удобства транспортировки. Перед Второй Мировой Войной Библия была приобретена Дж. Уилардом Морроувом (J. Willard Morrow), служителем Роузен Хайтской церкви Христа, что в Форт Уорсе, штат Техас. Долгие годы она находилась в старом помещении церкви Христа в Роузен Хайтс, где множество пар сочеталось браком на фоне этой необыкновенной книги. В 1956 г. эта Библия была подарена библиотеке Абелиского Христианского Университета, где она и по сей день хранится в футляре из дуба и стекла.
1 неделю назад
Как религиозное рвение протестантов создало будущие США? Историк Саймон Таргетт в книге «Новый Свет, Инк. Создание Америки английскими торговцами-авантюристами» писал о том, что территория самых первых колоний Англии в Северной Америке оказалась бедной, никаких колониальных товаров и богатств там изначально не предвиделось. С юга нищих англичан поджимали могущественные и уже давно закрепившиеся в Новом Свете испанцы, с севера – французы, вокруг колоний – индейцы (около первой колонии в Виргинии, 160 человек, по подсчётам колонистов, жили 14 тыс. индейцев). Виргинская колониальная компания несли сплошные убытки. И вот тогда началась активная компания по спасению новых колоний: «Теперь Джонсон настаивал на том, что главной целью английских колониальных усилий было «продвижение и распространение Царства Божьего». Послание «Новой Британии» прозвучало громко и ясно. Дайте всё, что вы можете дать, как бы мало это ни было. Вкладывая деньги в Виргинию (коммерческая кампания отвечающая за колонизацию Старого Света), вы делаете вклад в свою страну и в дело Божье. Религиозное послание было усилено с кафедр страны. В марте 1609 года Ричард Краканторп, оксфордский теолог, восхвалял всех, кто готов принять участие во вложениях в Виргинию. Их инвестиции помогут создать «новую Британию в другом мире», а также обеспечат, чтобы «языческие варвары и грубые люди» узнали Слово Божье. В следующем месяце Уильям Саймондс, ещё один оксфордский учёный, выступил с проповедью перед ведущими сторонниками виргинского предприятия. Цитируя Библию, Саймондс сравнил задачу колонистов с задачей Авраама, которому было велено оставить землю своего отца и создать на новой земле «великий народ». Педро де Суньига, испанский посол в Лондоне, едва мог сдержать своё презрение к этому новому подходу. Он писал Филиппу III, что англичане «фактически заставили священников в своих проповедях говорить о важности наполнения мира своей религией и требовать, чтобы все прилагали усилия, чтобы отдать всё, что у них есть» для продвижения этого дела. Виргиния больше не была просто коммерческим предприятием. Она превращалась в крестовый поход за Протестантизм, религиозную экспансию и общественное благо. Пока священнослужители читали проповеди с лондонских кафедр, члены Королевского совета оказывали давление на своих друзей и коллег, чтобы те поддержали и продвигали кампанию. Они отправили письма лорд-мэру, олдерменам и ливрейным компаниям Лондона с просьбой о подписке на их колонию – «действие, угодное Богу и счастливое для общего богатства». Лорд-мэр, в свою очередь, обратился к большим ливрейным компаниям Лондона с просьбой «очень серьёзно и эффективно» поговорить со своими членами, «чтобы они приняли участие в столь добром и почётном деле». Динамичная маркетинговая кампания Смита (один из лидеров Виргинии) была убедительной. Сочетание национальной гордости, религиозных убеждений, привлекательного маркетинга и низкой цены в 25 фунтов (на одну акцию Виргинской колониальной компании) сработало. В первом уставе Вирджинии было указано восемь подписчиков. Для сравнения, во втором уставе их было почти в сто раз больше: 659 частных лиц и 56 ливрейных компаний и других юридических лиц. Отражая это разнообразие, индивидуальные инвесторы представляли весь социальный спектр: не только дворян, но и врачей, капитанов, пивоваров и даже сапожника. Успех кампании встревожили посла Суньигу, который сообщил испанскому королю, что «за 20 дней была собрана сумма денег на это путешествие, которая поражает воображение». Он сообщил, что 14 графов и баронов пообещали 40 тысяч дукатов», что «купцы дают гораздо больше» и что «нет ни одного бедняка, ни одной женщины, которые бы не согласились дать что-нибудь на это предприятие». (Главное, что приносила акция Виргинской компании – обещание дать на неё 500 акров, или 200 га, земли на акционера). В результате вопреки законам рынка люди стали вкладывать средства в заведомо проигрышную авантюру, которая позднее всë же значительно окупилась. Колонии не только выстояли, но и начали своë полномасштабное развитие и заселение английскими протестантами.
1 неделю назад
Вековая беспрерывная молитва моравских братьев Удивительное событие произошло 13 августа 1727 года в г. Хернхате, что находился в Восточной Германии. На небольшую общину, которая насчитывала не более 50 человек во время богослужения сошёл Святой Дух. В одно мгновение, каждый находящийся в зале ощутил сильную славу Божью. Одни начали безудержно плакать, другие заговорили на языках, а кто-то славил Бога. Им казалось, что они уже на небесах, хотелось поклоняться и молиться Святому Господу. С этого дня всё и началось! В течении двух недель 24 мужчины и 24 женщины приняли обет «почасового ходатайства», то есть решили молиться круглосуточно, каждый по часу. Основываясь на Библейском стихе с (Левит 6:13) «огонь непрестанно пусть горит на жертвеннике и не угасает», они посвятили себя тому, чтобы исполнить это слово. И это служение затянулось на 100 лет! Как всё началось? Предпосылки этого молитвенного движения корнями входят в историю Реформации Церкви. Моравские братья (братство) появились в Моравии в 1457 году под названием «Братское единение». Они выросли из движения гуситов – последователей великого реформатора Чехии Яна Гуса. Движение Чешских братьев быстро распространилось в Чехии и Моравии, затем в Польше, Восточной Пруссии, Венгрии. К началу 16 века оно насчитывало около 400 приходов и 200 тысяч последователей. Они внесли свой реформаторский вклад в развитие Чехии: создали исповедание веры, перевели на чешский язык Писание, открывали школы, семинарии, издавали катехизисы (книга, содержащая основы вероучения, состоящая с вопросов и ответов) и сборники гимнов. Во время контрреформации и тридцатилетней войны «Братское единение» подверглось гонениям в Чехии и Моравии и было практически уничтожено (1627 г.). Уже беженцами они понесли Слово Божье в другие страны. Братья из Моравии бежали в Саксонию. Моравские братья в Саксонии В это время в Саксонии молодой граф Николай Людвиг фон Цинцендорф познакомился с моравским проповедником, Христианом Давидом, который и рассказал ему о страданиях преследуемых протестантов в Моравии. Незамедлительно он пригласил беженцев расположится в своих владениях. Члены общины основали поселение Гернгут (Страж Господень). Новая община быстро выросла до трехсот человек. Граф оставил государственную службу и стал пастором общины в Гернгуте и выработал ряд новых постановлений для общины. Пришло обновление духовности, начали создаваться хоровые группы и другие служения. Каковы результаты 100-летней молитвы? Из молитвенного зала Гернгута пришёл миссионерский пыл, который вряд ли ещё встречался в истории христианства. Искра возникла, когда Цинцендорф встретил в Дании эскимоса, обращенного в веру лютеранами. Граф вернулся в Гернгут, полный страсти доносить благую весть всем народам. Община насчитывала всего 300 человек. 21 августа 1732 года община отправила первых миссионеров на остров Св. Фомы. С этого времени Моравская церковь высылает большое число миссионеров в разные страны мира. Наиболее активно они действуют в Африке, Америке, на Дальнем Востоке, и даже в Арктическом поясе (народы севера). Одним из лозунгов моравских миссионеров было «проповедовать среди народов, не знающих Христа». По этой причине миссионеры отправлялись прежде всего туда, где не было никакой другой миссии. Миссионерскому движению положил начало сам Цинцендорф, отправившись в Северную Америку, чтобы проповедовать там Евангелие диким племенам индейцев. За ним последовали и другие. Давид Цейсбергер, например, посвятил себя полностью проповеди Евангелия среди индейцев Северной Америки, а плотник Христиан Давид отправился в Гренландию для проповеди Евангелия эскимосам. В Моравском братстве были заложены основы современной миссионерской деятельности и евангельского движения. Впервые в миссионерском труде они начали организовывать школы и больницы, проводить социальную работу для населения. Влияние, которое оказала эта маленькая община, посвятив себя тому, чтобы искать Божьего лица днем и ночью, поистине невероятно. Через молитву и миссию они коснулись многих народов и подготовили миллионы последователей Христа.
1 неделю назад
Православное искусство пелены и покровов Христианство, пришедшее на Русь в X веке из Византии, сильно изменило жизнь русского человека. Начало меняться мировоззрение, появились новые основы правовых отношений, ушли в прошлое многие дикие обычаи, вроде жертвоприношений и многожёнства. А ещё появились многие виды искусства, доселе невиданные на Руси. И если о древнерусской литературе, знаменитом храмовом зодчестве, немногочисленных примерах иконописи известно довольно много, то о декоративно-прикладном искусстве говорят значительно меньше. Что же включало в себя это декоративно-прикладное искусство? Речь идёт в первую очередь о лицевом и золотом шитье, изысканной вышивке покровов, пелен и воздухов для церковных богослужений. Это могли быть евангельские сюжеты, изображения святых покровителей. Выполнялось лицевое шитьё, как правило, золотыми и шёлковыми нитями на дорогих тканях, вышивка зачастую украшалась жемчугом и драгоценными камнями. Из этого следует, что искусство это было доступно лишь самым знатным христианкам на Руси, в первую очередь, великокняжеской, а потом и царской семье. Вышитые изделия изготавливались по обету в благодарность Богу за спасение мужа на войне или рождение долгожданного ребёнка и стали для русских аристократок, не имевших возможности вести такую же насыщенную общественную жизнь, как в Европе, прекрасным способом творческого самовыражения. До наших дней дошло не так уж и много образцов этого удивительного творчества. Большинство из них относится к шестнадцатому и семнадцатому веку и были сделаны царевной Ксенией Борисовной Годуновой, царицами Евдокией Стрешнёвой, женой царя Михаила Фёдоровича, и её невесткой, женой царя Алексея Михайловича, Марией Милославской. Каждая из мастериц обладала своим неповторимым вкусом. Например, работы царицы Ирины, супруги царя Фёдора Иоанновича и сестры Бориса Годунова, отличаются мягкостью и умиротворённостью. Вышивка же её племянницы Ксении славилась своей изысканностью, изяществом. Со временем техника всё больше и больше усложнялась, религиозные изображения приобретают всё более светский характер, а в вышивку проникают всё больше крестьянские мотивы, усиливается значение орнамента. Поскольку ценность пелен и покровов была велика, то с ними обращались очень бережно и тщательно хранили. На сегодняшний день большинство из сохранившихся образцов древнерусской вышивки хранятся в музейных собраниях России. Древнерусское лицевое шитьё по праву считается одним из лучших видов искусства допетровской Руси, и оно продолжает восхищать и вдохновлять мастериц уже и в наши дни. @Историк София Лихошва
1 неделю назад
Гарантия достижения Вернувшись из своего Третьего путешествия и посетив Храм, апостол Павел был едва не растерзан разъярённой его миссионерским служением толпой иудеев. Его успели отбить римские солдаты и в тот момент апостол познакомился с высокопоставленным офицером, командующим иерусалимским гарнизоном (Деян. 21:27-40). В ходе их дальнейшей беседы выяснилось, что оба они имеют высокий статус Римских граждан, но Павел обладает им по рождению, а трибун (тысяченачальник) – купил его (Деян. 22:23-29). Это обстоятельство свидетельствует о том, что статус Павла имел более высокую степень, нежели у трибуна. Одновременно выяснилось, что трибун обрёл своё воинское звание одного из шести старших офицеров легиона благодаря большим усилиям. Ведь офицерами в римской армии могли быть лишь люди с гражданством, соответственно, он не был римлянином и сделал все, чтобы им стать. А в недавнее правление Клавдия действительно появилась возможность покупки гражданства за немалую сумму. Важные сведения добавляет его имя, узнанное из письма – Клавдий Лисий, адресованное им наместнику Антонию Феликсу (Деян. 23:25-26). Лисий – имя греческое, то есть трибун грек по рождению. Но Клавдий – имя римское, им приобретённое. Видимо, он был рабом и благодаря императору Клавдию стал вольноотпущенником. Освобождённые рабы всегда брали имена своих благодетелей, прибавляя их к своим именам. Позже Лисию удалось разбогатеть, купить гражданство и занять высокую воинскую должность. Итак, Лисий приложил громадные усилия, чтобы изменить свою судьбу и добиться положения в обществе. То есть он вёл тот образ жизни, который всегда считается нормой для людей этого мира: прилагать к достижению чего-либо львиную долю сил и времени, надеясь на самого себя. Однако, главным для нас уроком являются слова Павла, отражающие подлинные возможности Божьего человека. Имея наивысшее по сравнению с трибуном положение, он получил его по благодати, попросту “родившись в нём”.
1 неделю назад