Япония 40-ых годов. Мать оставляет маленькую Нори Камидза возле ворот дома её деда и бабки, которых та никогда не видела, и поспешно сбегает. Позже девочка выясняет, что мама, а значит и она тоже, принадлежит к императорскому роду, однако Нори — незаконорождённая полукровка, а потому даже само её существование держат в строжайшей тайне. Малышка живёт на чердаке, принимает специальные ванны для отбеливания кожи и регулярно терпит побои от деспотичной бабушки, люто ненавидящей внучку. Всё меняется с появлением в доме её старшего сводного брата Акиры, который становится её защитником, наставником и лучшим другом. Но жизнь, кажется, нарочно усыпляет бдительность Нори, чтобы нанести ей окончательный сокрушительный удар…
*****
Если бы всего пару лет назад мне сказали, что я начну читать азиатскую литературу, я бы ни за что не поверила! Честное слово! Возможно, отчасти интересом к ней меня заразила одна из моих подписчиц, но, вообще, этот вирус, видимо, проник в меня гораздо раньше, вместе с нашумевшим бестселлером Кадзуо Исигуро
«Клара и солнце»,
а ещё чуть позже под руку мне попались восхитительные романы китаянки Стейси Ли
«Девушка с нижнего этажа»
и
«Удача на Титанике».
Помимо этого, были ещё многочисленные романы урождённой тайки Дайны Джеффрис о
Вьетнаме
и
Индии,
попытки (правда, пока безуспешные) приобщиться к творчеству китайца Мо Янь, а также недавно прочитанная мной книга Виены Дэй Рэндел «Последняя роза Шанхая», но роман «Пятьдесят слов дождя» Аши Лемми — просто находка и, безусловно, очередной претендент на звание
лучшей книги года!
В этот роман
я влюбилась с первых слов аннотации, сразу же проникнувшись сочувствием к судьбе маленькой девочки, которой, скажем так, не слишком повезло с родственниками и которая с юных лет вынуждена выживать, терпя жестокость и унижения. На первых страницах, признаюсь честно, я немножко заскучала — возможно, виной тому излишняя японская сдержанность во всём? Но вскоре роман стал напоминать некогда прочитанные мной
«Мемуары гейши» Артура Голдина,
и отложить книгу в сторону я уже не могла, тем более, что слушала аудиоверсию, начитанную прекрасной актрисой Любовью Толкалиной.
Каково же было моё удивление, когда, дочитав роман до конца, я решила заглянуть в отзывы на Литрес и не обнаружила там ни одного негативного комментария на эту книгу, что случается крайне редко. Особенно порадовало то, что роман оценили по достоинству не только женщины, но и мужчины, а также писатели мирового уровня, среди которых, например,
Для меня это, прежде всего, роман о том, как часто авторитарные родители ломают судьбы своим детям, разумеется, исключительно из благих намерений. И как же печально, когда этот опыт передаётся из поколения в поколение, как в семье Камидза. ☹
За всю свою пусть и короткую жизнь Нори не помнила маму счастливой. Та всегда была холодна и сдержанна с дочерью, а потому девочка всегда ощущала себя лишней в этом мире. Хотя на это у мамы, конечно, были свои причины, о которых главная героиня узнает позже, прочитав дневники матери. Не мудрено, что самооценка у Нори гораздо ниже плинтуса, а потому лапша о том, что она проклята и ничтожна, легко вешается на её внемлющие ушки, а главное, надолго там задерживается. Даже будучи взрослой, Нори продолжает самозабвенно верить в то, что она приносит окружающим несчастья, и винит себя во всём, в чём только можно и в чём нельзя тоже.
Акира же — полная противоположность сестре: не то чтобы избалованный подросток, но всё-таки довольно самоуверенный и даже отчасти эгоистичный юноша, а всё потому что он — первенец и законный наследник императорской семьи, который явно рос в несколько иной атмосфере. Акира старше сестры всего на 4 года, но иногда кажется, что он ей в отцы годится. И, даже достигнув 15-ти лет, Нори остаётся тем самым забитым и недолюбленным ребёнком, который вечно ищет внимания и одобрения взрослых. Ко всему прочему, Акира — прекрасный музыкант, едва ли не лучший в Японии, в то время как Нори — скромная посредственность, но только ли дело тут в природных данных? Ведь талант они оба унаследовали от общей матери, однако если в Акире едва ли не с пелёнок взращивали музыканта, то развитием Нори вообще никто не занимался, и время было безвозвратно упущено.
Что меня искренне удивляло на протяжении всего романа, так это покровительственное отношение Акиры к младшей сестре. Казалось бы, он должен ненавидеть эту девочку, из-за которой лишился матери, ну или в крайнем случае взять её в служанки, чтобы совсем не пропала — родная кровь как-никак, однако Акира делает для сестры всё, что только может, даже рискует собственной жизнью, вступая ради неё в опасную схватку с могущественной бабкой, которой ничего не стоит стереть обоих в порошок. С первой их встречи мне казалось, что Акира влюбился в Нори — так нежно и бережно он лелеял эту хрупкую девочку, но позже стало понятно, что, скорее всего, юноша видел в сестрёнке уменьшенную копию матери, которой ему так не хватало все эти годы, а потому он боялся вновь потерять её.
Единственное, что меня разочаровало в романе, так это финал! Во-первых, не думала, что Акира так внезапно исчезнет из жизни сестры, когда он стал для неё всем. Во-вторых, не ожидала, что и сама Нори настолько изменится и вдруг решит пойти по материнским стопам, когда счастье было так близко…
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
«Первая смерть Лайлы» Колин Гувер. Любовный треугольник: он, она и привидение
Софи Макинтош и её «Синий билет» в новую жизнь
8 лучших романов, которые я прочла в 2022 году
«Последний вечер в Лондоне» Карен Уайт: «быть отважной – не то же самое, что не бояться»
«Арминута»: все многодетные семьи несчастны по-своему?