1. Вступление
В этой статье расскажу, что меня подтолкнуло описать технологию менторства, зачем мне менторство, как организовать профессиональный рост программиста с последующим трудоустройством.
2. История вопроса
Недавно регистрировался на Solvery в качестве ментора.
Был задан такой вопрос: «Менти стал ходить по собеседованиям и получает отказы с формулировкой, что его знаний пока не хватает для трудоустройства. Он обратился к ментору, чтобы дойти до уровня, необходимого для трудоустройства. Как выстроить работу ментора и менти?».
Это навело меня на мысль определённым образом систематизировать знания, описать подход по оказанию помощи подопечному.
3. Зачем мне это
Для начала стоит сказать, что отрасль 1С весьма консервативна. Если сравнивать с другими технологическими стеками, то менторство там уже давно устоявшаяся практика. В 1С же эта тема только развивается.
Когда решил заняться этим вопросом, то для начала сформулировал, для чего мне это.
Получились следующие пункты:
1. Отдать знания. Отчасти касался этой темы в статье «Скрытая ценность: как наём новичков без опыта может стимулировать развитие компании». В течение долгого времени меня обучали, появилась потребность уже не получать, а отдавать. Полагаю, что это вполне естественное и правильное желание.
2. Получить опыт внешнего менторства. Наставничество в различных его формах внутри организации присутствует уже давно.
3. Понять, что сейчас востребовано, получить новые идеи. Практика показала, что, обучая подопечного, сам учишься. Подобный набор знаний получается естественным и гармоничным.
4. Расширить круг знакомств. В ходе наставничества так или иначе соприкасаешься с другими людьми, появляются новые контакты. Причём это не только подопечные. Это и коллеги по цеху.
4. Анализ
Так как же помочь менти?
Для начала нужно точно определить проблему.
Точно ли это технические навыки? Точно ли по этой причине он не может устроиться на работу?
Нужно, чтобы менти показал свой дневник собеседований. Подробно описывал, как работать с дневником собеседований в статье «Поиск работы в сфере 1С», см. п. 6 этой статьи. Если такого дневника нет, то его нужно завести. Совместно с менти провести анализ собеседований. Посмотреть, почему ему отказывали, по какой причине (причинам).
Оценивать надо вместе. Чтобы была оценка не только менти, но и ментора. Иногда случается, что менти некорректно оценивает причину отказа. Либо упускает важные моменты из вида.
5. План и набор знаний
Далее следует составить план, над чем нужно поработать, какие технические навыки подтянуть. Согласно плану подбирается курс или собирается свой. В сети много бесплатного материала.
Перед началом обучения идёт работа с менти. Задача состоит в том, чтобы он понял, что результат будет, но для этого нужно хорошо потрудиться. Это путь, возможно, в несколько недель, иногда месяцев.
Далее идет блок работы по получению практических знаний (согласно плану).
Важно, чтобы практические навыки именно накапливались, всю практическую часть менти выполняет самостоятельно.
Менти отчитывается за каждый блок курса, готовит домашнее задание. Вместе с ним на созвонах в режиме реального времени разбираем его решения.
В качестве поверки его знаний по определённому блоку даётся реальное задание из практики, такие примеры можно найти на 1clancer.
6. Тренировка
Также после окончания каждого блока курса с менти проводится тренировка по прохождению собеседования. Я выступаю в качестве работодателя, он в качестве соискателя. Это может потребоваться, если у менти есть страх неудачи. Он, как правило, будет, потому что ситуация подкреплена неоднократными отказами. В ходе тренировки отрабатывается технология, по которой он самостоятельно в будущем сможет успешно проходить собеседования. Тут нужно научить менти, как он сможет самостоятельно фиксировать результаты собеседований, декомпозировать и анализировать их, намечать план своего развития.
7. Новые собеседования
После прохождения курса следует новая волна собеседований. Реальных собеседований.
Если менти потребуется помощь в поиске работодателя, то опять же делаем это вместе.
К собеседованиям нужно готовиться, не просто читать формальные требования к кандидату и откликаться на вакансию. Перед собеседованием нужно познакомиться с компанией. Узнать, чем она занимается. Работодателю нравится, когда соискатель знает о нём. Об этом нужно аккуратно сказать на собеседовании. Сделать это можно в виде уточняющего вопроса. Например: «Знакомясь с Вашей компанией, видел, что у вас достаточно сильно развита микросервисная архитектура. Расскажите подробнее про это?».
Нужен обязательный разбор всех собеседований по заранее отработанной технологии.
После каждого собеседования совместно с менти анализ и поиск решений на те вопросы, на которые менти не смог ответить или ответил неверно.
Так итерационно он получит свою работу.
Если потребуется, то можно сопровождать менти на время адаптационного периода в новой компании.
8. Заключение
Поиск работы можно рассматривать как обычный проект. Отработав технологию по работе с этим проектом, оказывается, что накопление знаний и прохождение собеседований – это типовая задача. При наличии ментора эта технология создается и отрабатывается в разы быстрее.
Успехов! ;)
Ссылки
Solvery – менторы по программированию
https://solvery.io/mentor/ssypachev
Скрытая ценность: как наем новичков без опыта может стимулировать развитие компании
https://dzen.ru/a/ZU4ej0qQD2rlzR8C
Поиск работы в сфере 1С
https://dzen.ru/a/ZRww0xJeLCNe08Wu
1Clancer.ru - фриланс сервис услуг в сфере 1С