«Человек может быть прав в одном, но не прав в другом — это совершенно естественно»
Первые послевоенные годы. 25-летняя Клара, в потерявшая на войне жениха, а теперь лишившаяся и любимой работы, случайно находит объявление о сиротском доме, где срочно требуется новая заведующая. Что ж, сейчас она и на такую работу согласна, ведь нельзя же годами пользоваться гостеприимством замужней подруги! Однако, впервые переступив порог сиротского дома, Клара обнаруживает, что теперь под её опекой восемь детей от младших школьников до подростков, и помогать ей особо никто не собирается. Ну, разве что их сосед-обойщик Айвор, который без труда ладит со всеми её подопечными, даже с малышкой Пег, которая совсем не разговаривает. Вот только на войне Айвор потерял руку, и его культя, по правде говоря, сильно смущает Клару.
Да и дети начинают строить новой заведующей различные козни, так что уже через несколько дней, решив, что эта работа не для неё, Клара пытается тайком уехать из города, однако попытка оказывается неудачной. Мало-помалу дети привязываются к ней, да и она уже не представляет своей жизни без этих сорванцов. Кроме того, у Клары появляется весьма завидный и обеспеченный жених, но незадолго до намеченной свадьбы всё, что за год Клара построила с таким трудом идёт прахом, а сама она оказывается на грани увольнения…
В целом, роман неплохой, хотя мне кажется, что всё то же самое можно было описать как минимум вдвое короче. Отношения с родными и приёмными родителями, развязность беспризорников и сложный кубертатный период, насилие в семье, царящая в органах опеки бюрократия и даже антисемитизм — вот лишь немногие темы, которые автор подняла в этой книге.
Не знаю почему, но на протяжении всего романа Клара казалась мне 40-летней старой девой, а не 25-летней девушкой. Хотя война и смерть близких, безусловно, не могли не наложить на неё свой отпечаток.
Но больше всего меня бесила любовная линия! С самого начала становится понятно, что Клара и Айвор симпатизируют друг другу, но его культя… К тому же, в городке поговаривают, что Айвор женат, просто жёнушка-красавица сбежала от него в поисках лучшей жизни. Да и, кстати говоря, оба они — выпускники этого самого сиротского приюта.
Другое дело Джулиан, который и зарабатывает неплохо, и живёт в собственном доме, и автомобиль водит, и в ресторанах Клару то и дело угощает. Тут, знаете ли, невольно закроешь глаза и на то, что он вдвое старше, и на то, что он, мягко говоря, не долюбливает её подопечных. Но это ли залог крепкого брака и счастливой семьи? 😔
Не повезло с мужем и её подруге Джуди. Каждый раз приезжая в гости, Клара видит ушибы и синяки на хрупком теле подруги, но та каждый раз выгораживает горе-муженька, пока, наконец… Нет, это вы должны
В конце концов Джуди признаёт, что Артур иногда бьёт её, но снова оправдывает его тем, что это психологическая травма после войны. Да, а сколько мужчин в данную минуту ломают свою психику на фронте? И что потом придётся пережить их родителям, жёнам и детям? 😱
Впрочем, некоторые женщины и без войны терпят подобных деспотов. Некоторые, потому что никак не могут выйти из роли жертвы, некоторые потому, что им больше некуда идти. Когда Джуди признаётся Кларе, что вот уже несколько лет не может забеременить, она вновь винит исключительно себя, мол, это её тело не способно выносить и родить ребёнка. И её даже на секундочку не покидает мысль о том, что это её супруг бесплоден, а не она. О, это губительное стремление во всём быть идеальной…
В общем, тянула автор резину, тянула, подробно описывая будни сиротского дома, а под конец решила как следует ошарашить читателя: всё резко пришло в движение, тысячу раз повернулось вокруг своей оси и осталось висеть вверх тормашками. Это я про открытый финал, если что. 😁
Ссорились они с Айвором, ссорились, и вот когда Клара, наконец, поняла, что всё это время его любила… Нет, не буду спойлерить, хотя язык, конечно, ооочень сильно чешется. 😉
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Салли Хэпворс — «Моя любимая свекровь»: конфликт современных отцов и детей
Вирджиния Фейто — «Миссис Марч»: невозможно кого-то знать по-настоящему
«Напоминание о нём» — Колин Гувер: так хорошо, когда о тебе кто-то беспокоится
Мэри Бет Кин. «Да — тогда и сейчас»: «Мы обречены повторять ошибки, которые не смогли исправить»
Аша Лемми — «Пятьдесят слов дождя»: Нет смысла злиться на того, кому в жизни приходится гораздо хуже
Стоит ли брать «Синий билет» Софи Макинтош?
«Последний вечер в Лондоне» Карен Уайт: «быть отважной – не то же самое, что не бояться»
«Девять жизней Роуз Наполитано»: нелегко сделать непохожий на других выбор