Найти в Дзене
Рок на БиС

Лучшие "живые" альбомы. Прог-рок. 1973 год. Часть 5. Focus, Traffic, Les Rallizes Denudes

Завершающая часть лучших живых альбомов прога за 1973 год.

Обложки альбомов взяты на discogs.com Коллаж автора
Обложки альбомов взяты на discogs.com Коллаж автора

Focus "Live At The Rainbow"

И вновь уже не первый раз мы в Лондоне 1973-го года. Концертный зал Rainbow Theatre заполнили не уехавшие 5 мая сажать картошку жители английской столицы. Они пришли послушать как голландцы поют австрийский йодль. "Hocus Pocus" в исполнении группы Focus. А грядки на даче подождут.

Думаю, что пришедшие не пожалели потраченных на билет денег. Хотя встречал и негативные отклики на эту запись, но, как мне кажется, они несправедливы.

Кроме своей визитной карточки жители Амстердама выдали прекрасный сет инструментального симфонического прогрессивного рока с элементами джаза и музыки барокко. Солируют, естественно, Ян Аккерман (Jan Akkerman) на гитаре и Тийс ван Лир (Thijs van Leer) на флейте и клавишах. Басист Берт Рюйтер (Bert Ruiter) и обладатель джазовой техники игры на барабанах Пьер ван дер Линден (Pierre van der Linden) создают им для этого солидную ритмическую основу. На месте и "Sylvia", второй международный хит коллектива, достигший в Великобритании четвертого чартового места. А если кто-то ждал от данного релиза бешеной энергетики, рёва толпы в перерывах между номерами и хорового пения йодля залом вместе с музыкантами, то он ошибся с выбором.

Моя единственная претензия к альбому - это его продолжительность. Но тут, как мне кажется, сыграло роль следующее обстоятельство. Лейбл, готовился к выпуску одинарного студийника, который был отложен из-за разногласий внутри группы, хотя уже и был частично записан. Для закрытия обязательств и был издан "Live At The Rainbow". Перестроиться на двойник пусть и концертный было уже сложно. Да и материала могло элементарно на две пластинки не хватить (вспомним историю с "живым" диском Genesis)

Кстати, вещица с названием "House of the King" во время представления исполнялась, но в альбом не вошла.

Ютуб-канал Red Bullet

Маленькая деталь. Обложки американского и европейского изданий "Live At The Rainbow" отличались. Поэтому на коллаже вверху обложек не три, по числу обозреваемых альбомов, а четыре

Traffic "On The Road"

Вместе с постоянными музыкантами Traffic Уинвудом/Капальди/Вудом и Баа концертный альбом "On The Road" записывала группа известных сессионщиков. Клавишника Барри Беккета (Barry Beckett), басиста Дэвида Худа (David Hood) и барабанщика Роджера Хокинса (Roger Hawkins), входивших в объединение Muscle Shoals Rhythm Section, привел с собой Джим Капальди. Они помогали ему в работе над первым сольником. И удачно перекочевали в детище Стива Уинвуда.

Если вышедший двумя годами ранее "лайв" ансамбля под названием "Welcome To The Canteen" был просто хорошим и удачным альбомом,

то "дорожный" получился отличным. Участие блестящих профессионалов своего дела, а другими аккомпанировавшие Арете Франклин, Этте Джеймс и Полу Саймону Беккет, Худ и Хокинс быть просто не могли, освободило основных членов Трафика от создания фона для своих произведений и развязало им руки для импровизаций. На двойном альбоме всего шесть вещей, четыре из которых длиннее десяти минут. При этом абсолютно все композиции вовсе не кажутся скучными или чересчур затянутыми. Джазовое/блюзовое настроение, создаваемое музыкантами, и инструментальное разнообразие обеспечивают слушателю комфортное восприятие прог-роковой сложности.

Звучавшие же в отзывах критиков намеки на то, что выбор песен мог бы быть и получше, может частично и справедливы. Но следует учесть, что один "живой" альбом у группы недавно уже выходил. Повторять его трек-лист было не комильфо. Это во-первых. А во-вторых, упомянутому сессионному трио было, естественно, гораздо удобней играть на концертах созданные с их участием в студии номера с альбома "Shoot Out At the Fantasy Factory" (1973), коих в программе набралось целых три (пятьдесят процентов)

Ютуб-канал Musikladen

Various Artists "OZ Days Live"

Ютуб-канал TvuxoRoiale

В XX веке в разных странах в разное время существовали концертные площадки, сыгравшие громадную роль в развитии популярной музыки в конкретной стране, а иногда и во всем мире. В основном такие заведения были сосредоточены в США и Англии. Достаточно вспомнить ливерпульский The Cavern, нью-йоркский CBGB, голливудский Whisky a Go Go. Но в 1972-1973 годах подобный клуб существовал и в Токио. В консервативной Японии владельцы концертных площадок не слишком жаловали нестандартно выглядевших и игравших нестандартную музыку исполнителей. Поэтому небольшое выкупленное супругами Каваути двухэтажное здание недалеко от железнодорожной станции Китидзёдзи на западе Токио стало Меккой для японских рокеров. На первом этаже клуба, названного OZ, был бар, а на втором помещение для концертов, с трудом вмещавшее около сотни зрителей, но быстро обретшее популярность и культовый статус среди неформальной молодежи

Клуб OZ просуществовал всего год. В сентябре 1973-го заведение закрылось, но перед этим по решению менеджера клуба Тэдзука Минору на подручном оборудовании был записан двойной "живой" сборник номеров групп, которые там выступали. На первой стороне пластинки первые три трека принадлежали кавер-бэнду Miyako Ochi, игравшему в основном песни ранних Битлз. Номера с 4-го по 6-й исполняет малоизвестная гаражно-психоделическая команда Acid Seven, у которой эта запись, похоже, единственная. Вторая сторона занята песнями в исполнении местного автора/исполнителя и фолк-рокера Масато Минами (Masato Minami).

Для любителей прога интерес представляет второй диск сборника. Сначала на стороне C можно услышать более чем 22-минутный психоделический джем от Taj Mahal Travelers. Об этом коллективе мы уже вспоминали в данной серии публикаций

А на стороне D "OZ Days Live" четыре весьма интересные пространственно-психоделические композиции ещё одних героев наших публикаций Les Rallizes Denudes

В итоге получившийся трек-лист представляет собой любопытный срез состояния японской рок-сцены в начале 70-х. А что касается встречающегося мнения о не очень большой музыкальной ценности данного релиза, то мне кажется, что бесхитростный документ эпохи, зафиксировавший всё "как есть", иногда ценнее многочисленных высокохудожественных изысков и наворотов.

Ютуб-канал Eliecer Gaspar

Автор статьи - БиС

Предыдущие статьи:

Лучшие "живые" альбомы прога | Рок на БиС | Дзен

По итогам голосования во второй и третьей заметке про 1973 год победили:

Hawkwind "Space Ritual" -58,3%

Genesis "Genesis Live" - 50%

Новое голосование:

Группа авторов, пишущих для дзен-канала "Рок на БиС", открыла ТГ-каналы о футболе и о политике. Заходите. Будем рады:

Поэзия подката
Ушастый аналитик

Наш медиа-партнер Радио Выход:

Радио Выход
Радио Выход